Комиссар Валье. Кольцо

В кабинет комиссара Жоржа Валье открылась дверь, и его инспектор Жюль слегка подтолкнул молодого загорелого парня в неряшливой одежде и вошел вслед за ним.
- Это – Рикардо Пеле, - подойдя к столу комиссара, сказал Жюль. – Тот, кто нашел на пляже кольцо с алмазом *Дубашу* в Марселе. – Он пытливо посмотрел комиссару в глаза.
- Жюль, дорогой, - вдруг улыбнулся комиссар, - ты бы хотя бы сам ввел меня для начала в курс дела. Какой алмаз? Какой Марсель?
- А разве шеф не передал вам само дело? – удивился тот.
- Мне принесли три папки, но до последней я пока еще не дошел, извини. А что, это самое важное дело? Тогда посади его здесь и сядь сам, а я пока быстро пролистаю это третье дело. Ты хоть меня предупреждай.
В этот момент раздался телефонный звонок, это был сам шеф.
- Жорж, - равнодушно сказал тот, - я там отправил тебе три дела, но два из них на твое усмотрения, ну а третье – уж точно твое. С ним полгода возился отдел расследований, но не нашел ни одной зацепки. Вот я и подумал отдать его тебе, раз дело такое безвыходное.
- Вы очень милы, - угрюмо усмехнулся комиссар, - если что тупиковое – сразу мне.
- Не ворчи, ведь ты у нас и не такие дела распутывал. Короче, дело на твоей совести. Кстати, я не уточнил какое. Алмаз, как там его… - он замялся, - короче какое-то персидское название, сам прочитаешь в деле. – Он просто повесил трубку.
Комиссар выругался про себя и потянулся за самой нижней папкой. Раскрыв ее, он начал читать. Оказывается, полгода назад в Париже была выставка ювелирных изделий, она посвящалась исключительно алмазам. Но закончилось все плачевно, в последнюю ночь туда прокрались воры и унесли самое лучшее. В списке были двадцать пять алмазов, вернее, изделий с алмазами. И там он и увидел под номером семь это название *Дубашу*. Алмаз был вставлен в женское кольцо, которое тоже являлось произведением ювелирного искусства и было обрамлено алмазами, но уже обычного небольшого размера. Вся пропажа с выставки испарилась, все ювелиры были предупреждены полицией об исчезнувших алмазах, им были вручены черно-белые, отпечатанные на принтере, листы бумаги. Делом занимался отдел расследований. Рикардо Пеле был взят полицией неделю назад, когда пытался продать кольцо с алмазом в один ювелирный магазин, где владелец, по-видимому, был ответственный малый, и поднял старые бумаги, узнав в них предложенное изделие. Он же и позвонил в полицию и Пеле взяли на месте вместе с кольцом. Как дальше шло в деле, тот клялся и божился, что нашел его на пляже в окрестностях Марселя прямо в песке, и решил сдать, чтобы заработать. Он даже не представлял, что в кольце был алмаз, а не обычное стекло или хрусталь, просто оно было необычное и очень красивое. Будь у него невеста, он попросту бы подарил его ей. Из отдела на пляж выезжали двое полицейских, расспрашивали кого можно, но ничего так и не найдя, вернулись обратно.
Как понял комиссар, ему передали не только дело, а и самого Рикардо, нашедшего кольцо. И что теперь ему с ним было делать, он не знал, даже не предполагал.
- Чем занимаешься? – неожиданно спросил он Рикардо, повернув к тому голову.
- Да, так… - неуверенно ответил он, - работы нет, вот я иногда и обхожу пляжи. Может кто что забыл, или потерял. Когда море отступает, попадаются золотые кольца, которые спадают у плавающих. Но это нечасто. Бывают и цепочки. А что, это запрещено? – Он посмотрел комиссару в глаза.
- Кольцо с алмазом ты тоже там нашел? – спросил тот.
- Именно. Его я увидел издалека, он свернуло на заходе солнца, и я сразу же побежал к нему.
- И что потом?
- Как что? Забрал его. Очень оно уж было красивым, прямо сверкало в последних лучах солнца. Обычные золотые вещички я сдавал в ювелирки, которые скупали золото на лом. Это же, в виде исключения, я понес в большой ювелирный магазин, мне казалось, что за него могут дать много. – Его голова поникла. – Там меня и взяли.
- А не врешь? – с сомнением спросил комиссар. – Может спер у кого или где-то плохо лежало?
- Вы что, думаете, что я вор? – с ноткой возмущения поднял голову парень. – Я никогда ничего в жизни не украл.
- Ладно, ладно, не возмущайся, - снисходительно сказал Валье.
Он задумался. Дело сквозило пустышкой, в показания Рикардо он верил, ну а что дальше? Кто-то с этим кольцом заплыл в море, а там оно соскочило и пошло на дно. Ясно, что это была женщина, но она должна была его искать. А если она вообще не умела плавать? Это же надо нырять. Да и волны перекатывают все камушки и ракушки на дне с каждой минутой, ничто не лежит на месте. Странно, как это она не додумалась подождать отлива?  Ну, да ладно с ней, что теперь было делать ему? Других зацепок не было, надо было ехать на место, и искать… А что именно искать? Прошло полгода, хозяйку кольца уже давно ветром сдуло. Марсель? Она могла жить там, как и быть просто приезжей в отпуск. Ну, хоть как-то она же должна была его искать? Это не дешевое колечко за десять евро для детей. Черт, а ехать все равно надо!
- Поедем в Марсель вместе, - решительно сказал он, - ты, я и мой инспектор. Покажешь мне в точности то место, где нашел кольцо.
- Я уже показывал вашим… - начал парень.
- Покажешь еще раз, - буркнул комиссар и поднялся. – Жюль, позаботься о билетах на поезд, выезжаем сегодня.
На вокзале, несмотря на то, что был поздний вечер или, вернее, полночь, было много народа и как всегда суета. Поезд был удобен, он прибывал в Марсель утром.
- Раз забрали меня, то должны были и покормить, - с укором сказал Рикардо.
- Не похудеешь, - вдохнул комиссар, когда они сели в четырехместное купе, - к тому же, я купил курицу-гриль, на троих нам как раз хватит. Хорошо, что четвертого нет.
