15. Жестокий мир

Пчелки нашли в стволе дерева углубление вроде маленького дупла. Фикус и Маргаритка забрались внутрь и тотчас заснули, а Циния устроилась у входа, готовая вступить в бой со всяким, кто попытается на них напасть. Вскоре на лес опустилось ночь. Однако с приходом темноты жизнь в нем не замерла.

Вот послышался тихое шуршание и мимо проползла большая, мохнатая гусеница. Где она коротала дневные часы и почему отважилась выбраться из своего убежища ночью, так и осталось тайной. Но лучше бы ей не предпринимать своей рискованной прогулки! Неведомо откуда появился небольшой темно-синий жук с золотисто-зелеными надкрыльями. Он был почти вдвое меньше пчелы, зато вооружен мощными челюстями. Циния заподозрила, что это опасный хищник и не ошиблась. Почувствовав врага, гусеница приподнялась на хвосте, словно хотела испугать его своими размерами. Только ее хитрость не произвела на жука никакого впечатления. Он смело атаковал и погрузил свои страшные челюсти в мягкое тело жертвы. Не выдержав мощного натиска, массивная гусеница опрокинулась на бок. Она извивалась изо всех сил, стараясь сбросить с себя маленького свирепого хищника. Жук между тем вгрызался в нее все глубже и глубже. Наконец его мощные челюсти перекусили нерв, управлявший движением. Гусеница сразу потеряла подвижность и обвисла словно мешок. Устроившись поудобнее, победитель принялся жадно пожирать добычу.  Но насладиться до конца победой ему не удалось. Со всех сторон стали сбегаться его сородичи, такие же темно-синие жуки. Они быстро заработали челюстями. Не прошло и четверти часа, как большая гусеница целиком исчезла в их желудках. От нее не осталось даже следа. Циния с ужасом наблюдала за кровавым пиршеством. К счастью, утолив голод, жуки быстро рассеялись в разные стороны. Встревоженная Циния решила бодрствовать до утра, охраняя сон своих друзей. Однако усталость взяла верх. Убаюканная ночной тишиной, пчелка сама не заметила, как заснула.

Разбудили беглецов яркие солнечные лучи. Первое чувство, которое они ощутили, был голод.

- Ах, - вздохнул Фикус, - в гнезде сейчас начинается завтрак.

- И все трутни отправляются к ячейкам с пергой и медом, чтобы подкрепиться! – заметила Циния.

- Совершенно верно!

- А тебе не приходило в голову, что перед этим их кто-то заполнил? И это потребовало немалых усилий!

- Не надо читать мне нотаций! – сердито отвечал Фикус. – Мы, трутни, совсем не дураки и прекрасно знаем, откуда берутся перга и мед. Не наша вина, что природа создала нас такими, какие мы есть. Лучше посоветуй, что нам теперь делать. Есть у нас шанс позавтракать или мы умрем от голода?

- Шанс, конечно, есть, - заметила Циния, - хотя и не очень большой. В некоторых цветах нектар располагается неглубоко, почти на самой поверхности. Дотянуться до него можно, даже имея такой короткий хоботок, как у вас.

- Тогда мы должны найти эти цветы! – решил Фикус, - притом как можно скорее. Ты согласна, Маргаритка?

- Полетели прямо сейчас, - сказала юная царица, - только куда?

Циния задумалась.

- В лесу мы цветы вряд ли найдем, - решила она. - Тут неподалеку озеро. Я вчера его заметила. Перелетим поближе к воде и будем искать на прибрежных лугах. Наши пчелы никогда не забираются так далеко. Мы там с ними не столкнемся.

Предложение не встретило возражений. Пчелки покинули гостеприимное дерево и полетели на север. Дорога заняла больше часа. Циния проделала ее без особого труда. Помятое крылышко за ночь расправилось и действовало почти также хорошо, как другие.

Наконец впереди заблестела вода. На берегу росло много цветов. Циния без труда разыскала в них нектар и подкрепила свои силы. К несчастью, сладкий сок был спрятан на самом дне чашечек и оставался недоступным для коротких хоботков ее товарищей. Фикус и Маргаритка с завистью наблюдали за тем, как Циния завтракает.

- Сегодня я в первый раз пожалел о том, что родился трутнем, - признался Фикус.
 
- Не переживай! – успокоила его рабочая пчелка. – Мой зобик наполнился, и я могу поделиться с вами добытым нектаром. Подкрепимся, а потом продолжим поиски.

