Гордость познания

 

 «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет».
(Ис.53:10-11)


I.    Не наставленный вовремя человек может поступить глупо.

II.  Мы спасаемся не своим познанием, но познанием Христа.

III. Человеческая ипостась учит нас послушанию.

IV. Гордые люди избирают сами себя, думая, что Бог избирает их, а ненаставленные боятся избрания как гордыни.



Гордые люди избирают сами себя, думая, что их избирает Бог, а ненаставленные боятся избрания как гордыни.Теперь следует отдельно сказать о гордости познания. Она всегда возникает из бесцельного знания. А любая бесцельность порождает ложные цели. Для чего нам знание? Чтобы повеличаться друг перед другом? «Я вот знаю, а ты не знаешь!»? И возникает гордыня, которая бывает и завистью, и невежеством, и желанием воспользоваться невежеством других. Но вот, что интересно, на самом деле любое знание в конечном счёте призвано устранить страдание или хотя бы облегчить его. А если для гордыни, то, получается, ещё одним страдальцем больше. Не за гордыню ли свою мы то и дело страдаем? Как написано: «... во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:18).


Во-первых, не наставленный вовремя человек даже с высшим образованием способен поступить опрометчиво и глупо. И тогда он не только не избавит от страданий других и не только не облегчит их мук, но ещё и ввергнет в дополнительные страдания себя и ближних своих и ещё увеличит мучения.

      Искренние люди вокруг нас жаждут получить ответы на свои вопросы. Они устали от страданий, в которые ввергает их то и дело их невежество, которое посеял в человеке сатана в Эдемском саду. Я говорю: посеял, потому что главное оружие сатаны — говорить почти то же, что и Бог, но вкладывать совершенно иной смысл. Ведь когда сатана сказал: «Будете как Боги, знающие добро и зло»,- он сказал практически то же, что и Бог сказал про Адама, вкусившего от запретного плода: «Вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло». Но смысл, который в свои слова вкладывал сатана, был: вы будете высокомерными, зная добро и зло. А Бог имел в виду: «Вы — прах и не можете быть богами, и единственный путь для вас против высокомерия — смертное тело».

      И теперь искренние люди вокруг нас жаждут знания и наставления и долго не получают его. Подростки и молодые люди не могут разобраться в элементарных вопросах из-за невежества бедных и несчастных взрослых и, казалось бы, умудрённых в жизни пожилых людей. Выходит и они не были в своё время наставлены. И это заставляет всех нас испытывать страдания и усиливает горечь.

      Так, если учитель в школе сквернословит, а один из учеников отказывается посещать его занятия именно по этой причине, то духовного участия он порой не может достичь даже у верующих родителей, которые по плотски не верят в горечь резкого подростка и считают её пустой под влиянием отсутствия у них самих,- этих родителей,- настоящей осмотрительности и здорового страха перед мирской грязью.

      Отсутствие подобного страха и даёт им бесстрашную до безрассудства веру в т.н. справедливый мир. А это та самая вера,- вера в справедливый мир,- которая порождает в неверующих и даже в верующих то самое уродливое, безответственное и высокомерное мнение, пусть даже эти люди и не кричат явно: «Распни, распни!» - мнение, что жертвы сами виноваты в преступлениях против них.

      Эти  родители сами дезориентированы и не имеют нужного для постоянства в вере знания, так как бездумно считают, что резкость учеников провоцирует мирскую слабость учителя, вроде как они, ученики, в чужом грехе виноваты.

      И тогда, в древнем Иерусалиме, сатана использовал запрятанную глубоко в сердцах человеческих и  затаившуюся наподобие ядовитой змеи отчаянную и беспробудно-спесивую веру в этот мир, блистающий своей якобы справедливостью, чтобы распять Господа славы.


Во-вторых, я всё никак не мог понять, что же конкретно в этом стихе имеется в виду: «...чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет». Христос оправдает тех, кто КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ ПОСТИГНЕТ Его ЗНАНИЕ или через Своё знание оправдает НЕСМЫСЛЕННЫХ И ТОЛЬКО ТОГДА ОНИ ПОЛУЧАТ необходимое ЗНАНИЕ ДЛЯ ПОСТОЯНСТВА В ВЕРЕ? Не надо пугаться, что получается нечто вроде двусмысленности. Как сказал Лютер, в Библии нет тёмных мест — просто мы иногда не знаем грамматики.
 
      А грамматика любого языка претерпевает изменения со временем. Правда широко распространённый перевод всеми читаемой книги замедляет этот процесс. Мы до сих пор понимаем синодальный перевод, в котором использован язык середины даже не прошлого, а позапрошлого века, а англичане - даже свой ещё более древний канонический перевод — Библию короля Иакова,- до сих пор понимают; перевод,  который был сделан в начале аж поза-поза-поза-прошлого века (1611 год), хотя у них с тех пор даже количество падежей с 4-х упало до 2-х.
 
