Дистанционное обучение расхолаживает

Родительский запрос: "Дистанционное обучение расхолаживает. Без контроля дети не соблюдают режим дня. Встают поздно, ночью делают домашнее задание".
В некотором смысле я согласна с этим утверждением.

Даже взрослые люди, сознательные, организованные, испытывают сложности при переходе на дистанционную форму работу. В первую очередь это отсутствие ежедневной внешней мотивации (не надо вставать вовремя, идти на работу по времени). Проверяются навыки самоорганизации и само-мотивации. Без жесткой внешней мотивации усиливается прокрастинация (постоянное откладывание более важного, замена его менее важным).

Что уж говорить о детях…

Лишь небольшое количество наших детей к началу подросткового возраста способны к самоорганизации. И в этом смысле дистанционное образование именно расслабляет. В любых новых условиях (смена режима, смена источников внешней мотивации) все уже имеющиеся проблемы (воспитания, научения, взаимоотношения) обостряются. В нашем конкретном случае мы обнаруживаем слабость внутренней мотивации, недостаток самодисциплины и самостоятельности.

Разве это что-то новое для нас?

Разве раньше мы не видели, что у нашего ребенка есть эти проблемы?

А если мы впервые обратили внимание на эти его «слабые стороны», то разве не стоит поблагодарить ситуацию, как возможность?

В каждом индивидуальном случае под «слабыми сторонами» конкретного ребенка могут быть разные факторы. И если Вы совсем не справляетесь, то лучше обратиться к психологу индивидуально. Он поможет найти эти источники и предложить пути преодоления.

А я сейчас напишу несколько общих, наиболее часто встречающихся причин:

1. Внутренняя мотивация самого родителя.

Первое и важнейшее основание. У большинства из нас, взрослых именно внешняя мотивация определяет направление и интенсивность наших усилий. Здесь могут проверить себя те, кто переходил на дистанционную форму работы. Многие ли из вас начинали свою ежедневную деятельность ровно в 8 утра? Соблюдали время обеденного перерыва? Заканчивали ровно в 17?

Дополнительно проверьте свою внутреннюю мотивацию на получение своим ребенком знаний. Насколько искренне вы действительно хотите, чтобы он\она основательно изучили тот или иной предмет?

Чем вы готовы за это заплатить?

На каком месте среди ваших приоритетов стоит отличное образование для вашего ребенка?

Я часто слышу от мам истории, как они варят борщ и периодически забегают в комнату к сыну (ты опять сидишь, ничего не делаешь?), и скорее назад, к борщу. Извините, но ваш приоритет здесь – борщ. Уверена, он получится бесподобный! Выше всяких похвал!

2. На втором месте по значимости стоит авторитетность родителя.

Воистину…сколько мы об этом говорим! Но почему-то мало кто из родителей понимают этот принцип.

Справка: АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ - влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам; необходимое условие воспитания.

Родительский авторитет НЕ даётся нам от природы, это НЕ особый талант и НЕ дар свыше.

Главным основанием родительского авторитета является их собственная жизнь, их поведение в семье, на работе, в партнерских отношениях, в отношениях с самим ребенком. При этом обязательно надо отличать истинный авторитет от авторитета ложного!

Основное: подавление ребенка – это не авторитет, это насилие.

«Залюблю» до смерти (потакаю, угождаю, делаю за тебя уроки) – это не авторитет, это созависимость.

Здесь мамы и папы, которые жалуются на то, что ребенок их не слушается, перечитайте ещё раз, внимательно этот пункт.

3. И последнее: что у вас с режимом дня и планированием?

Вообще? Всегда? Успешность жизни каждого человека напрямую зависит от его умения ставить цели и задачи, планировать их выполнение, и собственно выполнять не хаотично, как получится, а в некотором установленном им же режиме. Таким образом создаются полезные привычки. Планирование и режим, изначально являясь внешней мотивацией, постепенно глубоко усваивается ребенком и становится внутренней мотивацией.

Соблюдение этих трёх принципов, при условии их постоянного применения родителями, точно поможет, как в формировании внутренней мотивации самого ребенка, так и в привитии и укреплении дисциплины. С этого можно и нужно начинать решение проблем, заявленных в запросе.


Рецензии