Несусветная Грамота 1-4 В поисках потерянного смыс

             В  поисках исчезнувшего смысла русских слов

        В 90-х годах мы сделали  попытку  пробудить интерес патриотов  нашей страны   к  поиску   путей  познания  исчезнувшего  смысла  русских  слов. Даже шутки  писателя и  известного сатирика  Михаила Задорнова  не смогли пробить стену умолчания парадоксального явления: преподавание грамматики русского  языка без понимания происхождения  слова ведёт к детской нелюбви  предмета, к семейным конфликтам, к непониманию взрослыми детских  трудностей и огорчений. Попытаемся вернуть смысл некоторых слов нашего родного языка.
               
                Несусветная Грамота:  часть  1.   В  День  знаний
   
        В  начале  каждого  учебного  года  любой  классный  руководитель,  поздравляя  учеников,  произносит: «Дорогие  ДЕТИ!  Начнём  наш  первый  УРОК.  К  вам  придёт    новый  УЧИТЕЛЬ…».  Странно:  на  раскрытие  смысла  слов  «учитель»,  «урок»,  «дети»  никто,  никогда,  нигде  не  обращает  внимания,  не  пробуждает  детского  интереса  к  какому-либо    поиску  в  изучении  русского  языка,  не  открывает  пути  познания  детей  понятным  их  возрасту  способом.   История  происхождения  самых  привычных  слов  скрыта  от  нашего  сознания  и  не  расширяет кругозор, не обогащает запаса слов  учащихся,  не говоря уже о взрослых людях, чрезмерно занятых приобретением  средств существования в современном мире.  Слова –   это   для  многих  просто  набор  звуков  или  букв…  Попробуем  восполнить  этот  пробел.

        Начнём путешествие в далёкое прошлое Руси и России, начнём  с  «урока».  В  этом  слове  «у»  играет  роль  приставки,  хотя  по  сути  является  предлогом,  а  вот  основную  часть,  корень  «рок»  надо  бы  писать  с  заглавной  буквы,  так  как  это  сохранённое  веками  имя  древнеславянского  Бога  судьбы – Рока.   От  почитания  или,  как  говорят,  от  его  культа,  сохранились  такие  понятия:  «рок»  (судьба),  «пророк» (предсказатель  судеб),  «зарок»  (клятвенное  обещание),  «срок»  (отведённое  время),  «рокот»  (грохот),  «отрок»  (подросток),  «пороки»  (недостатки)  и  многие-многие  другие.

         Выходит,  что  на  у-Роке  и  учитель,  и  ученик  взаимодействуют  «во  имя  Рока»,  пребывая  во  владениях  своей  дальнейшей судьбы. Бог  судьбы Рок имел  когда-то  своё  окружение –свиту.  Помощницей  его  была  Богиня  Кора.  Именно  от  неё  пошли  «у- Кор»,  «укорять»,  «корень»  и  даже  глагол  «укорачивать»,  намекающий  на  возможность  наказания  в  самой  жестокой  форме  за  чрезмерную  «корысть»   (тайное  присвоение  из  чужих  запасов   какого-то  КОРма).  Целью  наказания  во  все  века  является  достижение  по-Кор-ности,  навек в мозгу  запечатлённой  где-то в  нашей  под-Корке.
   
        Нам   удалось  вывести  один  из  древних  законов  словотворчества,  главный  закон,  а  именно:  закон  зеркального  отражения  смыслового  корня  слова,  который  является  "перевёртышем",  то  есть  читается  и  осмысливается  как  слева  направо,  так  и  справа  налево.  Часто  он  уточняет  содержание,  например,  Рок  и  Кор.   Арийский  Предок,  пребывая  в  природе,  напрямую общаясь  с  ней,  не  мог  не  заметить,  как  отражаются  деревья  в  воде,    как  плывут  облака   не  только  по  небу,  но  и  по  водной  глади. Он отлично  использовал  то,  что  мы  сейчас  называем  симметрией.  Предок или  Жрец  сознательно  вводил  результаты   своих  наблюдений  в  сотворение  великого,  могучего,  богатого,  красивого  и  очень продуманного   языка.Содружество  смелых  литераторов  Х1Х  века  под  именем  Козьмы  Пруткова  советовало  нам  по-пророчески  кратко:  «Зри  в  корень!»   
         
        От  того,  насколько  хорошо  подготовлен  учитель,  насколько  умело  он  владеет  методикой  преподавания,  и  от  того,  насколько  прилежен,  внимателен,  заинтересован  его  ученик,  складывается   буквально  на  каждом  уроке  их  дальнейшая  жизнь,  судьба,  рок.   С   этих   уроков   и   начинается     отношение  к  русскому  языку,  формируется  любовь  к  нашей  общей  Родине,  постепенно   складывается   понимание  важности  русского языка  для правильного  межнационального общения.
   
        Чему   же   должен  научить  учитель  по  замыслу  наших  предков?  Сравним  два  слова:  "учи-тель"  и  "родитель".  В  первом  случае  глагол  «учить»  используется  в  повелительном  наклонении  с  именем  существительным  «тело»,  смягчённым  мягким  знаком.  Сравним: один  «родит  тело»,  другой  призван  это  «тело»   учить.  Приведём  ещё  цепочку  слов:  житель,  целитель,  рачитель, старатель,  даритель,   сочинитель,  деятель,  зритель,  мститель,  мучитель,  грабитель,  похититель   и  устаревшая  непригодная  в  хозяйстве (кроме как на мясо)  нетель. Здесь  видно,  что  «тель» - это  вовсе  не  «суффикс  и  окончание».

