Артефакт. 10. Интерлюдия

- Расскажи, как устроена наша Галактика, милая Таллиа.
- О чём именно рассказать тебе, любезный Руго? О звёздах, о планетах или о существах, что их населяют?
- Скорее, о существах, но... С чего начать, если мне интересно всё? Любопытство захлёстывает меня, и чем больше я знаю, тем больше вещей вызывают мой интерес.
- И тем затруднительнее моя задача, - в голосе Таллиа прозвучал лёгкий укор. - Ведь растёт количество областей знания, которые я должна перебрать, чтобы угодить тебе.
- Извини, я не хотел тебя утомлять.
- Меня невозможно утомить, ведь я не человек.
- Ох... иногда я про это забываю. Внешне ты - копия одной моей знакомой...
- Так ты хочешь поговорить про меня или про нашу Галактику?
- Про Галактику, - торопливо сказал Ниглео. - Расскажи мне краткую историю цивилизаций Галактики.
- Какую хронологию использовать: новую бурмасянскую, старую бурмасянскую или хронологию Ядра? Использовать ли как источники информации рассказы контактёров?
- Лучше бы, конечно, без контактёров... У нас великая древняя цивилизация, и наши знания сами по себе грандиозны. Нужна ли нам информация от тех, кто привёл нас в нынешнее печальное состояние?
- Эмоциональные оценки - не по моей части, но я хочу указать тебе, о мудрый Руго, на одну деталь: то, что кажется тебе огромным, может быть мало по сравнению с чем-то иным.
- Что ты имеешь в виду?
- Наша Галактика столь велика, что даже самый быстрый источник информации - луч света - летит сквозь неё десятки тысяч лет. Поэтому долгое время, в течение миллиардов лет, было невозможно установить, какие события происходят в разных концах Галактики и в какие моменты времени они случаются. Да и для того, чтобы узнать о событии, нужно дождаться светового сигнала от него - а пока сигнал дойдёт, информация уже много раз устареет. Мы, бурмасяне, пользовались именно этими, радиоволновыми источниками информации, и поэтому наша база знаний существенно уступает той, что есть у Ядра - но и Ядру неведомо многое из существовавшего в эпоху до его появления.
- А Ядро как пополняет свою базу знаний?
- Здесь я вынуждена использовать информацию, полученную от контактёров, хоть это и может вызвать твою досаду. После появления Ядра была создана Галактическая Транспортная Сеть (ГТС) - система червоточин, прошивающих искривлённое пространство. Червоточины находились в разных звёздных системах, и послания могли транспортироваться сквозь них практически мгновенно. Правда, фундаментальные законы физики запрещают разным концам червоточины сближаться друг с другом - они могут только разбегаться под давлением Т-поля. Поскольку разные звёздные системы вдобавок вращаются вокруг центра Галактики с разной скоростью, концы червоточин постоянно смещались, удаляясь от ближайших звёзд. Смещения исправлялись Транспортной Службой Ядра по сложным алгоритмам, включающим в себя регулярные удаления старых червоточин и добавления новых. В итоге ГТС оказалась столь сложной и разветвлённой, что лишь немногие в Совете по Транспорту имели доступ к регулярно обновляющемуся полному её описанию. Так или иначе, появление ГТС сделало возможным создание общегалактической истории.
- Ну ладно, давай по хронологии контактёров... А какие у них единицы измерения? Тики?
- Да, тики, синхронизированные по СГВ.
- Таллиа, ты такая умная, что меня это пугает.
- Благодарю за комплимент, - улыбнулась Таллиа. - Думаю, я достаточно умна для библиотечного робота.
- Так что такое СГВ?
- Стандартное Галактическое Время. Ты знаком с теорией сверхбыстрых движений?
- Примерно... я изучал её в школе.