Вскоре все уже легли спать и выключили свет.
Марсель их встретил утренним теплым солнцем. Сойдя с поезда, они сразу же направились на такси в центральное городское отделение полиции, комиссар еще вчера послал туда телеграмму и их ждали.
- Филипе, - представился начальник полиции, - рад познакомиться с настоящим Жоржем Валье, о многом о вас наслышан.
- Спасибо, - ответил на комплимент комиссар и все сели. Он был немного польщен.
- Какая собственно помощь нужна от нас? – спросил Филипе.
- Машина, это раз, - ответил комиссар и загнул один палец, и… - он задумался, - остальное по необходимости.
- Я вам отдам свою служебную, поезжу это время на другой, и шофера подберу знающего. Поедите прямо сейчас?
- А зачем тянуть время, - сказал комиссар. – Как раз весь день впереди. Кстати, - он повернулся к Рикардо, - когда это случилось и напротив какого отеля?
- Четвертого июля. А отель, - он почесал затылок, - там их два рядом, - *Морской* и *Золотой берег*.
- Филипе, - попросил комиссар, - вы не могли бы достать сводки за этот день и последующую неделю, были ли в этих отелях, а так же в прилегающих, какое-либо происшествие или что-то странное?
- Конечно, - Филипе нажал на кнопку. – Жан, принеси мне все дежурные сводки с первого по пятнадцатое июля.
- Сейчас будут, - ответил мужской голос.
Они еще поговорили о погоде и общих темах, когда в кабинет Филипе постучали, и парень в полицейской форме положил на стол начальника толстый журнал с закладкой. Тотчас же он удалился.
- Разрешите? – протянул руку комиссар и взял журнал. Закладка была как раз на листе, помеченным первым июля. – Вы не против, если мы посидим полчаса в любом кабинете и посмотрим журнал? – спросил он у Филипе.
- Да, что вы, - улыбнулся тот. – Садитесь у меня, а я пока устрою вам машину с водителем.
Он встал и быстро вышел, а комиссар с Жюлем стали просматривать журнал. Рикардо сидел с отреченным видом. Журнал, вернее сводки в нем были похожи на их парижские: драки, ограбления, семейные ссоры и так далее.
- Вот! – ткнул пальцем Жюль в одну запись. – Убийство в отеле *Морской*. Пострадавшая – женщина двадцати девяти лет. Ей попросту перерезали глотку.
- Да, вижу, и, кстати, это именно четвертое или пятое июля, убийство произошло где-то в полночь. Так, следы пыток, тело изуродовано, а потом ее убили, как ты сказал, перерезав ей глотку. Жертву звали Мари Веласкес, родом из Парижа. Находилась в отпуске. – Комиссар откинулся на стуле. – Давай пока дальше, а это запомним.
Но дальше ничего необычного не было, аж до пятнадцатого июля, лишь шестого в том же районе утонул какой-то мужчина.
- Запиши-ка его данные, он тоже из Парижа, - потребовал комиссар. – У вас часто люди тонут? – обратился он к Рикардо.
- Бывает. Как и везде, - ответил тот.
Они закрыли журнал, когда зашел Филипе.
- Все готово, машина вас ждет. – Сказал он, улыбаясь. – Тяжелое это дело, наши тоже работали по нему, но ни одной зацепки.
- А Мари Веласкес? – хитро глянул на него комиссар. – Вы смотрели ее дело?
- Я вам его дам. Оно висит у нас как безнадежное. Никаких отпечатков, приехала одна, мужчин не водила, в отеле никто ничего не видел и не слышал, что-то от нее хотели, но не получили, вот и убили. Я бы даже скорее сказал, что это к вам ближе, ведь она из Парижа, наверное, убийца тоже оттуда.
- А утопленник? Он точно сам утонул?
- Экспертиза показала, что да.
- Рикардо, ты знал об утопленнике? – обратился к тому комиссар.
- Конечно, я ведь всегда на пляже. Он утонул недалеко от того места, где я нашел кольцо. Только на несколько дней позже, чем я его нашел.
- А вот это уже интересно, - привстал комиссар, - Филипе, вы можете дать мне с собой две фотографии, Мари и утопленника?
Тот нажал на кнопку, и через пять минут комиссар уже держал в руках несколько фотографий.
- Ну, что, поехали? – он встал. Филипе тоже поднялся и пошел с ними.
Ехать надо было километров сорок за город, там начинались пляжи и отели. Водителя подобрали молчаливого и невозмутимого, он не проронил ни слова, пока они ехали. Наконец, комиссар сам увидел вывеску отеля *Морской*, рядом с ним, почти впритык стоял отель с другой вывеской: *Золотой берег*.
- Где жил утопленник? – повернулся к Филипе комиссар.
- В *Золотом береге*. А что, вы улавливаете какую-то связь?
- А может он нырял, ища пропавшее кольцо и утонул? – вроде бы как в шутку заявил комиссар.
- Да уж, такой версии мы не рассматривали. – Усмехнулся Филипе. – Кольцо-то женское.
- Все проверим, - сказал комиссар и попросил водителя остановиться.
- Отвезите начальника на работу назад, а мы пока покопаемся. – Он попрощался с Филипе. Все направились прямиком в *Морской*.
Вскоре, оставив Рикардо сидеть у отеля, они встретились с директором. Комиссар представился, чем удивил сидящего напротив мужчину.
- Из Парижа? Комиссар?
- Вы можете покопаться в архиве и достать мне всех, кто дежурил в вашем отеле в ночную смену с четвертого на пятое июля? – Спросил он.
- Естественно, у нас все записано. – Закивал директор. – Эли! – позвал он секретаршу и объяснил все, что ему надо.
Через пять минут она принесла ему какую-то папку, порывшись в которой, директор достал всего один листок.
- Вот все, кто дежурил в ту ночь. – Подал он бумажку комиссару.
Тот посмотрел на нее и спросил:
- Мне надо поговорить с каждым. Это можно устроить?
- Они постоянно работают у нас только в ночную смену. Подходите к девяти вечера, я дам указания, чтобы вам представили всех. Можете пока оставить список у вас.
