Хлеб-соль забывается? Сказка

Народные русские сказки. Переложение: Серж Пьетро.

    Однажды волк ухитрился в капкан попасться,
да кое-как вырвался и стал в глухую сторону пробираться.
Завидели его охотники и стали следить, как за шкодливым щенком. 
Пришлось волку бежать через дорогу,
а на ту пору шёл по дороге с поля мужик с цепом и мешком.
    Волк к нему:
Сделай милость, мужичок,
за мной охотники гонятся - схорони меня, доброго, в мешок!
Мужик согласился, запрятал его в мешок, завязал мешок и взвалил на плечи.
Идёт дальше, а навстречу ему охотники все в пыли – видно, что издалече.
    Не видал ли, мужичок, волка? - один из них спрашивает.
Да нет, не видал! – мужик, не подумав, отвечает.
   ;Охотники поскакали вперёд и скрылись из виду.
Что, ушли мои злодеи? - спросил волк.
Ушли, - говорит мужичок, но то, что волк опасен - не возьмёт в толк.
    Ну, теперь выпусти меня на волю.
Мужик развязал мешок и выпустил его на вольный свет.
   Волк и говорит:
А что, мужик, я тебя съем, даже если и не захочешь!
    Ах, волк, волк! Я тебя из какой неволи выручил, а ты меня съесть хочешь!
   Старая хлеб-соль забывается, - отвечает волк
И злобно зубами – щёлк!
    Мужик видит, что дело-то плохо, и говорит:
Ну, коли так, пойдём дальше, где никакой охотник не встречается,
и если первый, кто с нами встретится, скажет по-твоему,
что старая хлеб-соль забывается,
тогда делать нечего - съешь меня, со мной всё в жизни не случается!
    ;Пошли они дальше. Повстречалась им старая кобыла. Мужик к ней с вопросом:
Сделай милость, кобылушка-матушка, рассуди нас с таким курьёзом:
Вот я волка из большой неволи выручил, а он хочет меня съесть! -
и рассказал ей всё, что было и есть.
   Кобыла подумала-подумала и рассказала свою повесть:
Я жила у хозяина двенадцать лет, принесла ему двенадцать жеребят,
изо всех сил на него работала, а как стала стара и пришло время невмоготу возить всё подряд,
он взял да и стащил меня под яр; уж я лезла, лезла, насилу вылезла, так вот случается,
а теперь вот плетусь, куда глаза глядят. Да, старая хлеб-соль забывается!
    Видишь, моя правда! - молвил волк - зубами щёлк. 
;Мужик опечалился и стал просить волка, чтоб подождал до другой встречи, 
чтоб с кем-нибудь ещё встретился.
Волк и на это согласился.
    Повстречалась им старая собака. Мужик к ней с тем же вопросом.
Собака подумала-подумала и рассказала про то, как она разбиралась с таким же курьёзом:
Служила я хозяину двадцать лет, оберегала его дом и скотину,
а как состарилась и перестала брехать, он прогнал меня со двора, как чужую скотину,
вот так случается;
и вот плетусь я, куда глаза глядят. Да, старая хлеб-соль забывается!
    Ну, видишь, моя правда! – волк рад и этой встрече.
Мужик ещё пуще опечалился и упросил волка обождать до третьей встречи:
«А там делай как знаешь, коли хлеба-соли моей не попомнишь.»
   ;В третий раз повстречалась им лиса. Мужик повторил ей свой вопрос.
   Лиса почуяла неладное от волка и сразу стала спорить, рассуждая от волка чуть вдалеке:
Да как это можно, чтобы волк, этакая большая туша, мог поместиться в этаком малом мешке?
     И волк и мужик побожились, что это истинная правда;
но лиса всё не верила и сказала, что этак волк поместится и в кулаке:
«А ну-ка, мужичок, покажи, как ты сажал его в мешок!»
Мужик расставил мешок, а  волк всунул туда голову. Лиса закричала:
«Да разве ты одну голову прятал в мешок, а хвост - на ветерок?»
     Волк влез совсем – думал, что не насовсем.
     Ну-ка, мужичок, - продолжала лиса, - покажи, как ты мешок с волком завязывал?
Мужик завязал мешок со старанием своим всем, будто завязывал насовсем.
    Ну-ка, мужичок, как ты в поле хлеб-то молотил?
Мужик начал молотить цепом по мешку да со всей своей силой колотил!
   Лиса спрашивает:
Ну-ка, мужичок, как ты мешок переворачивал?
    Мужик стал мешок переворачивать
да волка  из мешка выворачивать.
А волк-то и душу в ад уже отдал жарить.
   Хотел было мужик лисе шкуру волчью подарить,
а лиса увидела злющие глаза отдавшего душу злого волка
и ну от страха бежать да на весь лес голосить:
не губи, мужик, доброе не забывается,
вот только не от души хлеб-соль забывается!


Рецензии