Belinov s guitars i series

 #VBelinSQualArch #ValBelin #ValeryBelinov #Kingb #blues #jazz #interview#sociology #musicology #BSoundNetwork #Val_Belin
(Живая звучащая инфография)
MUSIMA 1653 VINTAGE - 1971 Riga Latvia

Возникает естественный вопрос - на какой же гитаре я тогда играл? Как вы  помните ситуация с гитарами - это довольно не простые ребусы, которые  приходилось решать всевозможными окольными путями.

    В тот период моей  гитарой была полуаккустическая "Мусима", доставшаяся как-бы в  долгосрочный кредит или на общественных началах от Володи Фатькина -  русскоязычного певца, участника нашего обьединения и представителя  другой ветви нашей группы.

Надо сказать, что мы без конфликтов уживались  на одной территории игрушечной сценки в подвальчике жилого строения на  Сколас - недалеко от дома Никиты (Вовы Никитина). Вопрос с инструментами  стоял довольно остро - барабанов не было. Вместо этого был бубен на  подставке от соло барабана и две ужасные медные тарелки на кривых  стойках, больше похожие на кастрюли, нежели чем на музыкальные  инструменты. В качестве баса у Вовы была, переделанная им, обыкновенная  скрипка с длиннющим узким грифом для четырёх струн, вырванных из  какого-то старого пианино - прототипом конечно служила известная гитара  Paul McCartney - левая басс-скрипка Хофнер. Танцы в домоуправлении  посещало большое количество молодёжи, среди них был друг группы Лёня.  Он, приходя с одноклассником Игорем Олейником, приносил с собой, то  бутылку, то сигарет, то вина побольше - и весёлых историй запасец всегда  имелся... Почему я о нём вспомнил? Он проявлял неравнодушие к нашим  проблемам, говорил, - ребята вам надо что-то придумать, на таких  инструментах нельзя играть... Однажды мне звонит Володя и говорит, -  приезжай, тут надо посоветоваться. Звонок был внеочередной и голос был  взволнован. По приезду я увидел приличное количество новой аппаратуры на  сцене - электрогитары, микрофоны, барабаны, тарелки, усилители... вещей  было много, всего не упомнить. Среди беспорядка вещей Лёня возбуждённо  рассказывает, что они грабанули клуб в Межапарке. Попросту взломали  двери и вот, привезли нам. Что-то понравившееся можно взять себе - почти  бесплатно.  Конечно было не по себе, но общее возбуждение передалось и  мне - бери, налетай... Каждый выбрал по несколько вещей.

    Я выбрал  красивую полуакустическую Мусиму с двумя звукоснимателями и вогнутым  корпусом, покрытым нежно переливающимся лаком. Группа зазвучала на  порядок серьёзнее прежнего... Внезапно свалившееся счастье продолжалось  всего пару месяцев.

Неожиданно приходит повестка от следователя из  прокуратуры. Мать обеспокоилась, хотя было написано - в качестве  свидетеля. Меня вызвали на допрос. Перед этим правда, Володя позвонил и  предупредил всех, что и как надо говорить, чтобы не сболтнуть лишнего.  Лёня был уже за решёткой. На очной ставке я опознал его, как было  сказано и сообщил, что мы покупали у него аппаратуру и инструменты.  Мондраш конечно был, но всё, что они украли, нашли и конфисковали.  Забрали даже ту самую "Мусиму" с одним белым звучком... Через месяц её  вернули и Вова сказал, - теперь она твоя! Ценой за неё стали те самые 30  рублей, заплаченные за краденную гитару... Мы получили урок и больше  так никогда не делали.


Igor Oleynik, George - Me with the first guitar - 1971 Riga Latvia


    Плакат Джорджа, нарисованный собственной рукой висел в моей комнате. Забрали даже ту самую "Мусиму" с одним белым звучком... Через месяц её вернули и Вова сказал, - теперь она твоя! Ценой за неё стали те самые 30 рублей ... 