- Спасибо за содействие, - комиссар встал. – А можно узнать, когда она заселилась и переговорить с персоналом, который ее устраивал?
- Это уже делали, но для вас я повторю. Как я помню, заселялась она утром, так что весь персонал у вас на виду, можете приступать прямо сейчас. Если что, скажете, что это мой приказ.
Попрощавшись, они вышли и спустились вниз в администрацию. Найдя администратора, комиссар показал удостоверение и спросил:
- Вы видели, как она заселялась в отель? – Он показал фотографию Мари. – Это было третьего июля.
- Убитая, что ли? – тот взял фотографию девушки. – Нет, я редко встречаю посетителей. Луиза, подойди ко мне, - крикнул он одной девушке у стойки.
К ним приблизилась молодая улыбающаяся девушка, и вопрос был переадресован ей.
- Да, - поморщилась она, вспоминая, - я лично оформляла ее.
- У вас хорошая память, - похвалил ее комиссар.
- Да нет, - усмехнулась она, - внешность я запомнила по кольцу, у нее, когда она расписывалась, было жутко красивое кольцо. Сначала я подумала, что это настоящий алмаз, я таких не видела, а потом решила, что это просто подделка, девушки с такими алмазами в отелях нашего класса не останавливаются, рядом есть люкс, *Золотой берег*, ей было бы место там.
- Вот этот? – комиссар подал ей ксерокопию алмаза.
- По крайней мере очень похож. Форма та же.
- Спасибо. А этого мужчину вы в отеле никогда не видели? – он достал фотографию утопленника.
- Нет, - решительно сказала она. – Но лучше спросите у того, кто встречает прибывших на улице.
- Чем-то похож на одного пассажира, - сказал мужчина на улице, который открывал двери в машинах гостей. – Только давно это было. Я очень хорошо запоминаю лица. В один день подъехало такси, окна были открыты, стояла жара, вышла девушка, я открыл ей дверь, а потом и мужчине, но тот закрыл дверь сам. Портье забрали у девушки вещи, а мужчина поехал с тем же такси дальше.
- В *Солнечный берег*?
- Этого я уже не видел. Но хорошо разглядел его. Похож, ничего не скажешь.
- Вспомните, когда это было, - попросил комиссар.
- Точно не скажу, но где-то в июле, у меня назавтра был выходной. Наверное вначале июля, в первых числах.
- И на этом спасибо, вы нам очень помогли. А потом вы этого мужчину никогда не встречали?
- Нет, но я здесь утром и днем, вечером смена.
Они поблагодарили мужчину и прямиком, прихватив Рикардо, направились на пляж. Сейчас была зима, и ветер был холодным.
- Вот, где-то на этой линии я его и нашел, - Рикардо сместился влево и встал как вкопанный. Он показал рукой на море.
- Скажи, Рикардо, а в сезон тут много купающихся?
- Как селедок в бочке, - усмехнулся тот. – Даже не представляете, что делается. У берега – дети, подальше – взрослые, в основном женского пола. А мужчины заплывают дальше.
- А тот утопленник тоже здесь был?
- Ну, не прямо на линии, но где-то возле, вернее близко. И утонул странно как-то, по пояс было. Может волна перевернула, а там захлебнулся.
- И никто ему не помог?
- Видно не заметили, а потом уже поздно было.
- Ладно, - вздохнул комиссар, - ты свободен, больше ты нам ничем не поможешь. Иди домой, дальше мы сами. – Рикардо попрощался и пошел вдоль пляжа.
- Странная смерть, - сказал глядя куда-то в море комиссар, - словно помогли ему. А что? В такой бочке с селедками разве заметишь? Не нравится мне это.
- Помогли, значит? – вставил Жюль.
- Не без этого. Только за что? Есть у меня небольшая версия. – Комиссар вздохнул. – На такси разные люди, тем более незнакомые, не ездят. Значит, наша Мари была знакома с утопленником, и тот скорее вышел у *Золотого берега* и поселился там. Какая-то конспирация. Может они любовники, и тот подарил ей кольцо, сомневаюсь, что владелицей была она. Но все это надо проверять в Париже. Короче, она теряет кольцо, подаренное или одолженное, тот пытает ее, где оно, но та рассказывает байку, что потеряла в море. И в конце тот ее приканчивает. Нет, получается, что он его не подарил, а дал на время отпуска. И кольцо это из списка двадцати пяти пропавших камней. Значит, он знает где остальные камни. Поэтому от него и избавились, подумали, что он кинул их с кольцом, вот и концы в воду. Серьезные здесь ребята поработали. Ну как тебе? – он посмотрел на Жюля.
- Для версии сгодится. – Согласился тот. – Только фактов нет.
- А такси?
- Ну, это я бы назвал зацепкой. Может познакомились в поезде, и приехали вместе, всякое бывает.
Пока они размышляли, наступил полдень, и они отправились в ресторан пообедать.
- Даже если эта версия и верна, с кем иметь теперь дело? – продолжал рассуждать Жюль. – Утопленник уже похоронен, если он даже и является владельцем кольца.
- Да, нам надо еще расспросить ночную смену, а завтра прямиком в Париж, и тянуть нить уже там. В полиции возьмем протокол на утопленника, там будут его данные, а по ним и идти. Нет, девушку надо тоже обязательно проверить, только кажется она мне случайной в этом деле, а там будет видно. Может быть и так, что утопленник вообще здесь ни причем, а камень ее, и через Мари потянем ту же нить. Похоже, украденные алмазы из Парижа еще не исчезли.
После обеда им оставалось еще много времени, и комиссар с Жюлем направились в *Золотой берег*. Та же беседа с директором, обещанная помощь, но уже насчет утопленника, тот поднял материалы и сказал, что покойного звали Пьером Рено, и занимал он одиночный номер на третьем этаже. В отделе регистрации его вспомнили, лишь потому, что тот был утопленником. Они расспросили всех портье, и лишь один случайно вспомнил, что в тот день, когда тот утонул, утром к нему заходил пожилой, но стройный мужчина, но ухода его он уже не заметил. И то, он видел гостя вполоборота, и хорошо описать его не смог.
