Классовая теория. или-чем я хуже маркса?

В среде левых, часто стихийно возникают левые же дискуссии о роли пролетариата в современном обществе. Где он у нас, в каком месте, есть ли вообще и если есть, то кого к нему можно относить? и т.д., и т.п.

Такими вопросами я обычно не задаюсь, ибо являюсь "сатрапом, центристом и ренегатом", иными словами - просто рылом не вышел для обсуждения столь высокой теории. Однако, если вполне себе рукопожатные в левой тусовке "специалисты" по марксизму (многие из которых, правда, ничего, кроме «Муму» Тургенева, не читали) их периодически обсуждают, то почему мне то нельзя? Почему мне нельзя, также как и они, пустопорожне, но с умнО выпученными глазами, прогнать околонаучный порожняк? Такими вот вопросами я задался и решился...

Читая, время от времени, все эти споры в комментариях, я понял, что многим просто-таки спать не дает вопрос: не устарела ли на сегодня классическая классовая теория и не пора ли создать вместо неё новую?

Безусловно, устарела. Но нужно не создавать уже совсем нечто новое, а для начала просто рассмотреть возможность применения старой теории к новым реалиям, пусть даже и в одной, отдельно взятой части.

Но поскольку и "ортодоксы", и "сектанты" откровенно боятся такое делать, дабы не быть обвинёнными в ревизионизме (как будто в этом есть что-то плохое)), то, видать - придётся мне напрячься. Ведь вашему покорному слуге терять нечего, ибо и те, и другие - всё равно будут считать меня отступником, хоть я никогда и не говорил, что являюсь коммунистом...

Поехали, короче:

1. В политэкономии введению отдельного научного термина поспособствовал Давид Рикардо, начинающий свой главный труд с определения того, что в обществе насчитываются три больших класса (землевладельцы, капиталисты, рабочие), которые делят общественное богатство посредством различных источников дохода (земельная рента, прибыль и зарплата соответственно).

2. Домарксистский исследователь и историк Гизо в работе «Правительство Франции со времён Реставрации и нынешнее министерство» (1820 год) говорил об истории Франции как об истории двух народов. Один народ – победитель – дворянство (норманнские завоеватели); и другой – побеждённые – третье сословие (собственно, франки, бретонцы, гасконцы, фламандцы и так далее).

То есть, зачастую, классы – это ещё и угнетение по национальному признаку. Так было, например, в Британии,где угнетёнными были валлийцы, саксы и ирландцы, не говоря уже о колониях (ну как тут не вспомнить тов. г-на Тетекина - видного "теоретика" от КПРФ, с его постоянным желанием, на одной из дискуссий, сослаться на опыт борьбы с апартеид в ЮАР))).

3. Сам Карл Маркс в письме Иосифу Вейденмейеру (фух, еле переписал, с третьей попытки, фамилию)) от 5 марта 1852 года писал:

«Мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов».

4. Опять же, сами классы в различных формациях тоже были разными:

— в рабовладельческой это были рабовладельцы (граждане) и рабы;

— в феодальной – феодалы и крепостные крестьяне (при этом также были и свободные горожане, о которых также нельзя забывать);

— в капиталистической – капиталисты и наёмные рабочие, или, более ортодоксально, «буржуазия и пролетариат». Опять же, также не без наличия групп, которые не входят в эти две категории – интеллигенции ("прослойка"), крестьян, чинуш и т.д.

Я думаю, что до сих пор - это всё общеизвестные факты, которые не вызовут ни у кого особых возражений. Правда?

Ну а вот теперь, в мозги просвещенных читателей, будет постепенно внедряться «ересь»:

5. Классовая система подразумевает чёткое разделение общества на достаточно закрытые группы и невозможность (или крайнюю сложность) перехода из одной такой группы в другую.

В частности, человек не сможет стать членом правящей элиты или крутым предпринимателем, если его родители не принадлежали к «тому же кругу». А брак между представителями различных классов считается мезальянсом. И здесь, в современной России, все вполне совпадает с данной теорией. "Капиталисты" живут в отдельных элитных районах и поселках, ездят на определенных авто и крайне не охотно скрещиваются с "плебеями".

В начале двадцатого века, в Российской империи, безусловно и бесспорно, было такое-же классовое общество. Но революция его разрушила. И в СССР Главой государства мог стать, пусть и не без определенных натяжек - даже крестьянин (иногда думается, глядя на Горбачёва и местами Хрущева, что лучше б и не мог).

В СССР начал формироваться новый правящий класс – наследная номенклатура, но до конца закрепиться в таком статусе при Советах он не успел – случился выкидыш 1991 года. Однако, "недоношенный" класс никуда и не исчез, а сросшись с "цеховиками", и прочими "джентльменами удачи" трансформировался в основу нынешней российской элиты.

Сегодня осколки классического советского класса номенклатуры – Пономарёв, Удальцов, Сёмин и ряд других – открыто тоскуют об утраченных возможностях, а их более удачливые сородичи - во всю себе правят. Итак, определились мы, вроде, с "буржуинами". А вот с пролетариями, все получается гораздо сложнее...

