Новое прочтение

Водяница жила в городском пруду. На берегу пруда рос дуб, с веток которого свисала золотая цепь. Не всем удавалось увидеть дуб. Если кто-нибудь его находил, можно было увидеть ещё одно волшебство. Из пруда выходила Водяница, уцеплялась за ветки дуба и садилась на них. Может быть, у тех, кто в это время стоял на берегу, возникали противоречивые мысли. Есть много литературных сюжетов, где таинственная жительница воды описана нежной, тонкой, проницаемой, меланхоличной. Водяница, сидящая на ветках, выглядела сильной, мощной, скорее похожей на амазонку. Она уверенным взглядом смотрела на воду, как будто обозревала свои владения. Водяница не испытывала робости перед человеческим миром, держалась по-королевски. И её вполне можно было принять за королеву. Густые тёмно-каштановые волосы падали на плечи Водяницы и спускались вниз, как мантия. Она выходила из пруда в одеянии из блестящей чешуи, на котором ещё долго продолжали сиять капельки воды. Издали казалось, что Водяница увешана драгоценностями. Такая яркая красота охраняла городскую природу.
Выходя из воды, Водяница ходила на уроки в школу. Ей исполнилось четырнадцать лет, и она училась в школе, как и земные девочки. Водяная королева не чувствовала робости в земном мире. Она смеялась, разговаривая с одноклассницами, гуляла и играла с ними. Случалось и так, что Водяница предлагала девочкам погулять возле её дуба. Они шли за ней к магическому уголку возле пруда. Девочки всё больше замечали, что воздух становится чище, что рядом поют птицы нежными голосами, что пруд отражает пришедших, как в зеркале. Там Водяница и её подруги тоже играли, но могли и делиться секретами. Иногда Водяница становилась серьёзной и строгой. Она показывала подругам цветы и травы, растущие на берегу. Про каждое растение Водяница знала какую-нибудь историю. По её словам, один цветок помогал от болезни, другой оберегал от несчастья, третий мог приворожить любовь. Водяница говорила и о том, что некоторыми цветами можно пользоваться кому угодно, а некоторые лучше не трогать, если не знаешь точно, как с ними обращаться. Для школьных подруг Водяницы природа уже не была незнакомым миром. Теперь они понимали, что у воды, деревьев и трав есть своя жизнь с загадочными поворотами судьбы.
В классе Водяницы предстояло обсуждение на уроке литературы, где поднимался вопрос о классическом и современном взгляде на литературу и вообще на искусство. Водяница обдумывала, какой пример может привести она. Такой пример Водяница хорошо знала, но боялась представить себе, как она скажет об этом открыто. И всё-таки, кому-то это может помочь разобраться в себе.
Во время обсуждения Водяница взяла слово. Сегодня она выглядела как обычная ученица, заплела в косу пышные волосы, желая не очаровывать коллектив, а просто поговорить с ним. И всё же одноклассники не могли скрыть восхищения, когда Водяница заговорила чётким, громким голосом.
– Вопрос, который мы решаем, должен звучать так: какие стереотипы в литературе мы можем читать традиционными? – важно и значительно начала Водяница. – Например, если прочитать книги, где упоминаются русалки, особенно поэзию. Мы часто встречаем описание русалки как хрупкого, беззащитного создания. Она часто в печальном настроении, проливает слёзы, такие же прозрачные, как вода, в которой она живёт. Русалка страдает от неразделённой любви к человеку или от невозможности оказаться с ним рядом. Она выглядит почти бледным лунным светом, отражённым в воде. Это романтичный образ русалки, знакомый многим. Если рассказать о русалке по-другому, – например, что это резкая девушка, знающая о земных перипетиях, способная повысить голос и сказать тяжёлую правду в лицо – такой взгляд может показаться новым, провокационным, это можно посчитать вызовом. Но не все помнят, что в фольклоре русалка является персонажем, несущим зло, поэтому она часто изображалась непривлекательной. Достаточно знать, что её видели безобразной старухой. Даже если русалка выглядела как девушка, её роль заключалась в том, чтобы мстить людям за своё одинокое существование. Конечно, главным объектом мести был возлюбленный, бросивший её в земной жизни. Люди строили большие планы, чтобы оберечься от нападения русалок. От русалки можно было ожидать только того, что она затянет в воду или защекочет. Само слово «русалка» звучало как ругательство. Из всего сказанного можно сделать такой вывод. Обычным читателям кажется, что традиционный образ русалки – трогательный и трепетный. Если написать о грубоватой и раскованной русалке, это покажется новаторским взглядом, новым прочтением, последним криком моды. Но на самом деле именно такое лицо русалки было традиционным, когда легенды о ней только складывались. Милые сказки про очаровательную водяную девочку когда-то тоже были неожиданным видением устоявшегося сюжета. Правильнее будет считать классикой ведьму, вылезающую из омута.
– Это травница, которая хранит мудрость земли и воды, – возразила одна из подруг Водяницы.
Класс зааплодировал Водянице.


Рецензии