- Значит, к утопленнику утром заходил гость. – Отметил комиссар. – Не он ли его потом утопил? – Он посмотрел на Жюля.
Тот только пожал плечами. Версия его шефа не казалась ему самой удачной, но он ничего не отрицал.
Конец дня они провели в холе отеля в удобных креслах, а когда прошла пересмена и на улице появился лысоватый пожилой мужчина, который всем открывал дверцы и звал портье, они вышли.
- Полиция Парижа, - представился комиссар. – У нас к вам два вопроса.
- Черт побери, - смутился тот, - зачем я уже понадобился полиции?
- Вы знали этого постояльца? – комиссар достал фотографию утопленника.
- А кто же его не знал? Его еще с пляжа помнят, люди у нас редко тонут.
- А вот теперь второй, очень трудный вопрос: вы видели его входящим в гостиницу в ночь с четвертого на пятое июля?
- А вот и не трудный, - улыбнулся тот. – Четвертого июля у меня внук родился, я еще хотел взять выходной. И этого я видел, мы на ночь закрываем дверь и открываем ее выходящим, или впускаем постояльцев. Я сам открывал ему дверь, это было за полночь, - он задумался, - около часа ночи.
- Он входил или выходил?
- Входил, но какой-то угрюмый, слова не сказал.
- Вы не ошибаетесь?
Мужчина снисходительно посмотрел на комиссара.
Они поблагодарили его и направились в *Морской*.
- Не помню, когда он заходил, но выходил около часа, - долго вспоминая и считая дни по пальцам, - сказал консьерж *Морского*.
Этого было достаточно, но они опросили всех портье, и им опять же повезло, один юноша видел мужчину с фотографии выходящим из номера Мари Веласкес за полночь, он как раз относил заказ в соседний номер.
- А ты мне не верил, - усмехнулся комиссар. – Черт их подери кто тут работал из полиции, ведь свидетель же есть. А тебя полиция уже опрашивала? - спросил он юношу.
- Я знаю, что здесь была полиция, но я тогда был выходной.
- Вот тебе и прокол. – Посмотрел он на Жюля. – Чем не убийца?
Они спустились вниз и сели в машину.
- На вокзал, - попросил комиссар.
Им повезло, через четверть часа отходил последний поезд на Париж и они успели.
Наутро, войдя в кабинет, комиссар позвонил Филипе, поблагодарил его за все и извинился, что уехал не попрощавшись. К тому же, он рассказал и о фактах, которые они с Жюлем добыли.
- Убийцу Мари Веласкес можете не искать, - добавил он, - нет сомнений, что это и есть ваш утопленник. Хотя лично я не уверен, что он утонул сам, ему помогли, но это лишь мои догадки, не возбуждайте дело, поверим экспертизе. Мы вам помогли?
- Спасибо. Очень. Всегда добро пожаловать в Марсель.
- Жюль, - позвал комиссар, и когда тот вошел, пробурчал:
- Естественно ты знаешь, что мне нужны все данные по Мари Веласкес и Пьеру Рено, даже показания соседей, а также их телефонные звонки за полгода…, нет, если можно, то за год.
- Понял, - Жюль развернулся и ушел.
Прошло три дня, прежде чем объявился Жюль, комиссар уже заждался, разбираясь с другими делами.
- Короче, шеф, - сказал он усевшись напротив, - ваша версия верна. Мари и Пьер были любовниками уже два года, об этом знали даже соседи, а телефонные звонки один другому подтвердили это. Она была бедна, он для нее был как меценат. Но не настолько, чтобы дарить такие дорогие подарки, как то кольцо. Но ладно про Мари, она пешка в той игре, единственная ее вина была в том, что она потеряла кольцо, а за это расплатилась жизнью. Тут важнее фигура Пьера. Ведь он как никак правая рука Марка Гольдмана, известного в преступном мире по кличке *Банкир*. Он ворует и не по мелочам, а так же скупает краденое. Он много поставил в частные коллекции, и полиция прекрасно знает о нем, даже Интерпол. В последнее время он работал в паре с Пьером, и я не удивлюсь, если именно они взяли те двадцать пять камней. Не знаю, был ли у него на них заказ, или он просто выбрал самое дорогое, но они оба под подозрением. Только этот Гольдман не прячется, он даже разговаривал со мной. Конечно, на мои подозрения он просто рассмеялся, ведь ни одного факта против него не было. И вообще он заявил, что бросил заниматься такими делами и ведет честную жизнь, чему я естественно не поверил.
- Какой он из себя? – вдруг перебил его комиссар.
- Уже в годах, но крепкий мужик. А, подозреваете, что именно он приезжал к Пьеру утром? Вполне такое могло быть. Только зачем? Чтобы утопить его?
- А почему бы и нет? Ведь это так просто расправиться с надоевшим сообщником, тем более, одно кольцо из коллекции пропало. Тут могут быть подозрения, что тот его сам сбыл, и за ним может потянуться хвост. А сколько может стоить это кольцо?
- Эксперты ломают голову над этим вопросом, ведь кроме девяти мелких бриллиантов важен самый крупный, в середине, он известен на весь мир и ему триста лет как минимум. Может миллион или около того.
- Да уж, - задумался комиссар, - как я понял этого Марка голыми руками не возьмешь. Надо бы как-то лично с ним встретиться. Что еще? – он посмотрел на Жюля.
- Дэвид Рейчел, представитель страховой компании. Он также заинтересован в расследовании. Владелец этой коллекции англичанин Генри Форд. Так вот, полгода до выставки он выставлял пятьдесят пять изделий с бриллиантами на известный мировой аукцион. Как говорит Дэвид, тот боролся за высокие стартовые цены и ему пошли на уступку. Среди них были и наши двадцать пять изделий. Больше половины было продано, в основном по стартовым ценам, а эту двадцать пять так и остались без покупателей.
- Я начинаю понимать куда ветер дует, - кивнул комиссар. – Раз они не продались, за них в крайнем случае можно было получить неплохую страховку. За сколько хозяин выставлял этот кольцо? Вернее, его стартовая цена?
- Миллион.
- А во сколько его оценила страховая компания?