        Тут  же  возникает  недоумение:  почему  учитель  должен  учить  тело?  А  как  же  душа?    Какая  связь  между  ними?    Раскрыть загадку  нам  снова  поможет  закон  отражения  смыслового  корня:  Тел – Лет.  Тело  должно  летать!  Тело  должно  быть   подвижным,  лёгким, ловким,  метким,  умелым,  здоровым.  Вспомним  тренировки  в  духе  йоги,  утреннюю  и  производственную  гимнастики,   обязательные  уроки  физкультуры  в  школах,   дыхательные  упражнения,  от  которых  доносится  в  наше  сложное  время  дуновение  ещё  одного  бога – Бога  Дыхания,  древнего  Богъдыхана.   Порождённое  природой  и   родителями  тело  ребёнка  меняется  «не  по  дням,  а  по  часам»,  как  и  положено  по  нашей    русской  сказке.  Все  клеточки  дитяти  обновляются,  функционируют,  растут,  преобразуются.
   
        Задачей  нашего  давнего  предшественника  и  единомышленника –словотворца  и  слововеда -   становилось  доступное  для  понимания  ученика  объяснение,  что  же  происходит  с  его  телом,  почему  оно  иногда  беспокоит,  порождает  неприятности  и  вводит  в  не-до-умение,  а  то  и  в  соблазн.   Среди  дикой  природы    Предку  необходимо  было    развить  обострённое  чувство  опасности  и, главное,   чувство  меры  во всём. Ему  надо было  создать  и  развивать  аппарат  самоконтроля  и  мыслительной  деятельности.  Понятное  и  по-своему  научное  объяснение  происходящих  внутренних  процессов  организма  давало  подрастающему  человеку  твёрдое  понимание:   детство  быстро  уходит  и  никогда  не  возвращается.   
   
        Называется   эта   счастливая   пора   развития  и  совершенствования  природных  способностей   временем  учёбы.  Упускать  её  нельзя,  а  вот  преждевременно  влезать  через  замочную  скважину  в  тайны  взрослой  жизни ни  в  коем  случае  не  следует.  Всему  своё  время!  Взрослая  жизнь  обязательно  наступит, детство  уходит  безвозвратно. Не  стоит  упускать  его  возможностей.   В  здоровом  теле – здоровый  дух!
   
       Приведу  пример  из  моей  недавней   практики  классного  руководства.  Однажды  подошёл  ко  мне  учитель  физкультуры.  Видно  было,  как  он  огорчён  чем-то  до  глубины  души.  Оказалось,   что   мои  девочки-восьмиклассницы  под  всевозможными  предлогами  избегают  его  уроков,  не  приносят  спортивной  формы,  не  хотят  участвовать  в  соревнованиях… Что  делать?   Можно   было   разгневаться,  написать замечание   в  дневник, позвонить  родителям,  пригласить  на  беседу.  Хорошенько  подумав,  я  вошла  в  класс  перед  очередным  уроком  и  сказала: «Завтра  после   шестого  урока  прошу  всех  девочек,  только  девочек,  прийти  в  мой  кабинет.  Будет  особый  классный  час.  Никаких  отговорок  не  принимаю.  Присутствие - стопроцентное.  До  свидания!»
   
       Я  тут  же  позвонила  своему  выпускнику,  попросила  его  покопаться  в  интернете, скачать  для  меня  трофейный  немецкий  фильм  1938  года  «Индийская  гробница»…   Эту  картину  я   запомнила  с  десятилетнего  возраста  вместе  с  разъяснениями  моей  матери - талантливой  учительницы  истории.  Я   невольно  припомнила,  как  тщательно  сделав  все  уроки,  я  легла  спать,  но  вдруг  меня  разбудила  мама, помогла  одеться,  попутно  рассказывая,  что  в  сельском  клубе  заканчивается  конференция  передовиков  производства,  а  после  неё  будет  показан  бесплатно  кинофильм  «Индийская  гробница».  Мне  его  полезно  будет  посмотреть, сказала мама,   чтобы  познакомиться  с  культурой  Индии.  Помню, как  мы  бежали  через  тёмный  лес, спотыкаясь  о  корни  деревьев,  сокращая  путь,  чтобы  успеть  к  началу.  Зал  был  полон.  Впереди   на  полу  сидели  старшеклассники  нашей  школы-семилетки.  Заработал  движок  и  началось  волшебство  ХХ  века…

        На  следующий  день  все  девочки  моего  класса  пришли,  остановились,  опустив  голову,  ожидая  нагоняя.  Я  заперла  кабинет  изнутри  и  включила  остановленный  кадр. На  экране  возникло  подземное  святилище  древнеиндийского  храма  с  огромной  статуей Богини, со  скамьями,  вырубленными  в  скале.  На них  сидели  жрецы  в  мантиях  и  вельможа,  от  любви  которого  отказалась  жрица - танцовщица  Сита.  Суд  жрецов  постановил:  пусть  сама  Богиня  либо  накажет,  либо  помилует  ослушницу,   пусть-ка  та  станцует   перед  змеёй обнажённая!    Из-под  ноги  Богини  медленно  выползала  кобра…  Сита   сбросила  плащ  и  начала  свой  танец, руками  копируя  движения  змей. Танец   становился   всё  более  отчаянным,  напряжение  росло,  руки  танцовщицы  свела  судорога.  Сита  рухнула на  пол  перед  коброй,  потеряв  сознание. Раджа, ранее  обиженный  и  мстительный,  схватил  огромную  глиняную  вазу  и  расплющил  ею  голову  смертельно  ядовитой  змеи… Отрывок   из  фильма  закончился.
   
