Инна Макарова. Нам нужно расстаться!

Задним умом все крепки. Сегодня я задавал бы Инне Владимировне совсем другие вопросы. А шесть лет назад мы снимали с суперзвездой советского кино Инной Макаровой интервью для моего фильма про другую знаменитость. Людмилу Гурченко. Вот его фрагменты. Посвящается им обеим.

- Нас с ней вызвали в Ленинград на одну роль - в «Старые стены». Люсе было важно сыграть, мне ничуть. Я должна была сыграть мать, а Наташа (Бондарчук) - дочь, хотели этот комплекс. Режиссер говорит: «Инна, не обидишься, если я Люсю возьму?» Я говорю: «Да ради Бога, что ты». Хорошие актрисы не завидуют друг другу так, как плохие, вы понимаете? Помню, мы выступали вместе с ней в концерте - огромный дворец, а номера наши рядом. «Макарова» и«Гурченко». Говорю: «К Люське загляну». Заглянула, а она в гримерке что-то рукодельничала. Она зря время не теряла, она всегда была такая.

- Потом идем откуда-то с телевидения, еще Шаболовка была. Идем, она что-то ругается. Единственное, что мне в ней не нравилось. Я говорю: «Люсь, ты че ругаешься?» «От жизни, Инна, и от жизни». А я мат, извините, с детства боюсь, при мне какой-то мужик - у него упала лошадь, он бил кобылу и жутко ругался. Я напугалась, закричала и убежала. И мы идем с Люсенькой, она ругалась по поводу телевидения.

- Всегда меня удивляло по-хорошему, что мы так можем хорошо друг с другом говорить. Она мне говорит: «Работай Инна, работай». Так мой муж (второй) мне сказал за две минуты до того, как ушел из жизни: «Инна, у тебя такая интересная профессия, работай, Инна, работай».

- Откуда это? В ее родителях было. Она рассказывала, как пела на рынках за морковку. Немцы там были, ей денежку давали. Харьков не успели освободить, она пела там девочкой. У нее интеллигентная мать была. Ну, конечно, Люся Гурченко - это дар природы.

- У нее горе было большое, внук погиб. Ничего более страшного в ее жизни не происходило, кроме этого ужаса. Это было время, когда подсовывали мальчикам наркотики. Я знаю по своему мальчишке - однажды он пришел и смотрит странно. Я испугалась, говорю: «Что это?» Он рассказывает: «Мне дали, и мне не понравилось». Тьфу. Бог спас. И действительно, ему подсунули эту дрянь. А я-то не знала, что это такое.

Поговорив о Гурченко, переключились на саму Макарову. Иначе я был бы не я. Но Инна Владимировна стала и о Мордюковой вспоминать. Иначе она была бы не она.

- Меня приняли на курс в Алма-Ате (в эвакуации), а здесь Герасимов как раз подоспел - крупно повезло. На третьем курсе мы начали «Молодую гвардию» снимать и явился - не запылился красавец Сергей (Бондарчук) в военной форме, а я репетировала - будете смеяться - Настасью Филипповну в «Идиоте». Мне было лет-то мало, я же рано поступила в институт. Фадеев сказал: «Не знаю, какая она Настасья Филипповна, но это - Люба Шевцова, я вас уверяю». И меня утвердили на роль.

- Герасимов очень сомневался, он не был уверен, подхожу ли я на эту роль, а Фадеев сказал: «Это Люба!» Нонна была сразу утверждена. На курсе ей надо было какую-то патрицианку сыграть, что-то великое из истории. Она подошла к столу, содрала скатерть, как тогу набросила на себя и стала читать. Она была актриса величайшая. Когда мы запели все вместе: «Дивлюсь я на небо, та думку гадаю», я увидела ее, и поняла – это она! Избранница судьбы! Она пела и играла потрясающе. Я знала, что такое Нонна. Огромная актриса, точно чувствующая время.

- Она рассказывала потрясающе смешные вещи - во время оккупации их села у нее мать была колхозницей. Кого-то стрельнули из немцев, похоронили на этой же улице, положили каску, и сказали: «Если кто-нибудь тронет, расстреляют всю улицу». Один старик ночью встал и каску забрал себе, а утром положил ее обратно, чтоб никого не расстреляли. Пока немцев не выгнали, он это делал регулярно, но это ж надо запомнить… (Смеется.) Нонна была сильна видением - никто не способен был рассказывать, как она.

- Как попала в фильм Нонна Мордюкова, которая не была ученицей Герасимова? Как известно, он брал в свои фильмы в основном своих учеников…

- В ней настоящее что-то было. У нас на курсе такой актрисы не было, никто не подходил для этой роли. Нонна - явление природы, которое бывает очень редко, есть хорошие актрисы, красивые, но такого-то нет.

- Роман с Вячеславом Тихоновым у Нонны начался на съемках «Молодой гвардии» или еще до фильма?

- Я не заметила, у меня был свой роман. Молодые офицеры снимались у нас в массовке. Когда они узнали, что мы с Сережей Бондарчуком поженились, один подошел и сказал: «Инна, никогда не лазь по карманам мужа». (Смеется.) А я глаза вытаращила: «А почему? Зачем мне лазить по карманам мужа?» Я не поняла даже. Он же ходил, как ниточка за иголочкой и нянькал меня, а я же на обрыв и в шахту – шутки ли.

