Подарок из прошлого. Глава 4. Дверь в 1937 год

Скинув с плеч свою ветровку, Илья остался в клетчатой рубашке и серых свободных брюках. Осторожно протискиваясь в открывшийся проход, он очутился на винтовой металлической лестнице, которая уходила вниз. Справа в стене была выемка, и что-то лежало. Протянув руку, Илья ощутил металлический корпус плоского фонаря, какие были в моде в прошлом веке. Фонарь был нажимного действия, без батарейки. Сжимая и разжимая кистью рычаг на его корпусе, маленькая лампочка, выдавая слабый поток света, внезапно прорезала  пространство рядом с ним.
«Вечный фонарик, и батареек к нему не нужно, только мускульная сила!» - разглядывая корпус, заметил Востриков.  Мужчину охватило радостное и в тоже время волнительное чувство приключений. Это было, как в детстве, когда они с ребятами забрались в старый трехэтажный дом, подлежащий сносу. Блуждая по оставленным квартирам, ребята, хвастаясь друг перед другом, находили то оставленную на подоконнике пепельницу, то старую ложку на полу или книги.
Что будет сейчас, Илья не знал. Выдохнув воздух, он смело шагнул на железные ступеньки винтовой лестницы. Проходя следующий пролет, он услышал мужские и женские голоса, раздающиеся где-то рядом. Понимая, что это продуктовый магазин на первом этаже дома, мужчина двинулся дальше. Теперь была только тишина и неприятный запах канализации, где-то за стеной.
«Может это был подвал под домом?» - сразу подумал Илья. Лестница все дальше уходила вниз. Наконец она закончилась и мужчина спустился на пол. Точнее под ногами была спрессованная глина. Маленькое помещение не больше шести квадратных метров больше походило на какой-то шлюз, потому что прямо перед ученым была металлическая дверь с замком.
Что-то подобное Востриков видел в российском художественном фильме, где главный герой попадает в прошлое, выходя из какого то шлюза под домом. «Да нет, это же был фильм, а это просто металлическая дверь», - подумал Востриков, разглядывая замочную скважину. "Ключ к замку должен быть сувальным!" - размышлял ученый.   Вытянув из кармана брюк связку из трех ключей, Илья попробовал вставить второй ключ на связке.
Странное дело, но ключ с длинной ножкой и гребенкой на конце идеально вошел в замок. По всему получалось, что научный сотрудник был близок к разгадке подарка графини.
С замиранием сердца повернув ключ два раза влево, Илья услышал характерный металлический звук замка. Через мгновение дверь чуть приоткрылась наружу. Руки мужчины  в одну секунду стали липкими от пота.
Одной рукой раскрывая дверь, второй, он освещал пространство перед собой. Теперь перед Востриковым был узкий тоннель, где с трудом могли разминуться два человека. Кирпичная кладка из красного кирпича ровными рядами поднималась от глиняного пола до потолка, и потом, образуя арку, уходила на другую стену. Подобный  тоннель Илья видел в подвале старой церкви, где проходили археологические раскопки, куда его с несколькими ребятами направили от кружка юного археолога в помощь.
Единственным отличием этого тоннеля, в котором сейчас стоял Илья, было то, что по по обоим стенам на высоте глаз человека проходила электрическая проводка, и  находились  светильники. Это были прозрачные, закрытые стеклянным колпаком, светильники с одной лампочкой. Видимо светом и самой электрической линией давно не пользовались, потому что сама черная проводка теперь превратилась в серую, а сантиметровая пыль покрывала плафоны.
Поискав лучом света по стене, мужчина увидел черный круглый выключатель с поворотной ручкой. «Неужели свет будет, и это все работает?» - поворачивая ручку выключателя думал Востриков. Но свет так и не включился. «Жаль, а так хотелось все посмотреть при свете»,- с грустью подумал исследователь. Размышляя на эту тему, мужчина вдруг закричал: «Эврика!» Каждая линия относилась к какому-нибудь щитку с рубильником и нужно было только его найти. Скорей всего это, где-то рядом. Решив вернуться в шлюз, он, пройдя несколько шагов, вновь очутился в маленькой комнате с лестницей, ведущей наверх.