       Я посмотрела  на девочек  и  спросила: «Вы  всё  поняли  или  объяснить?»  Помолчав,  девочки  попросили  объяснить.  «Так  вот,  мои  дорогие ученицы,  если  вы  не  хотите,  чтобы  ваши  будущие  мужья  бегали  в  поисках  красивых
любовниц,  вам  надо  развивать  красивое и сильное  женское  тело.  Вы  видели,  как  в  идеале  оно  должно  выглядеть!  Это надо нам  потому,  что  все  мужчины  без  исключения  сначала  обращают  внимание  именно  на  женское  тело,  потом  на  лицо,  глаза,  улыбку,  волосы   и  только  в  последнюю  очередь – на  ум,  на  душу.  Вы -  будущие  женщины,  вам уже сейчас  хочется любви  и  счастья.   Никто,  кроме   вашего  учителя  физкультуры,  не  сможет  подсказать  вам,  как  надо  ежедневно  исправлять  природные  недостатки,  подобрав  индивидуальные  упражнения. Он – чемпион  Москвы  и  прекрасный  преподаватель! А  вы  избегаете    уроков  физкультуры,  незаслуженно  обижаете  хорошего  человека  и  отличного  профессионала,  болеющего  за  своё  дело,  за  результаты  своего  труда.  В   фильме  вы  увидели  в  танце  прекрасное,  гибкое, здоровое,  развитое  женское  тело.  А  у вас – благодатный  возраст, когда  можно  исправить всё, даже вашу  природу!  Не  пропускайте  время  уроков физкультуры,  подаренное  вам  нашим  государством!    Запомните:  любовь  начинается  с  восхищения  и  кончается  с  его  утратой…  У  меня -  всё!»  Девочки  поблагодарили,  попрощались  и  ушли…
   
        На  следующий  день  ко  мне  в  кабинет  вошла  делегация  девочек  из  параллельного  класса  с  просьбой  показать   им  на  большой  перемене    отрывок  из  фильма. А потом  пришли  мальчики  из  моего  класса  и,  смущаясь, спросили,  нельзя  ли   им  тоже  посмотреть  танец  Ситы.  Так  что  почти  все  старшеклассники  и  старшеклассницы  посетили  мой  кабинет,  после  чего   жалоб  от  учителей  физкультуры  больше  никогда  не  было.  Почему я  привела   этот  пример?   Моё   толкование   слова  «учитель»  постоянно  встречает  возражения  снобов-«знатоков»,  которые  в  упор  не  видят  оче-вид-ного: они  не  признают  богатства,  величия, особенно древности  языка,  который  подарил  всем  нам  общий  и  по-русски  щедрый Предок.   Но  продолжим   рассуждение…
               
                Несусветная Грамота:  часть 2. На пороге пещеры
      
        Слово  «ДЕТИ»  остаётся  бессмысленным  сочетанием  звуков  и  букв  в  умах  современных  россиян. Все  мы  изучаем  в  школах  русские  слова, не  видя  в  них  первородного  смысла. Но ведь  должны  же  мы, люди  русские,  отличаться  от  говорящих  попугаев?!  Кстати,  один  из  них  уже  не  одно  десятилетие  кричит:   «Перестройка  провалилась!», отлично  выговаривая  звук  «р», не  вкладывая  в  слово  никакого смысла.
   
        Какой   смысл   можно  услышать,  даже  прочувствовать    в  слове  «дети»?   Представим  себе,    как  в  любую  историческую  эпоху  мать  готовит  еду,  чтобы  накормить  ребёнка. И вот она   переступает  порог  пещеры, хижины,  хибары,  лачуги,  избы, квартиры,  а  ребёнка  нет!  Только   что   играл  вот  тут,  совсем  рядом,  и  куда-то  исчез…  И   во   все  исторические  времена  раздаётся  горестный  вопль материнской   души: «Де  ти?!»  Даже   первоклассники  дружно  и  радостно  «переводят»  с  древнерусского  на  современный  русский  язык   это  восклицание  ужаса:  «Де  ти?!»  (Где  ты?! Ну где же ты? Что же с тобой случилось?!)
   
        В подтверждение этой нашей находки приведем слово «идеальный», которое многие дети пишут с ошибкой. Как объяснить им, чтобы они раз навсегда запомнили проверочное слово «идея»?  Можно легко и просто: представим себе, что мы в окружении врагов или недругов. Посерьёзнее вглядимся в их воображаемые лица и нацеленное  на нас оружие, чтобы задать себе вопрос: «Иде я?» (Где я?  Среди кого? Что же мне делать?) Так рождается идея: бежать или избегать человека, или просто  проигнорировать, применить какую-нибудь палку?
   
        Слово  «дитя»   современными  детьми   легко  осознаётся  как  «Иди  к  тяте!»  или  «Иди  к  тёте!»,  потому  что  часть  слова  «ди»  на  языке  младенца  означает «иди»,  а  «тя» - «тятя  или  тётя».  Есть   ещё  слово  «чадо»,  которое  легко  поддаётся  смекалке  детей:  «ча»  (чаяние, начало,  надежда,  ожидание),  «до» - в  прошлом,  до  рождения  ребёнка.  Получается,  что  чадо -  это  тот,  которого  так  долго  ждали,  долгожданный,  богоданный,  подарок  божий.   Иногда   имя  ему – Богдан!
      
