Август в Восточной Пруссии

Это было самое начало войны.  Мы шли через Восточную Пруссию. На тот момент, я ещё не был знаком с боевыми действиями. Этот бой был для меня первым. Мог ли я думать тогда, что он будет столь тяжёлым? Пожалуй, нет.
Рано утром, мы заняли некий прусский городишко.  Как нам казалось, мы были там одни.  Нас поделили на группы, после чего мы отправились на разведку.  Нужно было убедиться в том, что мы и вправду тут одни. 
- Веселее, чего нос повесил? -  Сзади подтолкнул меня Васька.
- А с чего мне веселиться?
- Нет поводов для грусти! Живы – уже хорошо.
- Не волнуйся, противнику под силу это исправить. – Хмуро отрезал я.
Дальше мы не говорили.  Нужно было выследить врага. Да и не было того, о чём мы могли бы побеседовать. Мы слишком плохо знали друг друга.  Из всех солдат я был знаком лишь с Васькой.  Мы познакомились в вагоне паровоза, который нёс нас к полю брани.  Можно ли по-настоящему узнать человека в таких условиях? Вряд ли.
Противник не заставил себя долго ждать. Мимо просвистела пуля. Они здесь. Мы не ждали встречи с ними, а они здесь. Невозможно поверить во всё это, когда сам становишься участником этого…представления. Да, это будто спектакль. Выстрелы гремели всё чаще.  Полетели щепки от забора. Вероятно, эта пуля предназначалась мне. Я перебежал в соседний дворик. Между домами соседней улицы сновали фигуры в шлемах. Там я их впервые увидел. Пики на их шлемах придавали солдатам некую…решимость. Мне так казалось. Вдруг, один из них оказался в моём дворе. Он выбежал прямо ко мне. Недолго думая, я толкнул его прикладом. Он упал. Удивительно, но это обездвижило его на время.  За это время, я успел выбежать с этого двора. Оказался на улице. Повсюду шёл бой. Нужно было искать убежище, как можно скорее. Укрывшись за углом одного из домов, я прицелился и пальнул в сторону одного из немцев. Не попал. Наши вломились в один из домов, где им удалось занять оборону. Немцы окружали нас. Я понял, что мне нужно прорваться туда. Иного пути для меня не было. Бежать пришлось через сады. Вскоре, передо мной выросло новое препятствие. Это был высокий забор. В тот момент он показался мне просто гигантским. На мне было много всего тяжёлого, однако, поиск другого пути был смертельно опасен. Ухватившись рукой за рядом стоявшее дерево, я начал перелезать. Я был на самом верху, когда один из немцев меня заметил. Сейчас, когда прошло столько лет, я понимаю, насколько глупо было лезть там. О чём я только думал? Немец торопливо прицелился…Выстрел!
Пуля пронеслась мимо, однако мне этого хватило, чтобы потерять равновесие и упасть вниз. Как оказалось, это спасло мне жизнь. Упав, я сильно ударился головой. Где-то там послышались крики и выстрелы. В глазах потемнело, и мира для меня не стало.
Меня привёл в чувства яркий солнечный свет. Наступило утро. Весь остаток прошлого дня и всю ночь, я провалялся здесь. Как оказалось, я свалился прямиком за здоровенную поленницу. Вероятно, это помешало найти меня тем, кем был занят этот городок. Я стряхнул пыль со своей фуражки. Надо идти. Тихо, не спеша, я открыл калитку. Стояла тишина. Похоже, что все ушли. Я продолжил осматривать окрестности. Никого. Меня начала пугать тишина. Никого. Наших нет, немцев тоже нет. Как быть? Я зашёл в один из садов. Сев под деревом, я начал думать. Нужно было что-то предпринять. Нужно было найти своих. Я помнил, откуда мы пришли. В эту сторону я и буду двигаться.  Съев на завтрак несколько наливных яблок, висевших в этом саду, я положил ещё пару в свой заплечный мешок.  Конечно, они были не совсем зрелые, однако меня это не волновало.  Выйдя из городка, я пошёл по дороге. Пошёл туда, откуда, как мне казалось, я пришёл.