Теперь внимательно осматривая стены, мужчина увидел заветный ящик с массивным рубильником. Мысленно перекрестившись, Илья рывком поднял рубильник вверх. Тоннель моментально озарился множеством пыльных фонарей на стенах. Закрыв металлическую дверь ключом, научный сотрудник двинулся вперед.
Наконец вдалеке показалась еще одна дверь, но уже деревянная и без замка. Приоткрыв ее чуть-чуть, Илья, как партизан, сначала просунул только нос. Впереди был еще один тоннель, но уже с бетонированными полами. Странное дело, но в этом тоннеле горел свет от таких же светильников в закрытом исполнении.
Проходя по коридору, с правой стороны в стене мужчина увидел еще одну деревянную дверь. Она была чуть приоткрыта и оттуда доносились мужские голоса. Прильнув к щелке в двери, Востриков увидел небольшую квадратную комнату без окон. В торце комнаты за столом, оббитым зеленой материей, сидел мужчина средних лет в форме сотрудника НКВД, а перед ним на табурете еще один военный.
Лица его  не было видно, только спину. Этот эпизод очень напомнил Илье фильм про репрессии перед войной и сотрудников НКВД, пытающих своих жертв.
Рядом с мужчиной, сидевшим на табурете, стоял здоровенный детина в расстегнутой солдатской гимнастерке и галифе. Обтирая свои испачканные кровью кулаки белым вафельным полотенцем, он с готовностью смотрел на офицера за столом. «Будешь, сволочь, подписывать или нет?» - резко закричал офицер, в упор глядя на военного. В ответ раздалось только неясное мычание.  Наконец разлепив разбитые губы и посмотрев на своего мучителя в солдатской форме, военный прошептал: «Нет, я не виновен!» 
Увидев слабый кивок сотрудника НКВД, солдат, размахнувшись, смачно ударил сидевшего в лицо, отчего тот моментально свалился на пол. Отплевывая выбитые передние зубы вместе со сгустками ярко-красной крови, генерал на мгновение затих. «Приведи его в чувство, Архип, и продолжим!» - закуривая папиросу, проговорил следователь, откидываясь на спинку стула.
«Это кино, что-ли снимается?» - просовывая голову в комнату, прошептал Илья. На лицах обоих сотрудников НКВД на миг пробежала растерянность и раздражение. «Кто мешает допросу?» - вдруг закричал офицер и солдат, тут же с грозным видом устремился к двери. «Черт возьми, это не кино!» - на бегу прокричал Востриков, что было сил работая ногами.
Впереди была еще одна дверь. Не понимая, куда бежать, лишь бы подальше от этого места, мужчина, сломя голову помчался вверх по лестнице. Выбежав из подъезда на улицу, он очутился в толпе людей и слившись с ними, зашагал вперед.
Верзила в расстегнутой гимнастерке со следами крови на груди, не найдя незнакомца, только сплюнул и вернулся обратно в подъезд.
Последнее, что запомнил научный сотрудник из ориентиров этого места, была булочная, рядом с которой находился подъезд, из которого он выбежал. В голове мужчины происходила борьба, когда мозг не мог переварить поступившую информацию. На улице Москвы было многолюдно. Влюбленные пары прогуливались по центру. «Странная у них какая-то одежда, довоенных времен»,- оценивая нарядные платья девушек и брюки свободного покроя мужчин, думал Востриков.
Остановившись возле ларька с газетами, Илья чуть не упал на асфальт в обморок. На заголовке отпечатанной в типографии газеты «Труд» явственно читалась надпись: седьмое июля 1937 года!
 


Рецензии