        И,  наконец,   понятное  и  общее   почти  для  всех  индоевропейцев  слово   «мама».  Это   святое   обращение,  а  не  простое  сочетание  звуков  или  звукоподражание  без  смысла.  По  закону  зеркального  отражения  Ма-ма  читается  как  Ам-ам.  Все   мы  помним,  как  мать  подносит  ко  рту  ребёнка  ложечку  (из  камня,  дерева,  металла,  пластика)  и  произносит:  «Скажи  А…».  Ротик  открывается,  пища  кладётся  на  язычок,  теперь  надо  сказать:  «М-м-м»,  то  есть  закрыть  рот,  предохраняя  драгоценный  прикорм  от  потери.   Потом  следует  прожевать  и  проглотить  пищу.  Итак,  «ам» - это  процесс  получения  и  усвоения  пищи  ребёнком  раннего  возраста.  «Ма!» - это  тот,  кто  имеет  и  даёт  пищу  (сначала в виде тёплого, богатого всем необходимым для роста и развития  ребёнка, материнского грудного молока). Да и слово "пища" наводит на дополнительные размышления!  Немаловажный  в  истории  факт.


        Отсюда же  происходит  ещё  одно  слово  из  первых  слов  малыша:«С-ам!»  («С-ама!»). Первое осознанное действие ребёнка - это умение взять рукой еду.
«С- Ам»  со  временем  – это  не  только едок,  это - хозяин,  владелец  запасов  пищи, а, значит, и орудий, и  средств  производства. Простые  русские  работники,  батраки,  наёмники,  кивая  на  подходящих  хозяина  или  хозяйку,  с  почтением  произносили:  «Сам  идёт!»   или   «Сама  идёт!».  Сейчас   это  понимание  забывается  и понятие  «сам»  («сама»)  наполняется  иным  содержанием. В    некоторых   газетах   и  журналах   появилась   рубрика:  «Сделай  сам!»,  то  есть  своими собственными  руками.  Так  меняется   значение  многих  слов,  но   суть  их    происхождения   остаётся   как и  раньше  неразгаданной.  «Самый»  сейчас  означает  «преобладающий,  превосходящий   в  чём-то   других».  Нынче  самый  крутой,  самый   красивый,  самый  востребованный  и  «самая  обаятельная  и  привлекательная»  не  всегда  обладают  большими  запасами  пищи,  чтобы  заставлять  работать  на  себя  за  кусок  хлеба.
   
       В   заключение   обратим  внимание  на  просьбу  графа  Алексея  Ивановича  Мусина-Пушкина.  В   1800  году  он  издал  небольшую  брошюру,  которую  мы  все  знаем  как  «Слово  о  полку  Игореве».  В   предисловии  к  изданию  он  написал  для  «знающих  достаточно  Российский  язык»,  что  некоторые  места  в  поэме  конца  Х11 века  к 1800  году  стали  «невразумительными».  Поэтому   он  просит  «всех  благонамеренных  Читателей»  сообщить  ему  свои  примечания  для  «объяснения  сего  древнего  отрывка  Российской  словесности». Так как Мусин-Пушкин умер, и я не могу сообщить ему  о своих находках, я написала и издала свой комментарий к этому   произведению.  В  нём  я впервые  рассказала  о  своих  находках  в  русском  языке.  Тираж в 2000 экземпляров давно разошёлся по России.  Но хотя  бы  одна  книжица  должна  храниться  в  Библиотеке  имени  В.И.Ленина  в  отделе  редких  рукописей.
   
        Нельзя  забывать советов  мудрейших  классиков!  Карл  Маркс,  например,  писал  в  предисловии  к  1  тому  «Капитала»,  что  он  будет  рад  любому  суждению  научной  критики,  но  ежели  таковой  не  встретится, то  надо  смело  идти  с  напутствием   Данте Алигьери: «Следуй  своей  дорогой  и  пусть  люди  говорят  всё,  что  угодно!».   Для     наших   "благонамеренных   читателей"   мы  предлагаем  продолжить  путешествие  в  поисках  потерянного  смысла  в  словах  родного  и  дорогого  нашему  сердцу   очень древнего русского  языка.
               
                Несусветная  Грамота: часть 3. Загадки  букваря
   
       Знаете ли вы,  что  в  книжках для первоклассников  встречалась фраза  «Мы  не  рабы. Рабы не мы. Рабы нЕмы!" Старшие поколения нашей страны  хорошо помнят  её  вплоть  до  ударения  в  слове «нЕмы»  (немые).  Этот лозунг  широко употреблялся  на  митингах  и  в  дискуссионных поэтических   молодёжных  клубах.   Сначала  он  потерял третью  часть,  а  потом  и вообще  исчез  из  букварей.  Казалось  бы,  в  эпоху  90-х  годов, в  период  широко  провозглашённой свободы,  демократии, гласности и многопартийности, следовало  бы  вернуть  этот лозунг  20-х годов ХХ века. Ан, не тут-то было!  Страницы  букварей  кем-то  подчищались,   даже  слово  «добро»    не  упоминалось  в  некоторых  изданиях  букварей  90-х годов.  Потом  слово  «добро» всё же  вернули,  но  осознаётся  оно  чаще  всего  в  вещественной, а не в духовной  форме.
   
       Гораздо  дольше   продержалась  в  букварях  фраза «Мама  мыла  раму».  А  затем  и  она  исчезла  без  всяких  объяснений!  Рассмотрим  глубинную  причину  её  загадочного  изъятия  из  детских умов. Рамы  и  рамки, действительно,  мыть  нельзя,  от  этого  они  коробятся,  то  есть  меняют  форму. Их скоблят, чистят, протирают, покрывают лаками  и красками.   Почему же такая  «нелепость»,  как  «мама  мыла раму»,  продержалась  долго,  как минимум,  несколько столетий?  Она переходила упорно из  одного   издания  учебников   в   другие,  из века в век! А потом без всяких объяснений внезапно исчезла...
   