- Восемьсот тысяч. Но, на этом аукционе продавец платит двадцать процентов комиссионных.
- Вот и получаются те же восемьсот тысяч на руки. Наверное ту же картину и увидела страховая компания. Как я понял, этот Дэвид Рейчел не дурак, я бы тоже заподозрил подвох. Этот Генри Форд мог договориться с Марком, тот воровал ценности и оставлял бы их себе. Тогда Генри оставался бы с деньгами, которые он хотел за бриллианты, а Марк – с самими бриллиантами. Конечно, они засвечены как краденые, но люди из частных коллекций не брезгуют и этим, ведь они могут купить их за полцены, как любые краденные вещи.
- Или хозяин мог половину бриллиантов оставить себе, а остальной расплатиться с Марком. – Добавил Жюль.
- Не думаю. По мне, так он отдал Марку все бриллианты, вернее, тот их украл и уже держал в своих руках. Кстати, страховка уже была выплачена?
- Два месяца назад, в полном размере.
- Только не забывай, Жюль, что это – лишь одна из версий. Кстати, а как прошла сама кража?
- Вот тут тоже возникают подозрения. Украли лишь изделия Генри Форда, других ювелиров к их вещичкам даже не притронулись. А так, обычное дело. Под зданием, где была выставка, есть подвальное помещение. Взломав туда замок, воры проникли вовнутрь, сделали подкоп под одну из галерей, подняли, вернее сдвинули одну плитку пола и таким образом попали вовнутрь. Изделия всех ювелиров размешались в разных рукавах здания, но подкоп был как раз возле стеллажей Генри Форда, все было рассчитано.
- Ну, а полиция внутри? Да и стеллажи, насколько я понимаю, должны были быть под замками?
- Трое полицейских располагались в центральном зале. Раз в полчаса они делали обход всех залов. Видимо, полчаса ворам вполне хватило, чтобы вскрыть стеллажи и вычистить все, что принадлежало Генри Форду.
- Ну а ключ?
- Из было два, один у хозяина, другой дубликат у управляющего. Генри валит все на другого, мол тот или по небрежности, или с умыслом оставил ключ, что бы с него сделали оттиск. Сам управляющий божится, что нигде ключ не забывал и никому в руки не давал.
- Да уж… Уже третья зацепка, Марк мог сделать оттиск с ключа, который дал ему Генри. А что, экспертиза показала, что замок был вскрыт оригинальным ключом, а не отмычкой?
- Именно так, шеф.
- Все, что мы говорим, наверняка знает и страховая компания, представляю, сколько у нее есть сомнений. Поэтому они тянули свое расследование целых четыре месяца, но в отсутствии фактов и улик, все же выплатили хозяину деньги. Пропажу обнаружили сразу?
- Нет, ближе к вечеру. Воры положили на место украденных вещей всякие ювелирные безделушки, поэтому казалось, что все на своих местах. Только когда появился сам Генри, он и поднял тревогу.
- А отпечатки на подмене?
- Все были стерты, воры оказались не глупыми ребятами.
- Знаешь, Жюль, я вот думаю, и не сомневаюсь, что кражу совершили Марк и Пьер, и скорее всего у них был договор с Генри, то есть они сработали под заказ и безукоризненно. Где живет этот Генри Форд?
- В Англии, у него там свое поместье. Это известный ювелир-миллионер, к тому же он еще и коллекционирует. Не знаю, может у него возникла проблема с финансами, раз он стал распродавать свою коллекцию. Говорят, что он большой скупердяй.
- Они все такие. У меня есть предчувствие, что нам придется слетать к нему в гости. Но сначала Марк. С какой же стороны его прижать?
- У нас есть только одна зацепка. - Жюль вздохнул. - Год назад зафиксирован один телефонный звонок Генри Марку. Видимо они договорились о встрече, а потом держали связь со случайных телефонов, по крайней мере, звонков в Англию Марк сделал много, но на разные телефоны, Марк в список уже не попадал.
- Слабая зацепка. Марк – тоже известный ювелир, Генри скажет, что просто захотел о чем-то с ним проконсультироваться, да и Марк будет держать ту же линию. Конспираторы! – Комиссар хлопнул ладонью по столу и задумался. – Подготовь мне встречу с Марком сегодня же. – Он поднялся.
- Я договорюсь и сообщу вам, - поднялся и Жюль.
Уже через пятнадцать минут он опять входил в кабинет комиссара.
- Марк предпочел разговаривать на нейтральной территории и предложил ресторан *Республика*. Вам такое подойдет? Ровно в шесть. У него будет газета в руках, но я сейчас опишу его вам. – Он говорил минут пять.
- Достаточно, Жюль, спасибо. Мы встретимся в любом случае.
Ровно в шесть комиссар вошел в зал ресторана *Республика* и огляделся. Ресторан был небольшой, но уютный, свет был приглушен, ненавязчиво играла тихая музыка. Марка он увидел сразу, и направился вглубь к его столику.
- Комиссар Валье, - представился он, - но зовите меня просто Жорж. Вы Марк Гольдман?
- Да, да, - поспешил ответить тот и показал на стул напротив. – Вы тоже зовите меня просто Марком.
- Я лично веду ваше дело, - сказал комиссар, расположившись на стуле. – С вами разговаривал мой сотрудник.
- Мое дело? – брови Марка поднялись. – Это какое?
- Ах, да, конечно, надо начинать сначала. – Комиссар задумался. – Кем вам приходился Пьер Рено?
- Пьер? – Тот тоже задумался. – Ну, просто хорошим знакомым, в некоторой степени даже другом. – Он посмотрел на комиссара невинным взглядом.
- Поэтому вы его и утопили в Марселе? – комиссар разразился смехом. – Шучу, - поправил он, - бедняга утонул сам, но в то утро вы же его навещали. Вас опознал один портье, когда вы входили или выходили из его номера, точно уже не помню.
Марк побагровел. Он вытер рот салфеткой, и в этот момент подошел официант, комиссар сделал заказ.
- Это могло быть просто ошибкой, - наконец вымолвил Марк.
- Тогда мы вам сделаем очную ставку. Не упирайтесь, Марк, показания подшиты к делу, он вас узнает.