      Обычно я в таких случаях,- когда возникает нечто вроде  двусмысленности, а на самом деле это просто редуцирование смысла из-за однобокости примерения или какое-то ещё изменение в грамматике - смотрю непонятное место в Библиях на других языках. Это не значит, что я так уж владею этими языками. Просто процесс усечения смысла и изменения грамматических конструкций идёт в разных языках неравномерно и несимметрично и в этих языках данный текст может иметь совершенно однозначный смысл и понять его можно только единственно возможным способом даже без особой на то подготовки. Вообще, филологи говорят, что стоит изучать иностранные языки хотя бы для того, чтобы лучше понять свой собственный.

      Ну например, каков был точный смысл слова «безответный» в идиоме «безответный человек» в середине позапрошлого века? Т.е. кроме естественного смысла, что кто-то кому-то не ответил или наоборот остался без ответа. Иносказательный смысл был таков: человек ничего не может сказать в своё оправдание. По каким причинам, не уточнялось. То ли не может ответить в силу характера, то ли подавлен уликами и всякого рода доказательствами своей вины.
 
      Сейчас смысл исказился из-за однобокого применения этого слова. Часто говорили эту самую фразу: «Он безответный»,- подразумевая, что на человека всех собак повесят, а он молчит и никак не оправдывается. И именно такой смысл устоялся, как бы неполный. Так что теперь трудно понять, что же имелось в виду в Послании к Римлянам, в 1-й главе, в 20-м стихе (Я ОБ ЭТОМ УЖЕ ГОВОРИЛ В ПРОПОВЕДИ О ЯЗЫКАХ): «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».

        Безответны — это как понимать? - Творениям ничего отвечать не надо: всё и так понятно? Или тем, кто наблюдают творения, отвечать ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нечего? Взял английскую Библию, а там однозначно: «У них нет отговорки».

      Вы видите славу Божию в творении: мириады звёзд, удивительный растительный и животный мир, согласованность всего мироздания, так что на земле возможна жизнь. И это не оставляет вам никакой отговорки: из ничего ничего и быть не может. А тут всё продумано и действует слаженно. И не смотря ни на какие катастрофы род людской не исчезнет. Это значит, что Творец есть и вы — его подопечные и вам предстоит Ему отвечать, и вам нечего сказать в своё оправдание.

      Что касается нашего текста (который мы сейчас рассматриваем), то ведь английский, французский и немецкий языки тут будут весьма кстати и вполне удобны для понимания, так как в них нет слова «свой». Поэтому понять соответствующую конструкцию: Его познание - мы сможем абсолютно однозначно: Его, Христа собственное знание, а не знание о Нём.


       В данном случае я поступил так же. Взял английскую БИБЛИЮ (Короля Иакова), немецкую (Лютера), украинскую (Огиенко), французскую (Монса). И там действительно однозначно: Его, ХРИСТА, (собственное) знание, Его, ХРИСТА (собственное) познание, то знание, которое Христос обрёл на земле — ЧЕРЕЗ это познание наш Господь нас и оправдал, и спас. Украинский перевод Библии Иван Огиенко делал не на основе синодального, а на основании древних текстов, сверяясь конечно же и с переводами на другие языки, в том числе, и с переводом на русский. Огиенко, почувствовав возможную двусмысленность и на украинском языке, поставил вместо слова 'Его' слово 'Свой', которое есть в украинском языке так же как присутствует в русском.

      Наше познание ничего к Его делу спасения добавить не может. Мы - через Его знание спасаемся. Наше знание свидетельствует лишь о нашем утверждении Духом Святыми в постоянстве в вере. Мы-то сами своим знанием страдания никого спасти и оправдать не можем, но пример сопутствующего участия хорош и для нас. Вот одна бабушка очень уж агрессивно говорила про свою внучку: «Да что ж это такое! Такие лёгкие буквы она не может написать!» - Внучка была первоклассница. А я ей говорю: «А Вы возьмите ручку не в правую  руку (бабушка — правша), а в левую, неразработанную. Тогда и поймёте затруднения внучки». - «Ой! В самом деле!» - бабушка стала помягче с той поры, полагаю, к своей ученице.


В-третьих. Видите ли, человеческая ипостась Бога — это не выдумка теологов. Это воля Божия. Бог родил Сына и дал Ему Своё знание. Но человеческое знание — знание страданий мира сего, Он дал ему во времени. Я не утверждаю, что Бог-Отец испытывает все муки мира, но я точно знаю, что никто больше так, как сочувствует Бог и сострадает Своему творению, сочувствовать и сострадать не может. Христос же, как человеческая ипостась Бога, может в какой-то момент всего и не знать; помните?: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (13:32). Это будет тот самый час, когда мы все, верные и оправданные, будем избавлены от страданий.