       Объяснение  тут очень  простое, если вспомнить, что "РАМА" - это не  только  вместилище  окна, стекла, картины, фотографии.  Это  имя,  пришедшее  из давних эпох! Индусы сохранили  нам  не  только  древние Веды в свитках. Они сохранили мужское имя Рама!  Явный  смысл  фразы таков:  мама мыла  сына Раму!  Всё  встало  на  свои   законные  места.  По-видимому, во  времена далёкого матриархата  для  предков-солнцепоклонников  единственное светило было «Ма!», матерью  всего живого (РА – Ма, Солнце - Мать). И фраза «Мама мыла Раму» переписываясь вручную,  переходила от  одного поколения  к  другому  и  дошла до наших дней.
   
       Итак, Рама с каких-то древних времён и до сей  поры продолжает звучать в нашей речи.  Но вот кому-то стало  неугодно, чтобы  «Иваны, не помнящие родства», вдруг, увидели  своё  родство с  самыми древними культурами мира… Фраза эта  из просто непонятной  стала опасной для тех, кто подчищает историю в угоду очередной смене властителей-самозванцев. Индусская  традиция  бережного отношения к предкам  сохранила  нам народное имя Рама. Да и у нас, как не покажется это странным,  оно  используется  достаточно  широко: оно  звучит  в  об-Рам-лен-ии  любого  изображения Матери Божией, где  «лен» - это  не  суффикс, а  второй  корень слова.   

       «Лен» - это  обработанный  участок  земли.   В  рамах  и  рамках когда-то  помещали древний   «п-лан», «карту»  имеющейся  в  собственности земли-матушки,  пригодной  для  ведения  хозяйства, Земли-Матушки, кормилицы и поилицы... Рамки из цветов и узоров обрамляли  вышивки, тканые изделия.  Они  видны в резьбе по дереву на деревенских избах  и  в  подарочных прялках.  Изображение солнца, луны, земли, растений,  солярные  знаки  вплетались  в кружева, украшали керамику,   расписывались  на  дне  широкого  блюда.  Обратите  внимание  на  слово  «на-блюде-ние»!   Глиняное  блюдо  долго  служило  пособием  для  объяснения  устройства мира,  для  погодного  календаря  хлебороба.
   
       В детских играх  и  в родительском словаре также сохраняется наш древний Рама:  представим себе игровой шум и разруху, устроенную детишками в отсутствие родителей.  Какой  они  устраивают  тара-тара-рам!  У мусульман тоже звучит более древнее  понятие  в  названии праздника «Бай-Рам».

       А  ныне   много слов  употребляется  без всякого вложенного  в  них  предками  смысла: А-рам, Аб-рам, Авраам, Рам-зес, д-рама  и  дио-рама, с-рам  и  ст-рам, х-Рам, ш-рам, к-Рам-ола, ка-рам-боль  и  ка-рам-бо-лина, г-Рам-мати-ка, г-рамм  и  кило-г-рамм… Все эти слова  помогают восстановить  обычаи,  ритуалы,  праздники, связанные  с  почитанием Солнца-Матери,  несущие  радости  от  получения  хорошего  урожая. Указывают  они и на переход  к  другим верованиям,  на эпоху  постоянных  с-толк-нове-ний  между людьми в результате разноЧТЕНий одних и тех же текстов  представителями  идеологически  новых  толков.
   
       Наверное, никто не будет спорить:  очень  многое из  терминологии древних предков-жрецов мы произносим до ныне, как попугаи, не вдумываясь в  воплощённый в них смысл.  Слово  «Ж-Рец» - произносящий речь  о  жизни!   Как  много  может  рассказать  одна только фраза  «Мама мыла (сына) Раму!». Как ярко она рисует нам  древних «мурзилок»  через  глагол «ма-Рать»,   как наяву  мы  видим  многодетных матерей, у которых «рук не хватает»,  чтобы уследить, занять, накормить, одеть  и  вымыть этот многоголосый  галдящий  «выводок».
   
       Вникнем  в суть современной  нотации  ленивому школьнику или студенту: «Хватит нести чушь несусветную!»  Заметим, во-первых, «чушь» не может «нести свет»!  Во-вторых, в корне  слова  «чушь»  заложен  древний корень-перевёртыш  «чушь - шутъ»  (бессмыслица - шутка).  В-третьих, Несу-свет-ной может быть только настоящая  без лжи, г-Рам-мота.  В-четвёртых, в слове «Г-РАМ-мота» заложена древняя аббревиатура.   Это   уже   второй закон  древнего  словотворчества:  многие  непонятные  слова – это  сложившаяся  в  веках  аббревиатура!
 
        Обратим внимание на корень «мот»: читаем наоборот (том) и  вспоминаем  слова томить, утомление, тома-фолианты  и замечательное народное  имя Тома, Томка, Томуся,  а у англичан  и  американцев–мужское имя Том.  В имени ТамМаРа   мы  видим указательное  местоимение «там», имя  существительное  Ма  (мать), и понятие о Солнце – РА. Корень  «мот»  напрямую ведёт  нас  к  моткам,  к  грамотам  и  грамматикам,  выматывающим  все  силы  для  их  усвоения.  Ох,  не  случайно наша  русская  Баба Яга даёт Ивану-царевичу  моток  пряжи  или  к-луб-ок  для  длительного  поиска  чего-то  сверхестественного. Разгадка  же этих  «мотов»  и  «томов», а также клубков, прямиком  ведет  к  древнейшему  узелковому  письму  предков и к голубиной почте.  Вот  что  нам  даёт  закрытая для нас,  русичей,  Несусветная  Грамота  наших  забытых  предков-арийцев взамен  неизвестно  кем похищенных  Русских  Ведов (Знаний).
   