MUSIMA RECORD - 1971 Riga Latvia


JOLANA STAR V - 1972 Riga Latvia
 Наконец настал великий день в моей жизни. На прилавке музыкального магазина я увидел чудо - чешскую электрогитару - Стар 5. Купить её немедленно - было решено. Маленькая, красная с белым грифом - она выглядела как мечта.

    Гораздо позже я понял как скромны были мои мечты.

А сейчас мчался домой на всех парах забирать деньги у мамы и у папы, решив, что это их подарок на совершеннолетие. Заимствуя 100 рублей у мамы и 60 у папы, я успел её купить, потому что знал насколько редко свершаются чудеса и такой товар не залежится. Счастливый, придя домой, я начал рассматривать вблизи свою драгоценность и, имея возможность сравнить с немецкой "Мусимой", понял, что это совсем не то, что я хотел. Она была чересчур миниатюрной, хотя звук имела неплохой. Тут пришла в голову авантюрная мысль, спросить у Рагнара о возможности обменяться гитарами.

MUSIMA ELGITA - 1972 Riga Latvia
 Он не принял предложение, но через пару дней позвонил и сказал, что может продать "Элгиту" за 180 рублей. Мой подарок согласился перекупить наш ритм-гитарист Игорь Ленский и, добавив 20 рублей, я, наконец, стал обладателем самой лучшей гитары немецкого образца. Я сравнивал её со многими и пришёл к выводу, что такого удобного грифа, хорошего вибратора и качественного звука не наблюдалось. Долго она мне послужила - года четыре)...

Record Session with my Elgita - 1972 Riga Latvia
Чехословацкое гитаростроение продолжало совершенствоваться и выпускать новые серии. А мечта сыграть на гитаре Хендрикса всё усиливалась, поэтому казалось, что Альфа Иолана способна усилить эйфорию, чем-то новый чешский продукт напоминал Стратокастер, хотя был аляповат обилием дизайнерской вакханалии. Конечно я не выдержал и купил это синее чудо, заплатив рублей 200, которые сам уже мог накопить.

    Свои Мусимы  я не продавал и коллекция пополнялась...


Периодически я заходил в комиссионку. Там бывало можно увидеть весьма интересные вещи. На этот раз повезло - всего за 160 руб удалось купить японскую гитару KAWAI полу-акустическую - её ждала особая судьба*

KAWAI 1967


KAWAI SEMI ACOUSTIC 1967 - 1974 Riga Latvia


JOLANA ALFA - 1975 Allegro - Riga Latvia

JOLANA ALFA  - 1975 Riga Latvia

    Так уж на долю нашего поколения выпало, что всё надо было делать своими руками. Меня не миновала сия чаша - вот и рассказ о том, как руки буквально претворяли в жизнь визуализированную мечту:

  -“Гитару, что начал делать где-то полгода назад, я всё-таки закончил. На это ушло много дней и бессонных ночей. Она стала полу-акустикой красного цвета с чёрной накладкой и никелированными коробочками самопальных звукоснимателей. В духе рокенрольного героя Джони Томаля из недавно прошедшего в кинотеатрах польского мюзикла "Самозванец с гитарой".
http://sovdub.ru/406-samozvanec-s-gitaroy-1966.html

Этот шедевр соцреализма, хоть косвенно погружал нас в атмосферу западной реальности, которую мы чувствовали печёнкой. И гитары там были чешские и польские, но крутые)))
“Произведенное своими руками  не очень мне нравилось. Было что-то бутафорское в самопале и играть было не совсем удобно. Гитарка  приглянулась одному из  приятелей Ване Харитонову и он предложил обменять результат моих трудов на несколько фирменных динамиков. Я согласился и участь её была решена. Сегодня я дорого отдал бы за то, чтобы иметь хотя-бы фотографию”
MUSIMA ETERNA DE LUXE - 1976 Riga Latvia