- Эта теория - наследие наших далёких предков, изучавших тела, которые движутся со скоростью, близкой к скорости света. При этом с телами происходят некоторые удивительные вещи - например, нам кажется, что у них выросла масса, сократился размер, а время для них стало течь медленнее.
- Нам кажется или это в действительности так? Я этого никогда не мог понять...
- Это эффект перехода к другой системе отсчёта. Подобное бывает и для медленных движений. Представь, что ты сидишь в гусенице, пересекающей широкую долину по гладкой дороге. Она едет равномерно и без тряски, и тебе кажется, что ты стоишь на месте, а всё вокруг тебя движется. Но для человека, который стоит на месте, движешься ты.
- Но ведь на самом деле двигаюсь именно я!
- Это зависит от рассматриваемой системы отсчёта. Если же твоё движение происходит со скоростью, близкой к скорости света, то к движению добавляются и иные эффекты, о которых я упомянула.
- Ох, Таллиа, в такие момент я осознаю, что ты действительно робот. Не может очаровательная молодая девушка так ловко шпарить о столь сложных теориях.
- Ты недооцениваешь молодых девушек. Так вот, с точки зрения теории сверхбыстрых движений, мы не можем уверенно утверждать, что два события в разных точках пространства произошли одновременно - ведь одновременность зависит от выбранной системы отсчёта. Если некая точка - например, звезда - приближается к нам, мы видим происходящие в ней события как бы ускоренными, ибо световые сигналы, благодаря сближению, приходят к нам чаще, чем от неподвижной звезды (с этим связан эффект Даблиэра, увеличивающий частоту света от приближающихся объектов). Если мы начнём приближаться к этой точке, события в ней помчатся для нас ещё быстрее, а если наша скорость приблизится к скорости света, они сольются в один непрерывный бурлящий поток. Таким образом, переместившись в приближающуюся к нам звезду мгновенно по червоточине... ох, я же не рассказала тебе про червоточины!
- Оговариваешься прям как человек, - Ниглео хотел улыбнуться, но вспомнил, кто он, и вытянул губы в трубочку. - Или ты хочешь казаться глупее, чем ты есть, чтобы я не краснел?
- Думай, как хочешь. Так вот, кроме теории сверхбыстрых движений, наши предки оставили нам ещё одно достояние - теорию сверхбольших притяжений. Она рассматривает происходящее в очень сильных гравитационных полях как искривление пространства и времени. Эта теория позволяет создавать червоточины - локальные искривления пространства, удерживаемые Т-полем, с помощью которых можно очень быстро перемещаться из одной точки пространства в другую.
- Да, я это знаю, - кивнул Ниглео. - Я изучал теорию червоточин, когда планировал мою миссию на "Элламарис"... и несколько раньше... Вот что, Таллиа, расскажи мне лучше про путешествия по Галактике!
- А как же галактическая история?
- Мне скоро предстоит путешествие, очень важное и опасное... и может быть, последнее в моей жизни. Я скоро покину тебя, Таллиа.
- Да, я знаю - ты отправляешься на "Элламарис", чтобы участвовать в Экзамене.
- Ты будешь скучать?
- Если тебе приятен положительный ответ, я его дам.
- Ладно, расскажи про путешествия, - буркнул Ниглео.
- Относительность временных интервалов приводит к тому, что переместившись в другой конец расходящейся червоточины, мы окажемся в её будущем. Но теория сверхбыстрых движений говорит, что это никакое не будущее, а настоящее - просто из-за относительности одновременности время в приближающемся объекте сместилось в будущее. Но, как ни объясняй, оказывается, что мы, желая сэкономить время на путешествие, его потеряем, сами того не заметив.