       Глагол  «ведать» (знать)  во  многих  словарях  уже  поспешно  объявлен  «устаревшим».  Зададим  вопросы  современным  священнослужителям:  «Мы  должны  еженедельно  ходить  в  Храм  на  ис-по-Веди;  мы  должны  слушать  и  вникать  в  про-по-Веди;  мы  должны  со-блюд-ать  за-по-Веди;  мы  должны  с-ра-в-нива-ть  своё  по-Вед-ден-ие  с  нормами  законов Веды  и  описанных  там  памятных  дат хлебороба…  Не  устарело  ли  вместо  глагола  «ведать» (знать)  такое  отношение  к  русским  носителям  русского  языка?  Или только в случаях начала жесточайших войн вспоминаются храбрость и самоотверженность именно русского народа?
 
             Несусветная  Грамота: часть 4. Загадки  русского  Солнца.
      
        Ещё одну загадку  русской  речи  составляет  для нас имя  Солнца.  Как  могло  получиться, что у народа,  «дольше всех  других  не знавшего письменности», Светило,  играющее главную роль в жизни и труде хлебороба,  имеет  латинский корень  «сол, солюс – единственный»?  Синонима у  русского  солнца  нет!  Заменить  его  невозможно,  ни  Один, ни Ярило, ни Купала не подходят…  Это  древнее  коренное  понятие: на  небе  Сол, на  земле – «Лось» (гербовое, тотемное животное в нескольких русских  городах  до  сих  пор).

       И в самом деле, на гербах многих российских  городов,  городков, посёлков  красуется  изображение  древнего Лося,  часто  встречавшегося  в  наших  зарослях.  Как  и  у  русского  Медведя,  у  Лося есть  прозвище – Сохатый!   В  нём  таится  древнее использование  рогов  лося  в  качестве  сохи,  да  возникает ещё в памяти  «Хата», дом,  крыша  которого  своими  перекрещенными  креплениями  для  веток или  соломы  напоминает  рога лося.
      
       Фигурку Лося (или Оленя) сейчас используют  в упряжке саней Деда Мороза, везущего подарки детям на новогоднем празднике. Новый солнечный год начинается 21 декабря в День Спиридона Коловорота и продолжается до 21 июня, когда световой день неуклонно сокращается вплоть до 21 декабря. Не удивительно, что рядом с Дедом и Снегурочкой, лесными зверьками располагается мальчик - Новый Год.   
   
       Солнечные  загадки  удивят нас  ещё  больше,  если мы  предположим,  что  именно  наши  предки  называли  солнце,  как  и  предки  «египтян»,  именем  Ра.  О,  это  вызывает уже  такие возРАжения,  что  спокойно  вспоминать  о  них  не  приходится.  Давайте  поРАзмышляем  по-школьному:  утром  мама,  поднимая  ребёнка,  говорит  ему:  «Вставай!»  И  добавляет: «Вставай  по РА!» (Вставай по Солнцу!).  На что следует такой же  кРАткий  и  такой  же  «бессмысленный»  ответ: «РА-НО!». То есть:  «Солнца нет!».  «РА-с-Свет!», - добавляет  мать  настойчиво.
   
       В  любой  аудитории  находятся  люди,  выкрикивающие: «Этого  не  может  быть!  Это - случайность!».   Спросим  оппонента, с  какого  ЛУЧа  сЛУЧилась эта сЛУЧайность?!   Противнику древней правды   следовало  бы  возразить  поЛУЧше  или,  в  ЛУЧшем  сЛУЧае, надо было бы привести  строгие  научные  аргументы, по-иному  раскрывающие  такой  исторический  паРАдокс.  А то ведь выходит, «по-луч-ку»  в  далёкой  истории  получали  по  солнечному (или лунному?)  лучу, то есть в соответствии с датой и временем дня?  А  «сол-даты», выходит,  призывались  на воинскую  службу  и  демобилизовывались  в  соответствии  с  солнечными  датами?
      

       Продолжим.  РА-дуга,  это – солнечная  дуга?    Тогда,  что  такое  «не-дуги» (нет  дуги)?  Какой  дуги  нет  у  больного  человека?  У  него,  что же,  «а-у-РА»  не  в  порядке?  Или  «ча-к-РА»  не  светится?  Или  цвета  радуги-ауры  перепутаны  или  все  7  оттенков  спектра в ней  исчезли?  Неужели  нимб вокруг головы  не  светится у больного человека  даже  частично? Ответов на эти каверзные вопросы вы не дождётесь!
      
       Однако, в  очень  многих русских  словах  так  и  мелькает  «египетское», а то и   «китайское»  имя  солнца!  Ра-с-тени-е,  Ра-з-ум, Х-Ра-м, б-Ра-т, се-ст-Ра, ра-ть,  Рат-Ник, Ра-с-ход, Ра-до-ст-ь, Ра-с-ц-вет, Ра-бота, Ра-з-лука, Ра-й-он,  Ра-с-сто-Ян-ие, до-сто-Ян-ие,  со-сто-Ян-ие… В  именах,  сохранённых  предками,  тоже  мелькает  Ра:  Шу-Ра,  Ню-Ра, Ю-Ра;  Ра-я,  Ра-да, Ра-т-мир, Ра-ти-бор…  "Китайское учение" о свете и тьме мелькает в именах Ян и Ян-Ина; в словах иней, синий, иной, инакий;  ЯНЪ светится в янтаре, в изъЯнах, в оба-Яни-и, Ра-с-сто-Янии, со-сто-Янии, до-сто-Янии...
      