Дальше в коллекции уже появилась Этерна Де Люкс, доставшаяся мне по дешёвке. Социалистические гитары сыпались со всех сторон. Элгиту я  тоже переделал, подпилив рога и изменив форму головки грифа - так уж хотелось в руках иметь Стратокастер.  Но долго в иллюзиях находиться вредно. Мой друг и партнёр Сергей Соколов сообщил, что пора подумать о настоящем фирменном инструменте. Где же его взять? И где взять денег на его покупку?
  Слева от меня (самый крайний) Сергей Соколов - легендарный басист рижской группы Apples в 70х, самой первой исполнявшей первую пластинку Led Zeppelin и легендарные хиты Deep Purple. Не ошибусь если сравню его с Jack Bruce of Riga - единственно он не пел. Посередине между нами не менее легендарный рокер - Феликс - создавший первую компанию в Риге по изготовлению фирменной аппаратуры - лейбл Fenlex. Очень многие купцы со всего Союза приезжали покупать усилители и колонки этой фирмы. Феликс делал тумбы, Пивнюк усилители на EL34 и 32 динамики. 

Сергей, Феликс и Белинов - 1976 Riga Latvia

 “ ... На ноге аппарат Калнберза, спицами проткнувший кость, а под ногой оригинальный вау - Cry Baby - Это снято в 1976 году на заднем дворе дома Феликса. Во время фотосессии мы исполняли музыку. Кто были ребята на балконе, я не знаю, но им было весело...

Sergei & me, playing on EKO COBRA Special - 1976 Riga Latvia
  Когда я вижу в каких условиях мастера создают свою атмосферу я понимаю сколько пропущенных лет было у меня только потому - что,

    чтобы купить хорошую гитару надо было куда-то девать двадцать плохих, не говоря о других приборах уже...

EKO COBRA Special  LTD - 1976 Riga Latvia
 У меня в руках моя первая фирменная гитара фирмы ЕKO ( это сборная итальянская форма с американскими аксессуарами - Rowe de Armоnd - звучки и колки Grover)
Сергей обещал поговорить с Феликсом о продаже гитары Эко. Когда он озвучил сумму в 1500 руб., она показалась мне нереальной. На скидку Феликс не подписывался ни в какую. Не смотря на то, что модель итальянская, на ней стояли лучшие колки и дорогие американские звучки. Когда я взял её в руки, я понял на сколько мои немецкие и чешские дрова не дотягивали до уровня - она была лёгкая, но очень удобная и звучала, как Фендер Джими для моих ушей. Мечта была рядом, но денег не было. “Продавай все гитары и наберёшь, - безаппеляционно заявил Сергей. Мне не верилось, но он оказался прав. И день настал, спустя 7 лет с тех пор, как взял в руки гитару.

https://www.pinterest.com.au/pin/122863896054333267/  unique guitars
https://www.pinterest.com/pin/187251296977260344/ gibson vintage
Старый Гибсон Серёга обнаружил у какого-то айзсарга. Ему привезли её из Америки ещё до войны. Она была с трещинами и обшарпанная. Мы начали её реставрировать. Но оставить её я себе не мог, надо было продать её, потому что я мечтал о белом Стратокастере. В то время я много играл Джими Хендрикса, да и у меня получалось))
Gibson L5 1935