- Ну и черт с ним. – Тот отвел взгляд. – Да, я заезжал к нему, но чисто по делу. Что в этом такого?
- И вы вместе сходили искупнуться в море…
- Что, тоже свидетели есть? – Марк вытер пот со лба. – Ну, было такое. Искупались и я переоделся, и поехал на такси на вокзал.
- Так вы не застали, когда бедняга утонул?
- Для меня это была нелепая неслыханная новость, она застала меня в Париже. Ваша шутка, что я утопил его абсолютно ни к месту.
- Ладно, не обижайтесь, доказать это все равно невозможно. Давайте лучше перейдем к Пьеру еще живому. Вы знали, что он уезжает в отпуск со своей любовницей?
- Знал, - поморщился Марк, немного подумав, - на недельку. Но я был против. И вообще его связь с этой девушкой бесила меня, он был готов на все ради нее. Да о чем говорить, он попросту ее содержал, и делал даже дорогие подарки. Неужели вокруг мало красивых состоятельных женщин?
- Раз вы были с ним близки, может вы мне ответите на вопрос, откуда у него было краденное кольцо с известным алмазом *Дубашу*?
- Понятия не имею о чем это вы.
- Вы слышали про этот алмаз?
- Да, он действительно очень известен, по моему он принадлежал какому-то англичанину…
- Который год назад звонил вам по телефону. – Комиссар откинулся на спинку стула. – А потом пошли ваши звонки в Англию на разные телефоны. Раньше вы не имели с этой страной таких тесных связей.
- Вы даже это накопали? – удивился Марк. – Да, этот…, как его, Генри Форд позвонил мне, чтобы проконсультироваться на счет стоимости нескольких его вещичек, он собирался продавать их. А потом я звонил в Англию своим разным знакомым по личным делам. Самого Форда я не знаю.
- Значит, он приезжает в Париж, выставляет на выставку двадцать пять изделий с алмазами, их воруют, и один из них оказывается в руках вашего друга, который по доброте душевной дает поносить кольцо на время отпуска своей любовнице, а она теряет его в море. И вы, конечно, ничего об этом не знали?
- *Дубашу* был у Пьера? Вы меня сейчас просто удивили. Обычно он многим делился со мною, но не в этот раз. Вы считаете, что он похитил все эти изделия?
- И не без чьей-либо помощи.
- Ага, это уже выпад в мою сторону. Вот почему вы ко мне так прилипли, я начинаю понимать.
- Прекрасно, - довольно сказал комиссар, - теперь мы начинаем понимать друг друга. И я с вас не слезу, потому что верю, что Пьер в одиночку ничего бы сделать не смог, нужна была голова, и она была вашей. Конечно, я и не надеялся на ваше признание, но я буду копать, и докопаюсь до вашего участия в этом деле. Кольцо Пьеру дали вы, так, чтобы поиграться немного, но когда он сообщил вам, что оно утонуло, вы просто взбесились. Вы ездили к нему, он все объяснил с поникшей головой, но вы поняли, что он вам больше не партнер, а так как он много знал, с ним надо было кончать. Вы пошли с ним искупаться, и неожиданно вам подвернулась удача. Не знаю конкретно, как это было, но он, скорее всего нырнул, а вы, будучи рядом, помешали вовремя ему вынырнуть. Сразу же оговорюсь, сейчас этого не докажешь.
- Бред какой-то! – вспыхнул Марк. – Я утопил Пьера?!
- Я вам уже все рассказал. Давайте оставим покойника. Вы часто выходили сухим из воды во многих делах, но свое дело я доведу до конца.
- Что ж, доводите, только я в этой краже лично не участвовал, поэтому я за себя спокоен.
- А может мы с вами заключим устный договор? – придвинулся ближе комиссар и заговорил тише. – Я знаю, что вы вашими руками не копали подкоп, даже может случиться такое, что вас там вообще не было. Пьер уже мертв, все можно свалить на него. Вы мне отдаете оставшиеся двадцать четыре изделия и рассказываете, как было дело, а я вычеркиваю вас из списка подозреваемых. Как вам такое? Или вы лучше будете плохо спать и ждать, когда я приеду за вами, и заберу вас в наручниках?
- А что вам важнее, найти воров или драгоценности? – Марк тоже перешел на тон ниже.
- И то и другое.
- Вы знаете, я не верю в договоры с полицией, но я хочу спать спокойно. Я знаю ваши методы, теперь начнется прослушка и слежка, а этого мне не надо. Поверьте, я не воровал эти драгоценности, и их у меня в руках никогда не было. Не знаю, как вам это доказать. – Он потупил взгляд.
- Очень просто. Вы рассказываете мне все, что знаете, а я нигде это не провожу. Не было у нас этого разговора, и все. И я обещаю, что все что будет сказано против вас, пойдет на счет утопленника, а вы останетесь абсолютно чистым.
- Меня что, и в полицию не будут вызывать? – с недоверием спросил тот.
- Если и вызовут, то только для мелких формальностей, вам нечего бояться. Подумайте, ведь другого такого шанса может и не представиться.
- Не давите на меня, - поморщился Марк, - дайте хоть пару дней подумать.
- Договорились, - комиссар достал свою визитку, - я жду вашего звонка, но до него я продолжаю все копать, естественно против вас. В ваших интересах остановить мою работу как можно раньше.
Оба попросили у официанта счета и расплатились. Марк поднялся, попрощался и ушел первым, комиссар пошел следом.
 Уже на улице он позвонил Жюлю.
- Выдели одну машину для слежки за Марком, и пусть они особо не прячутся, даже лучше, если он их быстрее заметит.
- Будет сделано, - отрапортовал Жюль.
Прошло два дня. Жюль не терял времени.
- Их было двое, - зашел он на следующий день к комиссару. – Копали они в перчатках, да и копать там слишком было нечего, пол был не толстый. На месте нашли отпечатки трех пар обуви. Две – одного размера. Отпечатки похожи на две пары хороших туфель, и обычные резиновые сапоги. Туфли и сапоги одного и того же размера встречаются часто, а вот третья пара – всего несколько раз.