       Скажем  ещё  одно  значительное  слово,:  «до-ста-точно»!  После   этого  выйдем  рано  поутру,  пройдем  по  росистой  травке  перед  восходом  Солнца,  протянем  ладони  навстречу  Светилу,  вдохнём  поглубже  и  выдохнем из глубины  удовлетворённо: «У-Ра! У-Ра! У-Ра!».  Это  значит,  что     мы    вобрали в  себя  запас  солнечного  тепла  и  неиссякаемой  энергии.   Успехов  всем  в  нашем очень нужном для общества  родительском  и  учительском  труде!  А  наше путешествие в мир обессмысленных  слов  с целью возвращения им древнего содержания  продолжится.


© Copyright: Нина Евгеньевна, 2017
Свидетельство о публикации №117121205270
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Нина Евгеньевна


Рецензии
Милая, милая Нина Евгеньевна, зд-РА-вствуйте! Не удивляйтесь: прочитав ваше исследование, я уже вижу и выделяю знакомые корни. И, хотя сейчас ночь, я желаю вам света Солнца, потому и пишу это приветствие, пришедшее к русичам издревле.

Я потеряла вас на какое-то время, и вот сейчас НАШЛА, слава Богу.
Потрясена вашей статьёй до глубины души. Как необычно и как ВЕРНО вы, углубляясь в корни слов, возвращаете читателей к этим древним корням, к их глубинному СМЫСЛУ!
Кто-то, возможно, будет спорить, поверхностно укажет на "случайность" совпадений.
Придерётся к "зеркальным отражениям...
Но не я, нет! Моя интуиция соглашается с вами. Вовсе не случайно сохранились в языке эти корни: У-рок, у-кор, учи-тель, где -тель отнюдь не суффикс!

А древнейший смысл слова МАМА! А общий в древних языках корень РА-!
Вы так убеждённо и проникновенно пишете об этих и других явлениях в языке, что не поверить невозможно. Или хотя бы задуматься над таинственным и странным словом
НЕСУ-СВЕТ-НАЯ!
Потрясена вашим классным часом для девочек-восьмиклассниц! Это было удивительно, необычно и очень МУДРО! Уверена, что ни одна из учениц не забудет его!
Хотелось бы прочитать ваши комментарии к "Слову о полку Игореве". Может, напечатаете их на Прозе.ру?

И только единственное маленькое замечание. Если вы напечатаете каждую главу ваших размышлений на отдельной странице, то легче было бы читателям обмениваться мнениями или замечаниями. А может, и дополнения какие-нибудь предложить!
СПАСИБО, дорогая!
С искренним восхищением и уважением,

Элла Лякишева   13.01.2021 00:58     Заявить о нарушении
"В ПОИСКАХ ИСЧЕЗНУВШЕГО СМЫСЛА РУССКИХ СЛОВ" - очень точный подзаголовок!!

Элла Лякишева   13.01.2021 01:00   Заявить о нарушении
Семь известных фраз, которые были вырваны из контекста, а на самом деле означают совсем другое
1. О МЁРТВЫХ
Если быть точным, то древнегреческий поэт и политик Хилон из Спарты, живший в VI в. до н. э. на самом деле сказал: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Именно такую формулировку этого изречения приводит историк Диогеном Лаэртским (III в. н. э.) в сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов».

2. Об учении

Эту фразу можно услышать практически от каждого учителя. Но при этом мало кто знает, что в оригинале она звучала так: «Век живи — век учись тому, как следует жить», а автор этого изречения Луций Анней Сенека.

3. О народе

Эту фразу принято считать символом молчаливой покорности русского народа, который готов принять любую власть и любое её решение. Но у Пушкина - с точностью наоборот. Его поэма заканчивается тем, что

Знаменитое «народ безмолвствует» принято считать образом молчаливой покорности русского народа, готового принять любое решение власти и вообще любую власть. Однако у Пушкина — ровно наоборот. Поэма после кровавой расправы над Годуновыми народу представляют нового царя.

«МОСАЛЬСКИЙ: Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы.

Народ в ужасе молчит.

МОСАЛЬСКИЙ: Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Народ безмолвствует».

4. О целях

Авторство этой фразы принадлежит основателю ордена иезуитов Игнатию де Лойола. В оригинале она звучит так: «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства».

5. Об истине

Знаменитое высказывание Плиния Старшего «Истина в вине». На самом деле, у фразы есть продолжение «а здоровье в воде». В оригинале «In vino veritas, in aqua sanitas».
5. Об искусстве
Сегодня эта фраза равносильна другой не менее популярно - «рукописи не горят». Но на самом деле цитата Гиппократа звучит так: «жизнь коротка, путь искусств долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно». Таким образом на самом деле это ни что иное, как рассуждение о сложности медицины, для изучения которой всей жизни не хватит. Греческое слово τέχνη, которое стоит в оригинале, необязательно обозначает «искусство», с тем же успехом это «ремесло» или «умение».
6. О религии

Эта фраза, так популярная у атеистов, на самом деле вырвана из контекста. Карл Маркс писал во введении к работе:«К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!» Таким образом, теоретик коммунизма хотел сказать, что религия уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе.
7. О любви
Эту цитату из «Евгения Онегина» часто используют, объясняя пылкие чувства людей в годах или с большой разницей в возрасте. Однако стоит прочитать строфу целиком, становится понятно, что Александр Сергеевич имел в виду совсем не то:

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной

В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

Ссылка на первоисточник
“Valete et plaudite”. – Прощайте и хлопайте. Латинское.