GIBSON L12 1924 - 1976 Riga Latvia
Был в Риге гитарист, Витя Щинов - он играл в ночнике “Юрас Перле”. А в ресторане в то время надо было играть самые последние западные хиты. Он славился тем, что снимал в “копейку”. До призвуков, до тончайших нюансов Витя слизывал “Отель Калифорния” , свежего Джефа Бэка - пожалуйста. Витя звонит и говорит, - Привезли две гитары - Белый Стратокастер и Лес Пол Санбёрст - Стратокастер беру себе, хочешь Лес Пол? - я понимал, что денег у меня всё равно нет и занять не у кого, - За сколько - спрашиваю - 5000 руб - это в то время цена машины! Вези! Я знал, что не возьму, но прицениться хоть ...
LES PAUL CUSTOM - 1976 Riga Latvia
Я прирабатывал в профтехучилище. Вёл музыкальную группу и у меня был свой кабинет с аппаратурой. Вошёл Щинов с чёрным именным Гибсоновским чехлом. Открыл - и оттуда как-будто брызнул солнечный свет, отражённый от хамбакеров покрытых тонким слоем позолоты, от голубых перламутровых облаков, смотрящих из окошек на эбеновой накладке чёрной лестницы грифа. Лады уходили, как небесно-серебристые ступени, в перспективу бруснично-красного с переходом в ярко-жёлтое лакированное покрытие овального корпуса, изогнутого в скрипично-выпуклое полированное тело. Струны блестели обнажённой душой самого Лес Пола, придумавшего это чудо XX века - электрическую звучащую доску! Она была из одного куска и тяжёлая. Включив, он начал витиевато музицировать звуками недавно записанного инструментального диска самого Джефа Бэка. Он завораживал точностью повторённых, как в записи изощрённых мелодических крючков, на которые нанизывался  и вспахивался искушённый  слух квалифицированного уха. Я завороженно слушал, не прерывая, пока он не сыграл всё соло от начала до конца -

    даже паузы и присвист струнных вздохов был схвачен скрупулёзным кабацким виртуозом. Для кого он старался? - подумал я.


GIBSON LES PAUL CUSTOM 1973
Эту гитару потом купили, но не я ... А мне мечталось о Фендере, но я уже понимал, что таких нюансов как на Гибсоне не видывать и не слыхивать. Миниатюрная итальянская Эко не имела таких характерных признаков, хотя полностью меня устраивала по звуку и удобствам исполнения. Но массивный тон Гибсона пленил окончательно и достигался он только спецификой акустики формы и материалов.  На оригинал я никак не тянул по цене, а для того, чтобы брать лицензию нужно было найти покупателя на итальянку. Я объявил и покупатель нашёлся. Им оказался Боря Тарасов - гитарист Эолики из филармонического состава, организованного когда-то латышским композитором Александром Кублинским и с успехом исполнявшего его хит  - Ноктюрн ( Ночью в узких улочках Риги ...)

Боря торопил с гитарой и я продал её, не имея альтернативы. На примете было несколько лицензий с ценами в районе 2000 руб. Оригинальные гитары в городе можно было сосчитать по пальцам рук. Гитары иногда продавали заезжие югославы, но они спекулировали и цены были запредельные. И тут мне подвернулся SG GIBSON, копия японской фирма ARIA - лицензии чем-то отличались от оригиналов, но вблизи нельзя было конкретизировать в чём же разница, а сравнить возможности не было. Мне она понравилась и я взял, доплатив всего 100 руб, после продажи ЭКО - итого 1600.


Hagstrom Bass Concord 1 - 1978 Riga Latvia
Чуть не забыл, что после смерти моего друга гениального басиста Виктора Лешкевича, я стал заниматься на басу и приобрёл недорого (1300 руб) бас шведской фирмы Хагстрём. Несколько важных концертов было сыграно мною,  как басистом и даже сохранился странный ролик из Аллегро, снятый кем-то из активистов Рижского Джаз Клуба


Copy of SG GIBSON - ARIA - 1978 Riga Latvia
Я себя убеждал, что она как настоящая. Для пущей важности мастерА сменили мне накладку на головке грифа, вставив перламутровую инкрустацию GIBSON. Целыми днями играл, вслушивался и подстраивал звукосниматели, добиваясь тотального сходства на слух. Наконец и сам поверил - ничем не хуже.

    Перфекционизм - это хроническое заболевание и от него практически не спастись.

