Новое прочтение
Выходя из воды, Водяница ходила на уроки в школу. Ей исполнилось четырнадцать лет, и она училась в школе, как и земные девочки. Водяная королева не чувствовала робости в земном мире. Она смеялась, разговаривая с одноклассницами, гуляла и играла с ними. Случалось и так, что Водяница предлагала девочкам погулять возле её дуба. Они шли за ней к магическому уголку возле пруда. Девочки всё больше замечали, что воздух становится чище, что рядом поют птицы нежными голосами, что пруд отражает пришедших, как в зеркале. Там Водяница и её подруги тоже играли, но могли и делиться секретами. Иногда Водяница становилась серьёзной и строгой. Она показывала подругам цветы и травы, растущие на берегу. Про каждое растение Водяница знала какую-нибудь историю. По её словам, один цветок помогал от болезни, другой оберегал от несчастья, третий мог приворожить любовь. Водяница говорила и о том, что некоторыми цветами можно пользоваться кому угодно, а некоторые лучше не трогать, если не знаешь точно, как с ними обращаться. Для школьных подруг Водяницы природа уже не была незнакомым миром. Теперь они понимали, что у воды, деревьев и трав есть своя жизнь с загадочными поворотами судьбы.
В классе Водяницы предстояло обсуждение на уроке литературы, где поднимался вопрос о классическом и современном взгляде на литературу и вообще на искусство. Водяница обдумывала, какой пример может привести она. Такой пример Водяница хорошо знала, но боялась представить себе, как она скажет об этом открыто. И всё-таки, кому-то это может помочь разобраться в себе.
Во время обсуждения Водяница взяла слово. Сегодня она выглядела как обычная ученица, заплела в косу пышные волосы, желая не очаровывать коллектив, а просто поговорить с ним. И всё же одноклассники не могли скрыть восхищения, когда Водяница заговорила чётким, громким голосом.
– Вопрос, который мы решаем, должен звучать так: какие стереотипы в литературе мы можем читать традиционными? – важно и значительно начала Водяница. – Например, если прочитать книги, где упоминаются русалки, особенно поэзию. Мы часто встречаем описание русалки как хрупкого, беззащитного создания. Она часто в печальном настроении, проливает слёзы, такие же прозрачные, как вода, в которой она живёт. Русалка страдает от неразделённой любви к человеку или от невозможности оказаться с ним рядом. Она выглядит почти бледным лунным светом, отражённым в воде. Это романтичный образ русалки, знакомый многим. Если рассказать о русалке по-другому, – например, что это резкая девушка, знающая о земных перипетиях, способная повысить голос и сказать тяжёлую правду в лицо – такой взгляд может показаться новым, провокационным, это можно посчитать вызовом. Но не все помнят, что в фольклоре русалка является персонажем, несущим зло, поэтому она часто изображалась непривлекательной. Достаточно знать, что её видели безобразной старухой. Даже если русалка выглядела как девушка, её роль заключалась в том, чтобы мстить людям за своё одинокое существование. Конечно, главным объектом мести был возлюбленный, бросивший её в земной жизни. Люди строили большие планы, чтобы оберечься от нападения русалок. От русалки можно было ожидать только того, что она затянет в воду или защекочет. Само слово «русалка» звучало как ругательство. Из всего сказанного можно сделать такой вывод. Обычным читателям кажется, что традиционный образ русалки – трогательный и трепетный. Если написать о грубоватой и раскованной русалке, это покажется новаторским взглядом, новым прочтением, последним криком моды. Но на самом деле именно такое лицо русалки было традиционным, когда легенды о ней только складывались. Милые сказки про очаровательную водяную девочку когда-то тоже были неожиданным видением устоявшегося сюжета. Правильнее будет считать классикой ведьму, вылезающую из омута.
– Это травница, которая хранит мудрость земли и воды, – возразила одна из подруг Водяницы.
Класс зааплодировал Водянице.
Свидетельство о публикации №220051801383