Юрий Кутьин   13.01.2021 12:36   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий!
Умеете вы ворваться и озадачить читателей эрудицией.
Не спорю: вы привели интересные факты в доказательство того, как важно ПОЛНОЕ ЗНАНИЕ, а не полузнание. Но, на мой взгляд, также важно заглянуть за край известных фактов, сделать предположение (пусть даже ошибочное), но это значит, что о мозг не спит, а ищет новые пути. Вот что ИМЕЕТ СМЫСЛ. Вы согласны?
С уважением,
P.S. Но не забывайте, друг, приветствовать хозяев, когда входите в чужое пространство. Или хотя бы извиниться за проникновение на чужую территорию.)
С улыбкой,

Элла Лякишева   13.01.2021 12:55   Заявить о нарушении
Здравствуйте,Элла.
Куда-то исчезло начало моего текста-приамбула с приветствиями,извинениями и объяснениями почему Вашу фразу "А может, и дополнения какие-нибудь предложить!" я воспринял как приглашение. Подумал и понял, что я сам, выравнивая текст и стёр начало. А без начала да, полуычилось хамовато. Извините.

Юрий Кутьин   13.01.2021 13:33   Заявить о нарушении
Юрий!
мы с Ниной прощаем вас, потому что факты, приведённые вами, действительно ИНТЕРЕСНЫ и не всем известны.
Я, признаюсь, не знала полную фразу о мёртвых - а ведь смысл и вправду получается совсем другой: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». О, если бы я знала её раньше, было бы меньше боли.
Дело в том, что, рассказывая о жителях одного села, я упомянула и о тех, кто пил по-чёрному, издевался и пр. Но его родственники очень ругали меня, приведя в укор эту фразу без концовки. Теперь бы я ответила им: ничего, КРОМЕ ПРАВДЫ!
Не зря говорят: век живи - век учись. (Правда, тут тоже есть своя концовка)))
С уважением,

Элла Лякишева   13.01.2021 13:48   Заявить о нарушении
Совсем плох стал -"преамбула".Извиняйте

Юрий Кутьин   13.01.2021 14:07   Заявить о нарушении
Элла! С Новым старым Годом! Всех благ Вам и Вашим близким! У меня не работал ноутбук, так что не мудрено было потерять меня.Спасибо за Вашу рецензию! Я её и другие перечитываю. Мне это придаёт уверенности в том, что я делаю нужное дело. Не знаю, будете ли Вы читать остальные части "Несусветной Грамоты". Я сегодня пересматривала рассказ о том, как получила в подарок от Урала-Батюшки редкий камень (там две небольших части). Со мной всегда происходит что-нибудь удивительное и необъяснимое, так что я долго не решаюсь и написать об этом. Не помню сейчас номера этой работы, но название легко запоминается "Камень с неба". Будет время - посмотрите. Спасибо Вам. Вчера написала новый рассказ из серии "Мошенники...", а он за ночь "испарился". Вот сижу, мучаюсь, восстанавливаю...

Нина Евгеньевна   14.01.2021 00:10   Заявить о нарушении
Элла! Спасибо Вам и Юрию за расшифровку потерянных концовок в древних мудрых фразах! Они очень нужны сейчас особенно людям, которые не любят читать... Не все у нас владеют латынью, древнегреческим и другими языками. Но афоризмы, мне кажется, читают все. У меня дочь стала всерьёз изучать корейский и даже пишет аннотации к южно-корейским фильмам и помещает в Интернете, стала изучать и китайскую грамматику, объясняла, что отыскала в китайских иероглифах. А меня фильм "Я тебя слышу" и другие вывели из страшнейшей депрессии после смерти мужа. Я ничего не знала об Ю.Корее, а фильмы-сериалы мне понравились...

Нина Евгеньевна   14.01.2021 00:18   Заявить о нарушении
Нина Евгеньевна!
Я обязательно прочитаю у вас ВСЁ!
Мне нравятся ваши умные произведения, побуждающие мыслить!
С уважением и симпатией,

Элла Лякишева   14.01.2021 11:15   Заявить о нарушении
Спасибо, Элла, за то, что изучаете мои находки. Нас уже двое! Несусветной Грамоты у меня около 20 произведений, да и в других рассказах, эссе и сказках я, при случае, рассматриваю структуру какого-либо слова. Откуда я всё это беру? Один оппонент сказал мне, что на меня "работает институт". Иногда задают вопрос и ответ приходит мгновенно "ниоткуда"; над некоторыми словами думаю годами; в разговорах рождается идея...Так и происходит по поговорке "без труда не выловить и рыбку из пруда"!Да ещё почему-то именно со мной время от времени происходит что-то непонятное, загадочное. Я о некоторых подобных моментах тоже пишу... Условия для работы невыносимые! Не знаю, кто бы выдержал это, буквально издевательство в изощрённых формах... Нужна логика и сила воли...

Нина Евгеньевна   15.01.2021 06:05   Заявить о нарушении
Ниночка! Сил и здоровья вам в неутомимой борьбе!
С наилучшими пожеланиями,

Элла Лякишева   15.01.2021 10:05   Заявить о нарушении

Спасибо! И "Так держать"! И Вам и мне...

Нина Евгеньевна   01.02.2021 04:13   Заявить о нарушении