Если же звезда приближается к нам, эффект Даблиэра увеличивает частоту происходящих вокруг неё событий. Мы видим свет от звезды и считаем, что, пока он шёл к нам, в звёздной системе сменилось уже великое множество лет. Поэтому то, что мы считаем настоящим этой звезды, в её системе координат является прошлым. Мгновенно переместившись к этой звезде по червоточине, мы попали бы в её прошлое.
- Ого, путешествия в прошлое!
- Не переживай, их не бывает. Путешествия в прошлое запрещены законами физики - поэтому и cходящихся червоточин в природе не существует.

Итак, интервалы времени относительны, да и точка их отсчёта тоже. Но после появления ГТС возникло Стандартное Галактическое Время (СГВ), синхронизированное с одной из звёзд, вращающихся вокруг ядра Галактики со среднегалактической скоростью. Скорости других звёзд могли отличаться от скорости точки отсчёта СГВ на сотни и даже тысячи килошагов за вздох - но по сравнению со скоростью света это так мало, что ход времени в разных звёздных системах отличался лишь на доли процента.

Хотя в действительности скорости большинства звезд на одном радиусе Галактики различаются не более, чем на 100 килошагов за вздох, на разных радиусах - не более, чем на 1000, но при этом возникают проблемы иного рода. Чтобы сохранить систему червоточин стабильной, приходится либо допустить их быстрое смещение относительно звёзд, либо установить их на стабильных звёздных орбитах, но тогда могут использоваться только транспортные коридоры между разбегающимися звёздами. Оба варианта создают множество проблем. В первом случае, червоточина за несколько месяцев удаляется так далеко от основной планеты системы, что её практическое использование становится затруднительным, и её приходится обновлять. Поэтому первый вариант используется лишь в экстренных случаях, при создании Ровных Коридоров. Во втором случае, хотя перемещение между разбегающимися червоточинами выполняется быстро, по СГВ проходит очень много времени, и, послав путешественника в дорогу на другой конец Галактики, мы рискуем не увидеть его много лет.
- Значит... я улечу на "Элламарис", и меня много лет не будет?
- Если между Кадмоном и "Элламарис" не установлен Ровный Коридор, выравнивающий скорости всех промежуточных червоточин, то времени уйдёт много. Но всё же, говоря про "много лет", ты драматизируешь, о печальный Руго. Учитывая расстояние отсюда до ядра Галактики, возле которого будет находиться "Элламарис", и разности звёздных скоростей, примерно через бурмасянкий год, или два кадмонских года, придёт весточка от тебя.
- Вроде бы, Ровный Коридор будет установлен, - пробормотал Ниглео, - по крайней мере, Тис обещал...
- Опрометчивое обещание! До "Элламарис" нужно было бы установить Ровный Четвертьгалактический Коридор, а столь масштабное событие случается очень редко. Реже создаются только Ровные Полугалактические Коридоры.
- Но от "Элламарис" до Вжзыжга как раз и будет установлен Полугалактический Коридор! Ведь ситуация экстренная, речь идёт о выживании цивилизации. Весь Совет по Транспорту будет стоять на ушах, и пользуясь этим, Тис потихоньку организует нам Четвертьгалактический Коридор между Кадмоном и "Элламарис". В обычное время это было бы грандиозное злоупотребление, но в суете, вызванной созданием Полугалактического Коридора, этого никто не заметит.
- Что ж, Руго, тогда возрадуйся: ты сможешь быстро отправить Иглу на Вжзыжг, быстро получить ответ, быстро вернуться на Кадмон.
- Я... Таллиа, я хочу тебе кое в чём признаться. Обещай, что сохранишь эту информацию в тайне.
- Обещаю... если меня не перепрограммируют.
- То есть, если ты не умрёшь...
- Можно и так сказать.
- На самом деле, мы собираемся отправить Иглу не на Вжзыжг, а совсем в другую звёздную систему... к Бурмасу.
- К Бурмасу?! Мне непонятна эта информация. Она слишком сильно перестраивает мою картину мира и вызывает провалы в моей памяти и системе целей.
- Я не знаю... но думаю, что Четвертьгалактический Коридор от "Элламарис" до Бурмаса нам никто не даст создать. Даже Коридор в звёздную систему наших предков создавался лишь единожды - во время Эвакуации, и тогда был задействован сам Совет Ядра. Сейчас же, даже несмотря на всеобщую суету и отвлечение внимания, Ровный Коридор в неправильном направлении будет слишком заметен. Одно дело - Коридор на Кадмон, про который мы можем сказать, что он нужен нам для связи. И совсем другое - второй Четвертьгалактический, причём в направлении, вызывающем подозрения...
- Я поняла тебя, Руго, можешь не продолжать. Ты не хочешь, но вынужден признать, что вы сможете создать от "Элламарис" до Бурмаса только обычный, не Ровный, транспортный коридор.
- Да, - хрипло сказал Ниглео, - как долго будет идти информация по этому коридору?
- Туда и обратно - не меньше полугода.
- Полгода Бурмаса?! Целый кадмонский год?
- Да, именно столько времени вам придётся пробыть на "Элламарис", если вы хотите дождаться ответа.
- Неужели Бурмас так далеко от нас?
- Бурмас-то как раз близко - он находится почти на том же галактическом радиусе, что Кадмон, поэтому разница звёздных скоростей между ними невелика. Если бы ты захотел отправиться на другой конец Галактики, на противоположный радиус, тебе пришлось бы потерять в лучшем случае, при движении по магистральным потокам, сотню лет. Если же двигаться по второстепенным коридорам, на перемещение на другой конец Галактики уйдут тысячелетия. Вот как она огромна.
- Но Вжзыжг... Он же находится на противоположном радиусе...
- Да, поэтому Совет по Транспорту так долго строил Полугалактический Коридор туда. Его строительство началось, как только появилась информация о взрыве сверхновой, 30 кадмонских лет назад. Ты был ещё мальчишкой, а Ядро уже готовило миссию, в которой ты будешь участвовать.
- И которую я провалю... - пробормотал Ниглео.
- Ты боишься вызвать на себя гнев Ядра?
- Я боюсь, что уже слишком много тебе рассказал...
- Но станция "Элламарис" рассчитана всего на неделю пребывания! Как ты проживёшь там год?
- Мы всё продумали. Мы взяли скафандры, запас пищи и локальные охладители. Даже когда система жизнеобеспечения перестанет работать, мы продержимся ещё несколько месяцев.
- Сколько точно?
- Это так мило, что ты обо мне беспокоишься. Та, чей облик ты повторяешь, не стала бы за меня переживать.
- Ты не ответил на мой вопрос, Руго.
- Извини, прелестная Таллиа, я вынужден на время тебя отключить.


Рецензии