Волнение переполняло меня. Любой шорох, любая птица в кустах казались мне чем-то жутким. Начиная от бойцов противника, заканчивая конницей. Где-то далеко шумела артиллерия. Это нагоняло страху ещё больше. Устав, я присел под деревом. Нужно было отдохнуть. Отдыхая, я заметил что-то, что привлекло моё внимание. Что-то между деревьями. Далеко, но я мог до туда добраться. Я пошёл через лес, цепляясь за ветки, путаясь в зарослях. Вышел я к крохотной деревушке. И тут тихо. Выйдя на пыльную дорогу, я осмотрелся. Вновь никого. Внезапно, ставни одного из домов распахнулись. Там показалась тень. Раздался выстрел, пуля упала в песок, совсем рядом. Я бросился бежать. Раздались выстрелы. Ещё и ещё.  Убегая, я заметил немца, который кинулся за мной. Придерживая фуражку, я полетел через лес. Немцы бежали за мной. Их уже было несколько. Раздались выстрелы. Я развернулся, пальнул в их сторону. Возможно, я попал. Спустя некоторое время, они отстали. Лишь выстрелили пару раз мне вслед. Удивительно, как мне удалось скрыться от них? Не спешите осуждать меня за трусость, ведь это был мой первый бой. К тому же, их было много. А я один.
Тучи сгущались. Будет дождь.  Я затаился под деревом. Мне казалось, что повсюду враги, что они везде. За каждым деревом, за каждым кустом. Высоко в небе загрохотало. Началась гроза. Ливень пошёл стеной. Меня это порадовало. В дожде все звуки растворяются, а значит слышно меня не будет. Вскоре, я вышел на дорогу. Я потихоньку пошёл вдоль дороги. Из дождя выступили силуэты домов. Подойдя ближе, я обнаружил лошадей, которые были привязаны под навесом. В доме негромко раздавалась немецкая речь. Мне в голову пришла безумная мысль. Я подошёл к одной из лошадей и начал её отвязывать. Я положил руку на её морду, приговаривая: “Тихо, тихо, молчи, молчи…”
В доме меня не заметили. Видимо они находились в тылу, поэтому не беспокоились о лошадях. Оседлав лошадь, я полетел прямиком в сторону наших.  Я переволновался, поэтому загнал лошадь. Я попытался остановить её, но она уже понесла.  Вскоре, впереди я увидел людей. Сначала я думал, что это наши. Но, я ошибся. Это были немцы. У видев меня, они сразу закричали мне что-то. Вероятно, они приняли меня за своего, ведь я приехал с той стороны, откуда они не ждали. Опознав меня, они сразу начали стрелять по мне. Пули свистели совсем рядом.  Лошадь понесло куда-то влево. Она спотыкается о край моста и падает прямо в реку, увлекая меня за собой. В воде я сразу начал избавляться от тяжёлых вещей, пока течение несло меня в неизвестность. Совсем рядом со мной в воду падали пули. Вскоре вода унесла меня прочь, я затерялся в дожде. Река несла меня всё дальше. Я подплыл к берегу и выполз на мокрый песок. Пролежав какое-то время в песке, я встал на ноги. Я пошёл куда-то. Не знаю куда. У меня не было никакой цели, я просто шёл. За этот день я несколько раз посмотрел в глаза смерти. Мне было очень нелегко. Где-то впереди я увидел лагерь. Я пошёл к нему. Мне было плевать, чей он. Наш, немецкий – разницы не было.
- Стой, стрелять буду! – Крикнул мне солдат, вскинув винтовку.
- Стреляй, мне всё равно.
- Боже правый, ты наш что ли?
Меня и впрямь было трудно опознать. Грязная и промокшая форма, фуражки нет, винтовки тоже. Меня сразу окружили солдаты. Начали спрашивать про то, откуда пришёл и как тут оказался. Доложили Поручику, тот пришёл и с подозрением начал задавать мне всё те же вопросы.
“Господин поручик, он и вправду наш. Знаю я его. Отбился от нас ещё в городе. Мы его убитым посчитали.”- Сказал Васька, выходя из-за спины поручика.
Никогда бы не подумал, что первый бой может быть настолько тяжким и суровым. Война никогда не была чем-то простым. Когда я ехал сюда, я ждал чего-то подобного. И очень этого боялся. Однако, всё самое тяжёлое для меня было впереди.


Рецензии