Материнское слово

-Ах, ты гадёныш, такой! – крикнула мамаша, увидев как сын, ест песок с лопатки. – Ты что дебил, песок есть? Как с тобой  ходить на прогулку, если ты такое вытворяешь?  - она ругнулась матерным словом и зло толкнула сына.

Малыш обиженно поджал губы, а потом разревелся.

-Ну, что ты ревёшь? Нытик ты этакий…, даже слово сказать не можешь, размазнёй растёшь…, - мамашу просто трясло.

-Мамочка, прости…, я больше не буду, - всхлипывая, пролепетал малыш и плюхнулся на землю.

-Вставай, давай! -  ещё сильнее разозлилась женщина. – С тобой одни проблемы!

Всё это время за ними наблюдала старушка, сидя на лавочке напротив.

-Милая, будь добра, подойди ко мне, пожалуйста, - обратилась  бабушка к мамочке.

-Учить меня будете, как сына воспитывать? – зло бросила женщина. – Своих внуков воспитывайте, а мне указывать не надо!

-Да, Бог с тобой…, не собираюсь я тебя воспитывать, больно мне это надо, - улыбнулась старушка. – Просто подойти, пожалуйста, я-то не могу, ноги мои уж теперь плохенько ходят.

-Тогда что Вам от меня надо? – женщина подошла и удивлённо уставилась на бабушку. Старушка была хоть и скромно, но чистенько одета и производила хорошее впечатление. Её добрые глаза, обрамлённые множеством морщинок, излучали доброту.

Женщине даже стало неловко, что она резко ей ответила.

-Сядь рядом, посиди, успокойся, а я тебе одну историю  расскажу, - старушка по-доброму  улыбнулась.

-Мне за сыном смотреть надо, а не истории всякие слушать. Видели же, какой он у меня – одного и на минуту нельзя оставить, - женщина немного помялась, но всё же решилась присесть рядом.

-Хороший он у тебя, - улыбнулась бабушка. – Ничего с ним не случится, за ним присмотрят.

-Кто это? – мамочка взметнула ресницами.

-Господь….  Он за всеми нами наблюдает, вот и за твоим сынком присмотрит…, - улыбнулась старушка и, увидев, что женщина собралась вскочить с места, взяла её за руку. – Да успокойся ты и меня не бойся. Больно умными нынче все стали, а связь с Богом забыли. Раньше каждая мать о своих детях  молилась, и ничего плохого с детками и не случалось.  Доверяли тогда Богу, знали, что всё по воле Его происходит. Да, ладно… чего это я…, а то подумаешь ненароком, что воспитывать тебя собираюсь, - бабушка погладила женщину по руке и та постепенно успокоилась. – Так вот что я хотела рассказать -то…

Давненько это было….  Жили-были тогда две сестры: Дашка и Глашка.  Дарья доброй была, всех любила и деткам эту любовь прививала. Всё с любовью делала, в каждое слово ту любовь  вкладывала. Детям своим, чтобы те не натворили, лишь добрые слова говорила.  Ругала, конечно, но по-доброму, ласково, так  те сразу понимали, что сделали что-то не так. Они после старались мамку-то не расстраивать, да что с детей взять-то?  На то они и дети – любят попроказничать, все мы такими были.
Деткам же всё рассмотреть нужно, всё попробовать – они так мир познают, развиваются. Дарья это знала, да старалась объяснять им всё, при этом в слова любовь вплетала. Каждому ребёнку слово доброе находила, ни разу ничего плохого  никому не сказала: ни мужу, не детям, никому - либо другому.

А вот Глафира была полная противоположность Дарье. Ох, и злюка была та Глашка: на детей и на мужа орала, во всём повод для этого находила. А какими словами она их только не называла….  Да ни в одном слове, ни добра, ни любви  не было – только гнев и раздражение, а порой и ненависть в словцо заправляла.

Проходило время. Дети их выросли. Сыновья женились, а дочери замуж вышли. И так получилось, что Дарьины дети в любви и в счастье жили, а у детей Глафиры всё как- то не складывалось – ругались они со своими избранниками.

И вот Дашка уж и внуков дождалась. Расцвела она тогда от счастья, будто молодость вторая пришла. Не могла налюбоваться да нарадоваться на внучков, а те не отходили от бабушки, в рот ей заглядывали, каждое слово её ловили. И все для неё были славными детками: « солнышками» да «лапушками».  Внуки её  росли в любви и доброте, плохих слов они не слышали.

А вот Глашка, глядя на счастье сестры, от зависти злилась. Что она только не делала: и по бабкам ходила и даже в церковь пошла, а внуков всё не было.

Так они и жили: одна в счастье да любви купалась, а другая судьбой своей недовольная была.

И вот пришло время, покинуть им этот мир, да в другой перейти. И так случилось, что ушли они в один день и один час – может потому, что близнецами  были, а может просто по судьбе так сложилось – кроме Бога это никому неведомо.

И вот предстали они перед Господом, а Он и спрашивает:
-Ну, рассказываете, как жизнь на Земле у вас сложилась, всем ли вы были довольны?

-Господи, благодарю Тебя за то, что я счастливую жизнь  прожила, - начала первой Дарья. -  И мужа и деток, хороших мне Ты послал, да и внуков чудесных, - поклонилась  она с улыбкой.

-Так ты сама их такими хорошими сделала, - улыбнулся Господь. – Ты любовь им дарила, всегда добрым словом подбадривала, никогда не гневилась, детей и мужа ласковыми словами называла. И готовила ты еду с любовью, и в доме с любовью порядок наводила, да и за что ты не бралась, во всё любовь вкладывала. Вот и счастливо у тебя жизнь сложилась.

-А ты, Глафира, жизнью довольна была?