- Слепки взяли? Езжайте где жил Пьер Рено, или куда перевезли его вещи, постарайся найти там похожую обувь. Второй отпечаток явно принадлежит Марку, он появился там один раз, чтобы забрать драгоценности. Только ордер на обыск мы не получим, нет доказательств. Я сам заеду к нему домой и попрошу добровольно показать его обувь, оставь в моем кабинете один редкий слепок. А какие размеры?
- Две пары тридцать девятого и одна сорок второго, та, что редко встречается. Кроме сапог, судя по рисунку подошвы, обувь доброкачественная.
Комиссар поднял трубку и набрал номер.
- Марк, это комиссар Валье. Извините, что беспокою. Вы не могли бы ответить мне на один вопрос, какой у вас размер обуви?
- Сорок третий, а что?
- Нет, ничего. Спасибо. – Он положил трубку. – Хотя Марк – большой хитрец, -обратился он к Жюлю. – Мог надеть и сорок второй, ничего, что свободны. В общем, надо будет к нему съездить, оставляю за собой. За тобой – слепок только сорок второго размера.
Вечером комиссар был дома у Марка.
- Уже приставили хвост, - недовольно сказал тот с порога, - я так и знал. Здравствуйте, проходите.
Дом Марка был небольшой, но обставлен со вкусом.
- Так чем обязан? – спросил хозяин, когда они сели на диван.
- Я прошу добровольно, без ордера на обыск, показать мне вашу обувь, - сказал комиссар и вытащил слепок.
- Небось из подвала, - усмехнулся тот. – Идите, смотрите, сверяйте. Вы так и не поверили мне, что меня там не было.
Потом был осмотр обуви, которой у Марка было достаточно, ни один рисунок не совпадал.
- Да, - вздохнул комиссар, вернувшись на диван, - с этой стороны мы вас не возьмем, но есть еще куча всего.
- Послушайте, - вкрадчиво сказал Марк, - я всю ночь думал над вашим предложением, и почти готов принять его. Только уберите эту никчемную слежку и прослушку. Обещаете?
Комиссар кивнул и приготовился слушать.
- Я не был знаком с Генри Фордом, но один раз он позвонил мне по какому-то крупному делу. Мы встретились с ним в Брюсселе, в одном кафе, именно там он и изложил свой план. Я похищаю с предстоящей выставки его драгоценности и оставляю их себе. Он получает страховку, только я прячу алмазы как клад, и никому их не предлагаю три года. Не скрою, предложение меня заинтересовало. У меня есть клиенты, которым я могу сбыть левый товар. И я согласился. Потом настал день выставки, Генри приехал в Париж заранее и я посвятил его в планы процесса кражи, ему понравилось. Только нужен был ключ от стеллажей. Генри сказал, что он пойдет с нами в подвал и даст ключ только тогда, когда кто-нибудь полезет наверх уже забирать драгоценности, он очень недоверчивый тип. Но он плохо знает меня. Я, может, еще недоверчивей. Кстати, о Пьере, он был как хорошая собака при умном хозяине, я все поручил ему. Он забрался в подвал и несколько дней постепенно пробивал пол, пока не уткнулся в нужную плитку. Он мог спокойно приподнимать ее, и опуская, она ровно ложилась на место.
Мы встретились все втроем в полночь недалеко от выставки. Странно, но Генри держал в руках какой-то кейс, не знаю, зачем бы он ему понадобился. Я перестраховался, сказал, что останусь в машине следить за наружной обстановкой, а Пьер с Генри направились к подвалу. У нас с Пьером была связь, и я по рации слышал их разговор. Наконец, они оказались на месте, наверное уже даже сдвинули плитку, но тут я услышал Пьера:
- В чем дело? Давайте ключ и я полез.
- Полезу я и сделаю все как надо, - проворчал голос Генри, - планы меняются.
- Мы так не договаривались…
Я насторожился, не понимая причину изменения всех планов, но Пьер доложил, что наверх полез Генри с его кейсом, и я понял, что тот уже задумал это заранее. Прошло минут двадцать, и я опять услышал голос Генри: - Закрывай! – Потом они оба пошли к выходу из подвала, вышли, я их видел, и Генри неожиданно пошел совсем в другую сторону.
- Что делать, Марк? - послышался голос Пьера, - он забрал все драгоценности, только сунул мне в карман одну какую-то вещицу.
- Догони его и потребуй разъяснений, - сказал я.
Он догнал его и они, видимо остановились.
- Что ты от меня еще хочешь? – послышался ехидный голос Генри, - я дал тебе штуку на миллион, это даже слишком для совершения простого подкопа. Если бы ни я, у вас вообще бы ничего не было. Все остальное – мое. А теперь расходимся.
Так я понял, что жадный Генри просто нас кинул, нагло сбежав. Кстати, я еще рассказываю вам это, потому что хочу отомстить ему, другим способом я это сделать не могу, не пойду же я в полицию сознаваться в участии в краже. Вот в принципе и все, - Марк вздохнул. – Тем предметом оказалось это кольцо. Да, оно может и стоило миллион, но как классно он нас нагрел! Я чувствовал себя последним дураком и отдал кольцо Пьеру, чтобы тот спрятал его у себя на время. А тот дурак решил шикануть со своей бабой, чтобы та поносила недельку кольцо за миллион… Вот и доигрался. Остальное вы знаете. – Он облегченно вздохнул.
- Как я вижу, иногда вам можно верить, - усмехнулся комиссар. – Вы лично драгоценности в руках не держали и не воровали их. Вернее, была попытка, но хитрый Генри обвел вас вокруг пальца. Короче, вас там не было, а предложение Генри вы переадресовали Пьеру, и он все сделал. Хотя, так и было, копал-то он. Я обещаю не упоминать вас ни в одном рапорте.
- Я надеюсь на честь слова самого комиссара, - протянул руку Марк.
Валье вяло пожал ее и поднялся.
- Что ж, теперь уж точно придется лететь в Англию, - вздохнул он.
Назавтра комиссар уже разговаривал с Жюлем.
- Мы нашли обувь Пьера, нашли туфли и сапоги, все сходится. – Сказал инспектор.