Сыграл несколько знаковых концертов и межреспубликанских фестивалей. Кое-что из записей сохранилось в архиве. Тем не менее, Сергей сообщил, что на горизонте, где то в Литве появилась возможность взять оригинальный Фендер, но не Стратокастер, а Ягуар.
Copy of GIBSON SG - ARIA - 1979 Allegro, Riga Latvia
Я нашёл покупателя на, взлелеянный мной, псевдо-Гибсон и продал его с новым чехлом, и дороже - 2000 руб. После меня гитары раскупались уверенно - они были прекрасно отстроены и приручены, да и я умел подчеркнуть достоинства инструмента.

    Надо учитывать и то, что профессиональная инструментология в стране отсутствовала и не редки были обманы и подделки.

 А поскольку Серёга был мой личный друг и персональный дилер, в нём я не сомневался. Однажды утром он появился на косой дорожке, ведущей к моей восьмиподъездной пятиэтажке, с увесистым прямоугольным  Фендеровским чехлом. Когда мы открыли его,  там в бархате возлежал JAGUAR 1969 из отборного клёна, собранный до того, как сгорели знаменитые Фендеровские склады и ФендерА стали клепать неизвестно из чего.
FENDER JAGUAR 1969 - 1980 Riga Latvia
Сергей твердил , что мне несказанно повезло за 2100 руб взять натуральный vintage Fender Jaguar 1969 и, с чехлом в придачу. Пришлось смириться с тем, что это не Стратокастер, и опять забывать прелести жирных тонов Гибсона, меняя их на активные и агрессивные звуки Фендера, обладающие многоступенчатыми обертональными возможностями.
FENDER JAGUAR 1969 - 1980 Riga Latvia

    У каждого современного музыканта есть инструмент на всю жизнь.

Не будем перечислять - лицезреем, на сегодня, большое количество именных моделей. Говорит музыкант  звуком того инструмента, качества которого помогли раскрыться и расцвести его таланту. Как ни стремился я к белому Стратокастеру,  вывод был очевиден - не мой это инструмент. Как ни склоняли меня друзья к исполнению музыки Хендрикса, я решил однажды, что второго Хендрикса не бывает, а быть копией - это самопосвятиться ЕМУ и не претендовать на большее. Создать стиль, создать технологию - так видит гений и не редко, обрекает себя на беззвестность и отсутствие признания. Поступила новость, что в городе случился натуральный GIBSON SG STANDARD и он продаётся! Владельцем оказался цыган - свадебный музыкант. А цыган без лошади, как без крыльев птица ( поётся в песне). Валерий Копыленко недавно приехал в Ригу из долгосрочных гастролей и привёз тёмно-вишнёвую красавицу.
GIBSON SG LTD1975 Deep Cherry - 1980 Riga Latvia
 А когда клич бросается в сравнительно небольшом городе, ты понимаешь - время пошло и не санкционированный аукцыон заработал. Договорившись на встречу, поехал в гости  к цыгану. Конечно он меня знал - я занимал одну из ведущих позиций в местном рейтинге и доказывал свою состоятельность неоднократно.  Он жил на отшибе за Двиной, почти в посёлке, в одноэтажном доме. В просторной комнате, в углу, мне бросился в глаза видавший виды чёрный, фирменный чемодан в форме гитары. Цыган меня сканировал, я это печёнкой чувствовал и он, будучи природным психологом, всё про меня понял и, завёл странные речи, что де, ещё не решил - продавать или нет, типа не зная, что взамен брать. Знакомая басня - Цыган и Лошадь.  Я внутренне уже закипал, а он именно этого и добивался! Он готовил меня к встрече с Ней и знал когда открыть “занавес”.

     Если ты всю жизнь торгуешь, ты знаешь как распалять желание купца.