-Нет, Господи, не довольна я своей жизнью, - ответила Глашка. – Может, кто  проклятье на меня послал?  С мужем прожила, как кошка с собакой, дети непутёвые получились – тоже счастья не видели, да и потомков им Ты не послал, вот Дашке внуков дал, а мне нет!

-Проклятье, говоришь? Я проклятья не насылаю….   Человек сам посылает себе проклятья – он их создаёт, а не Я. Я детей своих всех люблю и чтобы им не послал, всё  благом для них оборачивается. А твои несчастья…, так это как в поговорке говорится: « Что посеешь, то и пожнёшь». Ты в муже видела только плохое, а надо было – хорошее, а на детей за их проказы, помнишь, как кричала да ругала их? Вот для Дарьи дети были  радостью, лапушками, солнышками…. Как только она их не называла, но всегда тепло и любовь в её голосе были, вот и радовали они её, да солнышками светили. А у тебя они получились тоже такими, какими ты их считала: и дурными они у тебя были, и недотёпами, и руки у них крюки – не с того места росли, помнишь? И муж у тебя – старый козёл, а Дарья своего супруга самым лучшим на свете считала – так он таким для неё и старался быть.  Эх, Глафира…, много ты гадких слов за всю свою жизнь произнесла.  А ведь я одарил каждую мать силой слова, чтобы она своих детей благословляла. Как мать своих детей называет, тем они и становятся – вот и секрет твоего проклятья. Материнские слова как благословить могут, так и убить.  Дарья  же своими словами, благословила  детей на счастливую жизнь, поэтому  род и продолжился…. А ты внуков так и не понянчила. Ты своих детей,  когда они маленькими были, помнишь, недоразвитыми да непутёвыми называла? Так они себя такими и считали, раз родная мать в них недостатки выискивала. А теперь подумай, могут ли быть после этого у них дети?  Ты Глафира сама в своих бедах виновата, а не Я – всё делала ты для того, чтобы  детей счастья лишить.

Ужаснулась Глашка своим деяниям, да изменить уже нечего не может.

 И поднял Господь высоко Дарью, а Глафира под тяжестью своих грехов в тёмный мир провалилась….

Бабушка замолчала и взглянула на, поникшую головой, женщину.

- Вот и подумай деточка над этой историей – хочешь, выброси  её из головы, а можешь полезное из неё почерпнуть. Сама решай, я тебя ни к чему не принуждаю. У тебя своя жизнь и своя голова на плечах, не мне тебя учить, - улыбнулась старушка. – Вот только ещё одну пословицу тебе напомню: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Люди не зря такие пословицы придумывают – всё из жизни берётся.

-Спасибо Вам за эту историю, - улыбнулась сквозь слёзы женщина. – Многое я поняла, благодаря Вам…

-Вот и хорошо, милая, что сделала выводы, - улыбнулась старушка. – Только не меня благодари, а Бога. Это Он устроил нам встречу. Всё в мире не случайно….

-Наверное, Вы и в этом правы, - смутилась женщина, а потом улыбнулась, потому что на душе стало спокойно и светло.

 – До свидания, бабушка, рада, что встретила Вас, а сейчас я к сыну пойду, обниму его, - улыбнулась мамочка и, увидев, что её сынок плещется в луже, тут же вскочила с лавки.

-Ах ты…, - начала, было, она, но осеклась и уже тёплым голосом крикнула: – Миленький, выйди, пожалуйста, из лужи, а то весь промокнешь!

Женщина подошла к сыну и взяла его за руку.

- Мам, не ругайся, я нечаянно, - испуганно сказал малыш.

-Ничего, с кем не бывает…, я сама, когда была маленькой, ни одну лужу не пропускала, - улыбнулась она. 

-Правда? – удивился мальчик.

-Правда. И лишь когда я подросла, то только тогда  поняла, что моей маме каждый раз после этого приходилось стирать всю мою одежду. И мне стало стыдно, что я не ценила её труд и заставляла  нервничать. А ещё я часто простывала после того, как  в неподходящей обуви по лужам бегала, потому что ноги мокрыми становились.  Я своими необдуманными действиями расстраивала маму. Я сейчас это понимаю, а тогда, как и ты любила попроказничать, - улыбнулась женщина и взъерошила волосы на голове ребёнка.

-Мамочка, я больше не буду в лужи заходить, чтобы тебя не расстраивать, - малыш посмотрел на свои, слегка мокрые ноги.

-Ну почему, не будешь? По лужам же здорово бегать?  Вот только тогда, когда твои ноги в резиновых сапогах. И бегать так, чтобы не обрызгать прохожих и чтобы вода в сапоги не заливалась.  Хорошо? – подмигнула мама, и малыш радостно кивнул головой. – А сейчас давай лучше кораблик запустим?

-Но у нас нет кораблика? – мальчик развёл руками.

-А мы его сейчас сделаем, - улыбнулась женщина. Она нашла в сумке лист бумаги и, немного помучившись, всё же смогла соорудить кораблик, вспомнив, как это когда-то делал её отец.  – Тадам! Ну как тебе? – она протянула руку с белым бумажным корабликом.

-Здорово! – засиял мальчишка.

- Сейчас мы его отправим в плавание по нашей луже, только придётся нам ветер с тобой делать. Ты готов? – улыбнулась мама.

-Готов! – выкрикнул малыш.

Они поставили кораблик на воду, и тот радостно поплыл, подгоняемый их дуновением.

Малыш с восторгом наблюдал за  ним  и его глаза сияли от счастья.

-Мамочка, ты самая лучшая в мире мама! –  мальчик расплылся в счастливой улыбке.

-А ты у меня самый лучший сын, - улыбнулась женщина и крепко обняла малыша.
    


Рецензии