- А что, впрочем, нам даст эта поездка? - разговаривал вслух комиссар, просто кивнув в сторону Жюля. – Да, мы можем запугать сэра Генри, что у нас есть два свидетеля. Может мы даже и зажмем его в угол, но он будет отпираться от всего. Во-первых, он не поверит, что те двое сдали его, ведь и они должны пойти под суд как организаторы и соучастники. А у нас нет ни одного признательного документа, только слова. Тем более, из двух остался один, и с ним был заключен договор. И главное, украденные ювелирные изделия он не сдаст ни под каким предлогом. А кстати, где он их прячет? Дома? В сейфе? Сомневаюсь. Та история с ключом бросала на него большую тень, и он догадывался, что дело могло бы закончиться обыском. В банке? Скорее всего. Открыл ячейку и положил в нее кейс. Может даже не в своем банке. В любом случае надо получить ордер на обыск его дома. Только кто его даст без подтвержденных фактов? Надо связаться со страховой компанией, она местная, может она и поможет надавить на судью и получить ордер. Жюль, свяжись с этим Дэвидом Рейчел, пусть встретит нас в аэропорту, скажешь по какому делу.
- Будет сделано, - сказал Жюль и вышел.
Уже приземлившись в аэропорту Лондона, пройдя все формальности, они сразу же узнали по описанию Дэвида, подошли к нему и представились.
- Давайте не будем тянуть это дело, - предложил комиссар, - найдем кафе и мы вам все расскажем.
Уже сидя за столиком, комиссар рассмотрел Дэвида, это был серьезный на вид не старый мужчина, из тех, кто еще не потерял рвения на своей работе. Он подробно рассказал ему историю похищения драгоценностей Генри Форда.
- К сожалению, - отметил комиссар, - это только слова, человек, рассказавший все подробности, утонул, не дав нам все задокументировать. Юридически у нас нет оснований на обыск дома Форда. Надеемся на вашу помощь. – Он пытливо посмотрел на мужчину. Комиссар разговаривал на английском, а Жюль его не знал и только вертел головой.
- Я так и подумал с первого момента, когда узнал, что пропали именно непроданные на аукционе драгоценности, и стеллажи были открыты настоящим ключом, только никаких доказательств не было. Но теперь мы можем пойти к моему знакомому судье сообща, и рассказать о деле. Есть вероятность, что мы получим ордер.
- Тогда не надо затягивать, созвонитесь с ним, мы можем поехать хоть сейчас. – Сказал комиссар.
Тот сделал звонок и встал:
- Судья ждет нас.
На машине Дэвида они заехали сначала в Скотланд-Ярд, прихватив двух полицейских, а потом уже добрались и до судьи. Это была пожилая женщина, которая внимательно все выслушала.
- Вы меня ставите под гильотину, - сухо сказала она, - по вашей французской привычке. Я записала на диктофон наш разговор, потом его отпечатаю, только пообещайте, что вы в нем распишитесь. А ордер я вам дам, хотя это известный в городе человек, просто вы меня убедили, что другого способа нет. Если ничего не найдете, будете перед ним извиняться сами.
- Да, да, конечно, - почти одновременно сказал комиссар и Дэвид.
Поместье сера Генри Форда было большим, и из полиции приехала еще одна машина на помощь. Сам Генри был дома и возмущался как мог. Но его никто не слушал, каждый делал свое дело. Наступал вечер, но никакого кейса, как и предполагал комиссар, найдено не было, дело было под угрозой.
Неожиданно к ним подошел один из полицейских.
- Я проверял личный сейф и стол в кабинете хозяина, - сказал он, - и вот что обнаружил в столе. – Раскрыв ладонь, он показал небольшой простой ключик. – В прошлом году я летал в отпуск, самолет задержали на двенадцать часов, и я положил вещи в ячейку камеры хранения, чтобы не таскаться с ними. Тот ключик был очень похож на этот.
- А чем черт не шутит? – воспринял комиссар. – Номер сорок три. Поехали обратно в аэропорт.
Пока остальные заканчивали обыск, они с Жюлем, полицейским и Дэвидом поехали в аэропорт. Найти ячейку было не просто, а остановившись перед ней, они пригласили двух свидетелей. В ячейке лежал черный кейс.
- Открывай! – нетерпеливо попросил полицейского комиссар.
В кейсе озарилось солнце, в нем было слишком много алмазов, вставленных в ювелирные изделия. Тут же составили протокол, изделий было ровно двадцать четыре. Полицейский связался по рации с теми, кто еще оставался в доме, и дал отбой. Все вместе поехали к Генри.
- Вы узнаете ваш кейс? – спросил сэра Генри оставшийся старший по званию один из следователей полиции.
- Понятия не имею. Где вы его взяли?
- Там, где вы его оставили. Я забираю его как вещественное доказательство.
Генри как воды в рот набрал.
Все уехали, а Дэвид снял за счет страховой компании шикарный номер в гостинице для комиссара и Жюля.
Назавтра Дэвид появился только к обеду, комиссар уже не знал, что делать, куда двигаться. Они заехали к судье, подписались и все ей рассказали. Та осталась довольна и с облегчением вздохнула.
- Нашли пальчики на ручке ячейки сорок три, на кейсе, на ювелирных изделиях. Этого вполне хватает для возбуждении уголовного дела. Генри Форд уже арестован и дает показания.
- И что же в них интересного?
- Его сообщником был таковой Пьер Рено, больше никаких имен он не назвал.
Комиссар облегченно вздохнул, видимо тот решил не вмешивать в дело Марка.
- Вам придется слетать с нами в Париж, чтобы забрать из полиции кольцо с бриллиантом, тогда коллекция будет полной, - весело сказал комиссар.
- С великим удовольствием, - улыбнулся Дэвид. – Кстати, с сегодняшнего числа меня повысили в должности до начальника отдела, многим я обязан вам.
- Не за что, вы просто не знаете, какую головную боль вы сняли с нашего полицейского управления, ведь дело жутко трудное.
Назад в Париж они летели втроем. Тем же составом все предстали перед начальством.
- Ну, что ж, поздравляю. – Улыбался шеф. – Жорж, помнишь я говорил, что ты справишься?
- С большим трудом. – Скромно ухмыльнулся комиссар.


Рецензии