А именно в роли “купца” сейчас я и находился. Наконец он открыл “сокровищницу” и достал вишнёвую виновницу - она имела потасканный вид и была несчастна в его руках, но самое ужасное, что вдоль грифа, там где он вклеивался в корпус, с обеих сторон, соединяясь с краем чёрной коробочки вокруг звукоснимателя, пролегли две глубокие трещины и они были “живыми”, то есть зазор люфта был заметен невооружённым глазом. Любой на моём месте тут-же засобирался бы домой и элементарно сбил  психическую атаку лютого “карабаса-барабаса”. Очевидно было его решение продать гитару, потому-что она серьёзно болела! Руки, не слушаясь разума потянулись, дабы прикоснуться к ней и услышать её голос. Я увидел, что она “родная”, значит  есть и ДУША, и ТАЛАНТ! Дальнейшее описывать бессмысленно, потому-что я потерял голову, заявив, что покупаю гитару за цену, назначенную предварительно, во время запущенного слуха о продаже (3500 руб). Ответом был отказ. Распаляясь, я продолжал, что могу доплатить микрофоном SHURE, ревербератором “Echolana” и т.д. Торг дошёл до абсурда и,  даже на озвученную сумму в 5500 руб, прозвучало “нет”. Оказавшись в яме, которую сам себе вырыл,  я резко оборвал смотрины и  заявил, что с трещиной он не продаст её даже за три тысячи. Тёзка дал вялого, видимо решив, что такая “лошадь” нужна самому. Я, внутренне, был вне себя от бессилия что либо изменить. Мгновенно в уме созрела идея новой стратегии для покупки. Потребовалась всего лишь неделя, чтобы он продал мне её за 3000 руб, но через подставное лицо, специально подготовленное мной. Это был анекдот и я вам сейчас его расскажу!
GIBSON SG STANDARD DEEP CHERRY 1975 Limited Edition
Когда я оценил, почему цыгана распёрло от жадности, что гитара достанется именно мне и что он, как продавец, чрезмерно увлёкся нагнетением страстей, до меня дошло, что на моё место нужен человек, которому всё равно и он обязан быть внутренне спокоен. После ухода, Копыленко испугался, что я растрезвоню о том, что гитара в аварийном состоянии. Позвонив своему другу и описав ситуацию, я попросил его сыграть роль другого купца. Мы подключили микрофон к телефону и записали его разговор с цыганом о покупке. Проанализировав тщательно диалог, я убедился, что жертва клюнула на живца. Назначили встречу с новым покупателем. Дальше необходимо было выждать, чтобы цыгана замучили сомнения.  Я позвонил и сказал, что раздумал покупать гитару. Друг, вообще не умея играть на гитаре, засомневался, что его уличат  в несостоятельности. Я за неделю разучил с ним соло из песни “Carol” группы Smokie. Естественно, в день покупки я вместе с ним доехал до пустыря возле цыганского дома и вручил ему сумму в 3500, на крайняк. Радости моей не было предела, когда спустя буквально 20 минут я увидел своего друга, шагающего с чехлом в руке. Резюме наступило, когда спустя месяц, Копыленко случайно оказался в Юрмале и зашёл в ресторан, где я репетировал с Лаймой Вайкуле.

Я и Лайма Вайкуле - у ресторана Юрмала 1980 Jurmala
Увидев у меня в руках проданную гитару он оторопел - я краем глаза отследил ситуацию. Мой друг был тут же за пультом - он всё понял. Подойдя ко мне цыган с укоризной процедил, - “Белинов, ты еврей?” Я сотворил недоуменное лицо и, кивнув на друга,  сказал, - “Он  перепродал ...” Кому перепродал? Что перепродал? А ведь я готов был за НЕЁ заплатить 5500 рублей))
Жлобство было наказано ...


GIBSON SG STANDARD 1975 Ltd - 1985 Tallinn Estonia
Gibson ES330 - это была последняя гитара купленная мной в период Popolznowenje и перед первым отъездом в США и, практически проданная через полгода моему ученику Антону Анишину непосредственно перед вылетом в Нью Йорк 3 дек 1988 г.

    Дальше - больше: начинается следующий период гитар Белинова, о чём пойдёт новый рассказ))

Линк ведёт к рассказу о последующем периоде и называется - 10 Гитар ЛедЗеБелинова
GIBSON ES 330 - 1987 Riga Latvia


Рецензии