Однако ничего подходящего на глаза им так и не попалось. Пчелки зря потратили время и силы. Увидев высокий куст, они устроились на листочке, чтобы отдохнуть. Вокруг кипела чужая и далеко не мирная жизнь. Вот на цветок присела красивая бабочка, развернула крылья и, кажется, задремала под ласковыми лучами солнца. Она расслабилась и совершенно напрасно! Из-под ближайшего листка незаметно выбрался небольшой оранжевый жук. Подняв черные надкрылья, он стремительно взмыл в воздух и сверху спикировал на бабочку, которая в несколько раз превосходила его размерами. Не успела та опомниться, как жук обхватил ее своими сильными ногами и нанес несколько молниеносных укусов. Видимо при этом он впрыснул в тело жертвы сильный яд, потому что крылья у бабочки несколько раз судорожно дернулись и безжизненно обвисли. Она была мертва. Хищник уселся сверху и уже готов был приступить к трапезе, как откуда ни возьмись появился его собрат – такой же оранжевый жук.  Сразу же вспыхнула ссора. Забыв о добыче, противники приподняли надкрылья и стали медленно кружиться друг возле друга. Каждый ожидал удобного момента, чтобы нанести врагу смертельный укус. 

- Какой ужас! Я не могу на это смотреть, - пожаловалась Маргаритка.

Они перелетели с куста поближе к зеленоватой воде. Над зарослями камыша, громко треща огромными крыльями, то и дело проносились крупные стремительные насекомые. Они были прекрасны и в то же время внушали безотчетный страх.

- Кто это? – спросила Маргаритка.

- Стрекозы, - объяснила Циния.

- А они на нас не нападут?

- Вообще-то стрекозы не любят связываться с пчелами, - сказал Фикус. – Боятся их ядовитого жала. Но лучше все-таки держаться от них подальше.

Одна из стрекоз, описав несколько широких кругов, на миг замерла над водой, словно повиснув в воздухе. В этот момент можно было рассмотреть ее черное, расписанное синим рисунком брюшко. Неожиданно огромные хрустальные глаза стрекозы обратились на кружившую над водой муху.  Хищница сорвалась с места и бросилась на добычу. Муха вовремя заметила опасность. И поскольку укрыться в воздухе было невозможно, она сложила крылья и камнем рухнула вниз. Увы, бедняжка плохо рассчитала свой маневр и вместо того, чтобы замереть над поверхностью озера, упала в воду. Делая отчаянные усилия, муха попыталась взлететь, да куда там! Расходившиеся круги привлекли внимание другого хищного насекомого, быстро скользившего по водной глади между листьями кувшинок. Почувствовав добычу, он резкими толчками устремился к несчастной мушке, подхватил ее передними лапками и вонзил в нее острый хоботок. Обреченная муха в ужасе забилась, однако вырваться уже не смогла. 

- А это кто? – спросила Циния. – Нам на уроках о таких не рассказывали.

- Это клоп-водомерка, - сказал Фикус. – Если решишь искупаться, внимательно осмотрись прежде, чем лезть в воду. А на земле или в воздухе он нам не опасен.

Высосав из жертвы все соки, клоп-водомерка отбросил пустую кутикулу и устремился дальше в поисках новой жертвы. Через минуту его заинтересовало легкое волнение вблизи поверхности выступавшего из воды камня. Решив, что это какое-то насекомое, хищник направился к нему. Как оказалось, на свою беду. В этот раз зрение подвело охотника! То, что водомерка приняла за добычу, была головка большой пиявки. Изловчившись, пиявка ухватила бедолагу своей глоткой и попыталась проглотить. Вскоре обнаружилось, что насекомое слишком крупное, и пиявка не может полностью вместить его в свою утробу. Это ее не остановило! Развернувшись, она присосалась к телу пойманного клопа задней присоской и с силой стала тянуть ее назад, в то время как передняя часть тянула в противоположную сторону. Покровы водомерки не выдержали двойного натиска и разорвались. Теперь добыча стала ей по силам, и пиявка жадно проглотила один за другим оба куска добычи.
 
- Неужели все здесь думают только о том, как съесть друг друга? – с отчаянием воскликнула Маргаритка. – Полетели, полетели отсюда!

- Полетели, - согласился Фикус.

Друзья направились прочь от озера.  Все молчали. Они в первый раз с тревогой задумались, как нелегко будет им выжить в этом жестоком мире.

«Друзья и подруги» http://proza.ru/2022/04/03/291


Рецензии
Вот она, сила семьи, коллектива, который при всех суровых правилах жизни дает каждой пчеле защищенность от жестокого мира. И вот ваши беглецы оказались один на один с этим жестоким миром, где опасность на каждом шагу, что вы это очень хорошо показали на примерах охоты разных насекомых.
А еще надо добывать пищу, и тут Циния остается единственной кормилицей новой маленькой семьи.

Наталья Листикова   08.02.2022 21:17     Заявить о нарушении
Да, свобода всегда имеет свою цену. "Циния" самая социальная из моих сказок. Мне кажется, детям есть о чем задуматься.

Константин Рыжов   08.02.2022 22:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.