невидимый шедевр

Первое знакомство с Бальзаком на примере повести "Гобсек" прошло успешно - автор пришёлся мне по вкусу, а потому решил в дальнейшем продолжить "общение" с автором. Момент настал, и я взял в руки рассказ французского писателя "Неведомый шедевр".

История отталкивается от подлинных героев, в данном случае художников, упирается в подлинность или основывается на реальных событиях ( данную фразу часто используют в кинематографе, чтобы на фоне реальных людей придумывать несуществующие истории) .

Реальная сторона рассказа касается двух живописцев, живших и творивших в 17 веке Франсуа Порбуса и Николы Пуссена, несуществующая - главного героя Френховера - ученика реального голландского мастера Мабузе (Ян Госсарт). Такое смешение правды и вымысла позволяет сместиться и выйти за пределы описываемых временных рамок. Френховер изображён Бальзаком гениальным художником, способным «оживить» бездушное полотно при помощи нескольких мазков. Он ратует за то, что искусство не должно изображать детали, истинная цель его в передаче сущности изображаемого. Художник десятилетия трудится над созданием идеального портрета женщины, никому не демонстрируя результатов творческой работы. Порбус - друг старого мастера подбивает художника и учителя открыть ему секрет красоты, запечатлённый на полотне, но Великий категорически отказывается и картина остаётся тайной до самого финала.

Тем временем молодой художник Пуссен живёт в нищете и поддаёт огромные надежды, демонстрируя свой талант. Встретив великого Френховерна, начинает боготворить мастера кисти и мечтает постичь ценности ремесла. Пропускает через себя все художественные иллюзии, чтобы познать гений творца, увидеть ожившую красоту на полотне, не замечая реальной красавицы живущей под боком.

Бальзак создал Френховера, проповедником - критиком, много рассуждающим о несущественности деталей и оживлении персонажей полотен иными методами. Утопая в своих иллюзиях, он создаёт шедевр, понятный лишь ему. Описание его работы наводит на мысль об абстракционистах и импрессионистах.

Бальзак на примере художника демонстрирует читателю характерные черты человеческой сущности и финал можно трактовать в разных плоскостях. С одной стороны можно узреть ослепление собственными иллюзиями великого художника, слишком долго вынашивающего идею, слишком долго нянчившего портрет, пока не обесценилось видение чистой красоты, и вся работа не стала стоить в итоге и ломаного франка. С авторами случаются такие казусы. Множество писателей (мир живописи я знаю плохо) вынашивали идеи десятилетиями, но в итоге произведения нередко получались серыми и провальными.

Если взглянуть с другой стороны, то можно увидеть совсем иное. Френховер создаёт полотно настолько великое и красивое, что увидеть все блики девы на портрете способен один он. Художник совершает ошибку, показывая свой шедевр друзьям, приверженцам реализма и детализации. Пуссен и Порбус пишут портреты, насыщенные красками, грациозные и точные с точки зрения соответствия действительности, но бездушные и лишённые жизни и эмоций. Потому оказываются не способными оценить до конца работу мастера, рассматривая её со своей позиции. Их слово несёт разрушительную силу (сколько критиков загубили творчество великих людей). Френховер, допуская серость умов тех, кто увидел его картину, уничтожает не только грандиозное личное полотно, но и убивает в себе великую личность. Сжигает полотна, предавая себя забвению.

Бальзак " Неведомым шедевром" шокировал больше, чем " Гобсеком", потому что ближе мне творческие истории. Жизнь художников и писателей ценны для меня, наверно, потому, что и сам немного творческая личность. Мне всегда интересно, чем живут и дышат создатели великих и не очень произведений. Рассказ Бальзака для меня, как бальзам, пролившийся на рваную рану. История пришлась мне по душе, очаровала и зацепила. Бальзак мастерски владел словом. Его информативно набитый слог не спутать со слогом никакого другого автора. Им создано множество великих афоризмов и цитат, и тем
самым увековечена его фамилия в великой истории литературы!

По мне рассказ является шедевром! Отмахиваться от произведения не стоит. Небольшая по количеству страниц история заключает целый мир творческих личностей, суеты, мыслей и образов в существовании творцов.
18. 05. 2020. р.


Рецензии