- Первое, что мне сказала Ефросинья Мироновна, мама Любы (Шевцовой): «Люба с этого места в шахту прыгала!» - и показала, где. Я долго стояла над этой пропастью. У меня эта идея-фикс застряла, но я долго качалась - такой обрыв огромный. А Герасимов: «Не смей! Не смей!» Я отходила, приходила, потом выпрямилась и шагнула. Лететь туда - одно удовольствие. А потом - холодная вода, меня все тянет и тянет. И уже воздуха-то нет. Я взбрыкнула ногами, и меня стало понемножку выбрасывать. И я вынырнула, поплыла к нашему бережку. Смотрю - туда же летит Нонна, и с ходу - бух. Ой, это жуть, страшно.

- У вас с первым мужем из-за съемок совсем не было времени, чтобы жить вместе?..

- Совершенно не было. Я уезжала все время, я с мужем не могла даже повидаться. Я в Ленинграде много снималась, да и в Москве. Я снимаюсь под Горьким у Пудовкина, Бондарчук - в Одессе у Ромма. Прилетаю, он лежит в кровати: «Упал со стены». Я приехала, слава Богу. Подошло время рожать - Сережа ко мне прилетел. Он уже известный был в то время, получил народного артиста СССР. Ему дал Сталин за роль Тараса Шевченко. Мы жили на Песчаной улице в маленькой квартирке, но счастливы были: квартира отдельная, однокомнатная, но все с кафелем, все хорошо. Там Наташа родилась, и он меня возил рожать. После «Молодой гвардии» меня повезли в очень хорошее родильное отделение. Меня поместили в Кремлевскую больницу

- После «Молодой гвардии» успех, который свалился на вас…

- Никакими мы зазнайками никогда не были - ни Нонна, ни я. Мы счастливы были, когда нам утвердили зарплаты. Ведь жили кое-как, это я была снабжена, потому что мама и папа были членами Союза писателей, и мама приезжала довольно часто, и меня кормила в Союзе. А у Нонны этого даже не было, послевоенные годы были очень трудные.

- Была жажда играть. Алла Константиновна Тарасова была директором МХАТа, и когда увидела меня в «Молодой гвардии», сказала Герасимову: «Как Инна закончит институт, чтобы была у нас». А он ответил: «Она нужна кинематографу». Когда мне Тамара Макарова это рассказала, я чуть в обморок не упала. Я всю жизнь мечтала о МХАТе. А может, и правильно меня в театр не отдали. Ведь в кино ролей-то у меня тоже очень много.

- Ходили слухи, что после «Молодой гвардии» Герасимов хотел помешать дальнейшей карьере Мордюковой.

- Чушь. Нонна снималась много. Единственная актриса, которую пригласили после фильма в Белый дом, но это на нее впечатления не произвело. Она была огромным человеком. Все-таки она воспитана была в деревне, уникальная актриса. Могла так огреть словом, что будьте любезны, это было. Но потом она жалела об этом. Мы с ней все время на телефоне были. Она мне звонила довольно часто, просто поболтать.

- Я - наверное, первая русская актриса, которая поехала сниматься за границу. Главное, что меня выпустили. Но фильм-то средний был, ничего интересного. Молодые ребята снимали. Зато танцу живота меня цыганки научили  - они там тоже снимались. (Смеется.) Я тогда без конца бывала за границей, и мне (органы) предложили сотрудничать. Я говорю: «Я не буду, зачем?» «Инна Владимировна, у нас не отказываются!» Я говорю: «Да как не отказываются? Я пойду в милицию!» Они захохотали и отпустили меня. Наверное, это было необходимо по какой-то причине, но кто-то вел себя так, а кто-то - по-другому.

  - Инна Владимировна, а что имелось в виду, что нужно доносить?..

- Наверное. Я не читала подробно, я растерялась. Ну кто же из нас будет доносить? Я не стала с ними связываться. Однажды вечером я гуляла по Парижу и засмотрелась на витрину - что там блестит? Я всего на секунду задержалась, один мужик говорит: «У вас что? Денег не хватает?» Я говорю: «Вы что, меня провоцируете?» Как он отскочил! Мы с Лялей Шагаловой вместе жили, мы никогда не жили отдельно за границей, опасно. Первое время было так. А Шагалова со мной всегда ездила, у нее отец был арестован. Но это не Сталин, это делал Берия, я недавно прочла. Это было для Сталина откровение, его ж тоже отравили. Мой муж возил меня к какой-то бывшей медсестре. Ее ночью вызвали. Она была дежурной. И она увидела: Сталин скатился с дивана - в лесу, где был дом его. Сукровица изо рта, и он уже умирал. Похоже, что Берия причастен. Ведь неизвестно кто виноват в том, что столько было людей сослано. Это Берия и какая-то компания, я не знаю.

- Я в тайге родилась, но выросла в Новосибирске. Может, оттого и характер сибирский, суровый. Бондарчук не хотел расходиться со мной никак. Он не хотел понять, почему? Обижал меня, потом понял. А я не могла терпеть ложь и сказала: «Сережа, нам надо расстаться». Мне надо было ехать на съемки фильма «Дорогой мой человек». Это ужасно, но мы выдержали, мы не стали врагами, наоборот. Где-то у нас съезды какие-то бывали - Сережа всегда подойдет - новая брошечка на мне, ему надо руками потрогать. А Соня Швейцер, которая всегда была с мужем на всяких событиях, говорит мне: «Так не смотрят на бывшую жену!»

- Спасибо Вам огромное, мы не смеем Вас больше мучить.


Рецензии