***

                Первый экзамен.

  Школу я закончила с одной четверкой. Геометрия подвела. Чертежи плохо получались. Из-за плохих чертежей и в задачи вкрадывалась ошибка.
      Ну, так вот. Закончила  я школу. Встал вопрос: что дальше делать? На дневное отделение истфила, куда я стремилась -  очень большой конкурс. Двенадцать человек на место. Мне такой конкурс не по зубам. Да и к коллективу большому я еще  не была приспособлена. В Школе-то я привыкла к своим преподавателям и ребятам, а в университете совсем другой расклад получается.
      Думали мы, думали, и мама вдруг вспомнила: у нас в городе ведь есть училище искусств. В училище был библиотечный факультет.  Там и аудитория поменьше, и обучение,  как в школе.  Привыкну к незнакомым преподавателям и студентам. Все ненужные комплексы уйдут, тогда и в универ можно. На том и порешили.
    И вот мама  отнесла мои документы в училище. На факультет шли в основном  девушки. Мальчик-библиотекарь – нонсенс, как  считалось. 
   На факультет шли девушки, которые не могли претендовать на университетское образование в силу своих знаний и финансов. На бюджет они бы не поступили (большинство из них были из села), а на платное денег не было.
   Директор училища был очень удивлен тем, что я с таким аттестатом поступаю сюда. Но мама объяснила ситуацию, и директор согласился принять документы.
  И вот завтра мой первый в жизни экзамен (В школе меня от экзаменов освобождали по болезни). Я очень нервничала. Вечером, придя с работы, родители начали успокаивать меня. Но я очень боялась. Ведь первый экзамен был – сочинение.  Я не боялась сочинения, как такового. Я боялась своего неразборчивого почерка.   Руки не слушались меня.  Это отражалось на  почерке. Да и за время, что давалось на экзамене на сочинение, я переживала. Мне приходилось писать сразу на «чистовик». Иначе никак не успеть.  За день до экзамена мы с мамой ходили на консультацию и подходили к преподавателю, принимающему сочинения. Мама объяснила Павлу Петровичу (так звали преподавателя), что значит для меня  письменный экзамен, и как я его боюсь. Учитель посмотрел на меня – всю дергающуюся, как марионетка и сказал: «Не бойся. У меня тоже почерк некрасивый. Но ведь это не значит, что я глупый». Так он немного успокоил меня. А вечером и папа сказал мне то же самое. Но все-таки я очень переживала. Вдруг вместо «О» прочтут «А»… Или вместо запятой у меня получатся кавычки.  У меня слезы выступали на глазах. А ведь писать нужно было уже завтра. Мама накапала мне в стакан каких-то капель, уложила пораньше в постель, села рядом и все гладила меня по голове, пока я не заснула. Сон был тревожный. Мне все снились девчонки, смеющиеся над моей писаниной, преподаватель, который не смог разобрать ни слова из моего сочинения. Я просыпалась в холодном поту  и снова засыпала, успокаивая себя мыслью, что все будет хорошо.
     И вот наступило утро экзамена. Завтракать мне не хотелось. Но мама все-таки уговорила  съесть бутерброд  и выпить чаю. Перед уходом она опять дала мне какую-то таблетку. Она видела, как я волнуюсь,  и руки дергались сильнее обычного.
     Мы вышли из дома за час до назначенного времени.   До автобуса шли минут двадцать (Здоровые ходили до остановки пять-семь минут). Сели в автобус. Я никого и ничего не замечала. Ушла в себя. Вдруг толчок в плечо:  «И тебе не стыдно сидеть, когда перед тобой стоит пожилой человек?» Я подняла голову. Передо мной стояла бабушка с двумя тяжелыми сумками. Видимо, шла с рынка. Мама сидела где-то впереди и не видела и не слышала разговора.   А я сидела на переднем сидении. Поэтому бабушка и пристыдила меня.  Я, как могла, молча встала и ухватилась за поручень. Женщины, сидевшие рядом со мной, и входившие со мной в автобус, возмущенно заверещали. Бабушка же, видя сою оплошность, поспешила ретироваться вглубь автобуса.
      Наконец, нужная остановка. Мама вывела меня из автобуса, и мы под руку пошли в училище.  Там уже собралось много народу. Ведь сдавали не только на библиотечный факультет.  На хореографический, на вокальный, на факультет народных инструментов.
   Нас, сдающих сочинение по литературе, впустили в аудиторию. Каждую(были одни девочки)  посадили за отдельный стол. Павел Петрович раздал всем листы, на котором нужно было писать сочинение. Сначала на «черновик», потом на «Чистовик».
        Я не стала писать на «черновик», потому что времени мне не хватило бы. Я взяла «свободную»  тему.  Но, Боже мой, как было трудно взять в руку ручку! Рука ходила ходуном, а буквы не хотели писаться. Видя это,  ко мне подошел преподаватель и очень мягко и спокойно сказал: «Перестань волноваться. Возьми себя в руки и пиши. Я все пойму. Уверяю тебя»
От этих слов у меня, будто гора с плеч свалилась. Руки перестали плясать и я принялась за работу.  Писали  три часа. Так как я «черновик» не писала, я первая написала сочинение и теперь отдыхала, ожидая маму.
Пришла мама.  Забрала меня из аудитории.  Мы шли молча. Я все еще переживала из-за почерка. Мама понимала это и не расспрашивала меня ни о чем.
Результаты экзамена должны были  вывешены через два дня. Все это время меня не покидало чувство тревоги. Никак не могла дождаться дня объявления результатов. Я  старалась не показывать, что творится у меня на душе. Да и ко мне не приставали. Даже младший брат не просил поиграть с ним.
Наконец, наступил долгожданный день. Мама пошла узнавать мою оценку. Ох, как я ждала маму!  Я не уходила с лавочки перед домом до ее прихода.
И вот, наконец, вдали показалась знакомая фигура.  Мама шла с улыбкой на лице.  У меня отлегло от сердца. Если мама улыбается, значит, все хорошо. Так и было. Я написала сочинение на «четыре».  Пусть  не «пятерка»! Зато я сдала свой самый первый в жизни экзамен.


Рецензии
Очень добрый рассказ.

Спасибо.

Александр Феоктистов   21.05.2020 13:13     Заявить о нарушении