      
              В-четвёртых, какое всё-таки знание дал нам Христос: нам, спасённым и оправданным? Это конечно же, мгновенное знание о том, что праведник, попадая в этот пропитанный грехом и проданный сатане мир, начинает собирать грозовые тучи над своей головой и из этих туч вполне могут ударить молнии по нему и по тем, кто рядом.

      И, тут же, страдания верующих являются послушанием не в том смысле, что начальник всегда прав, даже когда не прав,- это сатанинская точка зрения,- а в том смысле, что его, этого начальника,- уж коли мы заговорили о начальниках,- назначил Бог. Сатана извращает смысл послушания и делает его бесцельным, а бесцельность, как мы знаем, порождает ложные цели. Таким образом, сатана подстрекает к мятежу тех, кто хоть в чём-то возомнил себя богом, тогда как Бог велит слушаться начальство в добром, но по грехам их не поступать.

      И всё это свидетельствует об избрании, состоящем из освящения и посвящения. Не мы Бога избираем и себя за Него, но он нас. Это только выглядит так, будто мы сами на что-то решились, но мы должны ходить не видением, но верой. Это учение сатана извращает в первую очередь, чтобы верующие с одной стороны бесцельно страдали (ложное освящение), а с другой стороны, именно в страдании видели служение (ложное посвящение), а не в том, чтобы избавить людей от вечных мук. Да и охват этого учения очень велик: освящаются даже неверующие в кругу верующих. Находясь среди верующих, они меньше грешат,  и в какой-то мере тоже отделены от мира.

     Но если и мы сами себя избрали, то и мы сами себе в какой-то мере тоже боги; пусть даже маленькие, незначительные, карманные, пусть даже микроскопические, боги, но сатане и этого вполне хватает, чтобы увести вас в сторону.  Например, путая освящение и посвящение, мы вполне можем дойти до такой нелепости и сказать: пусть брат лучше проповедует, чем грешит. Что это такое? Простите, но это ещё хуже, чем ставить телегу впереди лошади! Сначала всё-таки — освящение, т.е. отделение от мира, а потом — посвящение, т.е. служение Господу! Освящение — это первый и самый необходимый плод избрания ради посвящения, а не наоборот, иначе мы, как боги в себе, будем распределять дары и тогда уже пожнём плоды горькие. Плоды безрассудства и дикой самонадеянности.

      Поразительно, но именно в учении об избрании сатана даже не пытается говорить что-то похожее на то, что говорит Бог — здесь он полностью всё переворачивает, и ему верят. Бог говорит: «Я избрал вас, чтобы вы шли (освящение) и приносили плод (посвящение)». А сатана настаивает: «Если не вы себя изберёте, а Бог вас изберёт, то обленитесь и будете нежиться на солнышке своей веры, не имея возможности быть богами для самих себя». В общем, Бог говорит, что мы будем громоотводами,- что само по себе страшно,- а сатана утверждает, что без высокомерия этого видите ли не достичь.

      Христу пришлось провести учеников через некоторое духовное страдание, чтобы они до конца осознали всё это и не творили из себя богов, и были готовы пить чашу, которую пил Он и креститься крещением, которым Он крестился. Сначала они все уснули во время решающей молитвы, потом рассеялись, когда был схвачен Иисус. Дольше всех упорствовал Пётр, как и обещал. Но Христос и тут нёс его бремя на Себе: он исцелил ухо раба, отсечённое Пётром, чтобы Пётр не имел неприятностей больше, чем ему было предназначено: «Ещё петух не успеет пропеть, как ты уже трижды отречёшься от меня».

      И когда Пётр раскаялся, воскресший Христос с пронзёнными дланями явился к нему и трижды спрашивал: «Любишь ли ты меня, Пётр?» И все три раза Пётр сказал: «Да, Господь, ты всё знаешь». Пётр трижды признал, что эту любовь дал ему сам Бог, а не его самонадеянность. И после этого он и в темницу пошёл, и на смерть , как мы знаем и по преданию, и по Писанию.  Но это была уже не человеческая воля, а воля Божья.



      Итак, знание призвано облегчить или совсем удалить страдание. Но гордыня познания всё совершает с точностью до наоборот. И только познание Господа нашего, которое явилось прямым познанием, - Его познанием, - жуткого старадания земного, спасает верных по воле Призвавшего нас от гордыни, ведущей в погибель, и оправдывает их.

     Да будет прославлено имя Бога Вечного и Живого — Отца, Сына и Духа Святого. Аминь


Рецензии