История одного алкоголика

 
Вообще-то этого человека зовут Алексеем. Но в конце 90-х к нему намертво приклеилось прозвище Мцырь – по аналогии с Мцыри, о чьем трагическом побеге из монастыря рассказал Лермонтов в знаменитой поэме.

В конце 90-х Алексею было лет 35. Жизнь его протекала вполне   благополучно: отслужил в армии, начал работать на крупном химическом производстве, заочно окончил институт - карьера пошла в гору, женился, родилась дочь - был счастлив. Квартира, машина, дача - все как у всех, а в трудные 90-е лучше, чем у многих. А потом предприятие закрылось, и Алексей оказался без работы. Тоже обычная история. Алексей запил. Опять же ничего удивительного.

Пил он долго и страшно, несколько месяцев. Так пьют люди, чувствующие себя несправедливо обиженными судьбой. И свою горькую обиду они топят в водке. Пьянка Алексея была самая безобразная: с притонами, с драками, со скандалами, с бесконечными приводами в милицию, с попаданием в существующий еще вытрезвитель - там он стал постоянным клиентом. Ни скандалы жены, ни слезы матери, ни уговоры отца - ничто не помогало.

 А потом на его глазах умер случайный собутыльник: выпил водки - и упал. Нет, после этого Алексей не бросил пить, он просто стал делать это по-другому: утром ходил за водкой, потом ложился на диван, отворачивался к стене и ...молчал. Родным было страшно…

Алексей исчез. Ушел без вещей, без денег, без документов. Родные написали заявление в милицию. Искали его или нет - неизвестно. А через полгода пришло письмо: Алексей сообщал, что живет в монастыре, просил прощения и просил его не навещать, не тревожить. Вот тут-то отец Алексея и бросил в сердцах: «Мцырь несчастный!»
 
Мцырь вернулся в мирскую жизнь года через три. Он был как будто прежним Алексеем. Только, казалось, нашедшим Бога. Во всяком случае, от него веяло умиротворением и гармонией. Человеком он был энергичным, умным, у него были золотые руки. И в миру он быстро пошел в гору: стал заниматься ремонтом квартир и строительством дач. Наладилось все и в семье. Пять спокойных счастливых лет пронеслись быстро. Мцыри стал «задумываться» и ...ушел в запой.

«И повторилось все как встарь»: скандалы, драки со случайными собутыльниками. Кончился запой на этот раз уголовным делом. Какая уж «гениальная» мысль посетила пьяную голову Мцыря - не мог вспомнить потом и он сам. Но только взял он зажигалку-пистолет, вышел ясным декабрьским днем на людную автобусную остановку в центре города, направил «пистолет» на женщину и потребовал отдать ему шапку. Онемевшая от испуга дама послушно стянула с головы дешевую вязаную шапочку и протянула Мцырю на глазах изумленной публики. Он, взяв добычу, спокойно направился к дому. Но за сценой с неменьшим изумлением из стоявшей неподалеку патрульной машины наблюдали милиционеры...

Мцырь получил условный срок. Потерпевшая на суде сказала: «Да ну его, дурака, у самой дома такой...» Мцырь после этой истории вновь исчез. Много лет о нем не было слышно…

Я встретила Мцыря весной в дачном поселке, он строил дом дочери. Мы разговорились. Он рассказал, что не пьет со времен истории с шапкой, живет при монастыре в Белоруссии, плотничает, молится. Мцырь отлично выглядит: моложавый, подтянутый (а ведь ему около шестидесяти), но глаза печальные и задумчивые. Я спросила, чего он искал всю жизнь? Он сказал: "Хотел понять, зачем все это..." И замолчал…


Рецензии