Очерки по истории Российской геологии. Часть 4

                ДЕРПТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учрежденный в 1802 году Александром I   Императорский Дерптский университет (1802-1918 гг. – Юрьевский, с 1919 г. Тартуский)  был первым из шести подобных учебных заведений, созданных в начале XIX века в России. Следующими стали Казанский (1804 г.) и Харьковский (1805 г.) университеты. В истории Дерпта  это было второе высшее учебное заведение, поскольку, более чем за 100 лет до его основания, прекратила деятельность Академия Густавина, учрежденная в 1632 г. шведским королем Густавом II Адольфом. Преподавания в ней велось на латинском языке.

Первоначально вопрос об учреждении университета в Остзейском крае был инициирован императором Павлом I. В 1798 г. вышел изданный им указ, коим воспрещалось отправлять для занятий наукой молодых людей за границу. В 1801 г. Павел скончался, и ровно через месяц император Александр I повелел основать университет в Дерпте «по причине положения оного в средоточии трех губерний: Рижской, Ревельской и Курляндской».

Уже с конца 1802 г. Дерптский университет перешел из местного   в общегосударственное подчинение, чему способствовал его первый ректор Г.Ф. Паррот. Были открыты четыре факультета: медицинский, юридический, богословский и философский. Официальным языком делопроизводства был немецкий. С 1817 г. выпускники alma mater стали получать чин «действительного студента» и право поступать на государственную службу. К середине XIX в. Дерпт стал одним из крупнейших центров просвещения и науки России.

Мировую известность вузу принесли медик Николай Бурденко, основоположник физической химии, лауреат Нобелевской премии Вильгельм Оствальд, хирург Николай Пирогов, астроном Василий Струве, основоположник гальванопластики Борис Якоби и многие другие выпускники и преподаватели. Широкую известность снискали автор «Толкового словаря русского языка» Владимир Даль, поэт Николай Языков, писатель - врач Викентий Вересаев (Смидович), которые также постигали здесь науки.
 (Источник - Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-2010). Рига: Институт европейских исследований, 2010. )

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССОРОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ В ДЕРПТСКОМ ПРОФЕССОРСКОМ ИНСТИТУТЕ

Необходимость создания новой модели подготовки профессоров для российских
                университетов.
                Проект Г.Ф. Паррота

Уставом 1804 года были определены должностные обязанности и права преподавателей российских университетов: «Главная должность профессоров состоит в том, чтобы
1) преподавать курсы лучшим и понятнейшим образом и соединять теорию с практикой во всех науках, в которых это нужно;
2) преподавая наставления, пополнять курсы свои новыми открытиями, учиненными в других странах Европы;
3) присутствовать на заседаниях и при испытаниях;
4) руководствуя адъюнктов, подавать им способ достигать высшей степени совершенства.
 

Первый ректор Дерптского университета Г.Ф. Паррот трижды обращался к царю с предложениями в области высшего образования в России, но его проекты не были приняты.  Г.Ф. Паррот  передал  Государю свой очередной проект под заглавием «Мысли о внутренних университетах России». В преамбуле проекта автор обосновал необходимость подготовки русской национальной профессуры для русских университетов. Он писал, что в университетах Вильнюса и Дерпта, где не существует языкового барьера между аудиторией и лектором, «профессуру и студенчество можно рассматривать как единую нацию. В русских же университетах ничего подобного нет. Профессора-иностранцы, слабо знающие русский язык, не понимают студентов, а последние - своих учителей» .

В проекте Паррота предлагалась следующая система подготовки отечественных преподавателей университетов.

Необходимо из числа наиболее способных студентов университетов Московского, Харьковского и Казанского (С.-Петербургский университет Г. Паррот находил невозможным привести в цветущее состояние) подобрать кандидатов. Для каждого университета необходимо планировать обучение 52 человек (всего набор - 156 человек). Они должны быть распределены по специальностям. Посвятившие себя русскому языку и литературе должны были проучиться три года в своем университете, затем их следовало оставить для совершенствования на 2 года при Петербургской Академии наук. Всех же остальных следовало немедленно отправить на 5 лет для обучения при Дерптском университете.

После пятилетней учебы в Дерпте воспитанников следовало направить на 2 года в заграничные университеты для самостоятельного усовершенствования: обучавшихся техническим наукам и медицине - в Берлинский университет; обучавшихся философии, юриспруденции, политическим наукам и литературоведению - на один год в Геттингенский университет и на другой год - в Парижский университет.
Незадолго до возвращения воспитанников из-за границы следовало провести общее заседание Петербургской Академии наук, где были бы обсуждены отчеты о результатах их подготовки (как в Дерпте, так и за границей), и на их основании была бы определена дальнейшая судьба кандидатов: самые выдающиеся и одаренные из них стали бы университетскими профессорами, другие - учителями гимназий и образованными чиновниками.

Российские университеты до прибытия новых кадров, т.е. в течение семи лет, работали бы по-прежнему, вслед за тем всех имеющихся профессоров следовало торжественно отправить на пенсию и заменить молодыми. Лишь один из них должен был в каждом университете оставаться на два года в должности ректора, чтобы дать возможность молодым профессорам ознакомиться с делопроизводством.

Николай I познакомился с проектом Академика Паррота и изъявил Высочайшую волю Свою следующими словами: «Профессоры есть достойные, но их немного и нет им наследников; их должно готовить и для сего лучших студентов человек 20-ть послать на два года в Дерпт, а потом в Берлин или Париж, и не одних, а с надежным начальником на два же года; все сие исполнить немедля». По желанию царя данный проект был представлен на рассмотрение в Комитет устройства учебных заведений - высший совещательный орган России по реорганизации дела образования Было принято решение: для быстрого улучшения положения следует претворить в жизнь предложенный Парротом проект и всю систему оперативной подготовки профессоров назвать Профессорским институтом.

 Многие выдающиеся геологи 19 века были выпускниками Дерптского университета, а затем Дерптского Профессорского института. Всех перечислить в этом очерке невозможно, (См. Список профессоров и преподавателей императорского Юрьевского  Дерптского университета за сто лет его существования (1802-1902). Юрьев, 1902 ).
Их имена навсегда вошли в историю российской геологии.Приведу лишь некоторые

Энгельгардт  фон Мориц Федорович. Из дворян Эстляндской губ., родился в 1779 г. в имении Визо. Среднее образование получил  в Домском училище в  Ревеле. Э. поступил в Дерптскский университет и слушал там лекции Паррота и Шерера по физике и химии. В  1806 г. он  отправился в   Фрейберг, где и занялся изучением  минералогии  под руководством  Вернера. Вместе с Карлом фон Раумером он путешествовал по Центральной Европе и Англии, а в 1811 году совершил путешествие с Фридрихом Парротом в Крым и Кавказ.

С 1820 по 1830 год он был профессором минералогии в Дерпте; основал при Дерптском университете минералогический кабинет. В 1826 году он совершил ряд путешествий в области Урала и Забайкалья, в ходе которых он обнаружил значительные месторождения золота, платины и алмазов, описанные в его докладах, опубликованных в Риге в 1828 и 1830 годах.
Член-корреспондент Императорской академии наук с 31 января 1816 года.

Гельмерсен  Григорий Петрович  родился 29-го сентября 1803 года, в Дуксендорфе
Лифляндской губернии, воспитывался в Петербургском пансионе  Муральта  и  Дерптском  университете; по окончании курса в последнем со степенью кандидата (1827 г.), отправился с проф. Энгельгардтом на Урал для исследования месторождений золота, а по возвращении из этой поездки поступил на службу в министерство финансов чиновником особых поручений при графе  Канкрйне,  но скоро был командирован вместе с Э. К. Гофманом  для  геогностических  исследований на южный Урал (1828—1829  гг .) и для изучения палеонтологии за границу (1830—1832  гг .); затем совершил два путешествия на Урал и одно на Алтай (1833—1835  гг .), после чего поступил в Горный Институт (1835—1838  гг .), а по выпуске из него назначен профессором геологии в Горном институте (1838 — 1863  гг .), инспектором (1840— 1856  гг .) и директором (1856—1863  гг ) того же заведения; вместе с тем, он состоял адъюнктом (1844—1847  гг .) и  академиком  (1847—1885  гг .) по геогнозии и палеонтологии при Императорской Академии Наук.


Абих, Герман Вильгельмович  родился в Берлине 11-го дек. 1806 г. в зажиточной семье. Высшее образование получил в Берлинском университете, где его учителями были такие выдающееся ученые, как Вейс, Густ, Розе, Митчерлих и Леоп. ф. Бух.
В 1831 г. А. защитил в Берлине диссертацию на степень доктора философии. Под  влияньем Леоп. ф. Руха и Фр. Гофмана, А. заинтересовался вулканами и вулканическими явлениями, для изучения которых  и совершил на свои средства две продолжительные поездки по Италии и Сицилии в 1833 и 1834 гг. А. обладал всеми качествами, необходимыми для успешного изучения вулканических явлений; хорошими познаниями по геологии, любовью к путешествиям, неутомимостью и неустрашимостью, который А. проявил при посещении кратера Стромболи, при восхождении на Арарат  17/29 июля 1845 г. и во время своих странствований по Армении, Турции, Персии и Кавказу. Кроме того, он  был  очень хорошим  аналитиком  и хорошо рисовал  и писал  красками. Благодаря своему художественному таланту, А. имел возможность иллюстрировать свои наблюдения картинами, разрезами, геологическими видами и, как справедливо заметил восхищавшийся его иллюстрациями Леоп. ф. Бухъ, изображать такие явления, которые требуют длинных описаний или с трудом поддаются описанию.

 В 1842 году был утвержден ординарным профессором Дерптского университета.
Абих принадлежит к числу выдающихся геологов  1-ой половины 19-го cтолетия. Абих состоял почетным членом академии наук в С. Петербурге, членом-корреспондентом академии Венской, Парижской и Берлинской и почетным и действительным членом многих русских и заграничных ученых обществ.

Дитмар Карл (1822–92) – русский геолог, исследователь Камчатки. Окончил в 1846 г. Дерптский (Тартуский) университет. В 1851 г. был прикомандирован к военному губернатору Камчатки в качестве чиновника для особых поручений по горному делу. К. Дитмар совершил в течение 1851-55 гг. многочисленные поездки по Камчатке (обследовал западный и восточный берега полуострова, долину р. Камчатки, посетил Парапольский дол и полуостров Тайгонос). Собранный значительный географический, геологический, биологический и этнографический материал К. Дитмар опубликовал в работе «Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855 гг.», издательство Петербургской Академией Наук (2 части 1890-1900 гг., на русском языке ч. 1, 1901 г.).
Труд Дитмара был вторым  после работ С. Крашенинникова  комплексным описанием природы Камчатки и явился важным вкладом в изучение этой части нашей страны. Именем Дитмара назван: вулкан на Камчатке.

 


Рецензии