Мой более молодой знакомый, к своим 45-ти, успел поишачить чекистом, чернорабочим (не на "зоне")), мелким коммерсом, помощником областного депутата, наемным таксистом, потом "самозанятым". Да, он никогда не станет олигархом, сенатором и Премьер-министром, но к какому классу его отнести?

А другой мой дальний родственник, являясь в свои сорок два года, казалось бы, бесспорным представителем пролетариата - Кузбасским шахтером, при первой возможности, из шахты сваливает куда угодно, лишь бы на землю. Как правило, он становится, на время пока не разорится - все тем же мелким предпринимателем. Разоряется - и снова "ныряет" в шахту. И поверьте, что так делает не он один и не из-за своего "нравственного убожества" (кто из теоретиков попробует кого так заклеймить - пусть хоть раз в жизни попробует "нырнуть" с мужиками в забой), а потому, что у этих людей напрочь уже отсутствует пресловутое "классовое сознание" и они легко "путешествуют" по весям и "прослойкам". Так может "переход к уничтожению всяких классов", пусть не совсем по Марксу и лишь в одной своей составляющей, но состоялся? Во где поле для бесконечных теоретических изысканий! Идею гурВЕНЕКАМ дарю бесплатно)), мне ее развивать некогда, мне работать надо...

Так какие выводы делаю я, господа-товарищи, по результатам своего воистину эпохального исследования? А вот какие:

1. В настоящее время, в России, классическая классовая теория работает только в отношении правящего класса.
2. Хрестоматийный пролетариат, на сегодня - практически не существует и вряд-ли подлежит какому-либо "автоматическому" возрождению, путем простой смены общественной формации.
3. Нынешним творцам и гуру "левой идеи", следует со всем этим не просто считаться, а рожать все свои "около-марксистские нетленки" исходя из реалий, а не пожеланий и догм...


Рецензии
Иногда просят объяснить простыми словами главное различие между капиталистическим строением общества и коммунистическим или социалистическим, ибо социализм это просто начальная форма коммунистического общества и Маркс с Энгельсом почти не разделяли эти понятия.

Но разве можно без знания законов диалектической логики и политэкономии что-то объяснить, или что-то понять из всего многообразия знаний по этой теме?

Ведь многие ещё не знают, что при любом эксплуататорском строе, (рабовладельческом, феодально-крепостническом или при капиталистическом), законодательная власть в государстве принадлежит власть и богатство имущим.

И что в коммунистическом обществе такая власть должна принадлежать абсолютному большинству трудящегося и дееспособного населения страны. А исполнительная и правозащитная власть должна быть у государственных структур общества для исполнения законодательной воли хорошо организованного для защиты своих интересов трудящегося народа!

Ещё одно существенное отличие социал-коммунистического строя, это принцип или система взаимосвязи общественно необходимого труда и распределения производимых в обществе средств для жизни и развития населения страны.

Сущность этого принципа или системы заключается в узаконенной для всех трудящихся двойственности равенства рабочего времени, что должно определять и относительно равное ДЛЯ ВСЕХ количество честно и справедливо нормированного общественно необходимого труда, и относительно равные нормы базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды независимо от собственности средств производства и природных ресурсов!

При этом благоустройство жилья, качество приготовления и условий потребления блюд питания и изготовления одежды каждый может сам формировать для себя и для своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны.

Без этого зажравшееся большинство при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества может считать более бедных просто лентяями, хотя они часто трудятся не меньше и не хуже других. Но именно для этого в обществе о должен быть жёсткий, но справедливый контроль за мерой труда и мерой потребления!

А если ещё проще, то необходимо постепенно сменить монополию капитала на монополию закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда, а не только получать зарплату пропорционально труду! А чтобы люди такой закон соблюдали, то необходимы и службы обеспечения законности, а значит должно быть и ГОСУДАРСТВО! Только не буржуазно-капиталистическое, а народно-социалистическое! Чтобы у власти были сторонники не капиталистического развития в никуда, а сторонники социалистического развития - к обществу гуманизма, равноправия и социальной справедливости!

Дети в таком государстве должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они хорошо учились и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

А коммунизм наступит только тогда, когда с развитием экономики и людей общества у каждого с правом на общественно необходимый труд будет право на пользование и всеми необходимыми средствами коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! И тоже по нормам достойным общественно необходимого труда человека! Ибо ресурсы ЗЕМЛИ не безграничны и пользоваться ими необходимо разумно и мудро!

А на рынке только конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают общественные или стандартные, которые должны быть у каждого добросовестного и законопослушного гражданина страны в простой и доступной всем форме! А также всё то, что не входит в ассортимент необходимого и гарантированного ЗАКОНОМ для социального благополучия общества!!! Ваше право, иметь это всё или не иметь, но вам всё это должно быть доступно по закону как трудолюбивому, добросовестному и законопослушному гражданину общества!

А интеллектизм, как третья и последняя фаза коммунистического общества, наступит тогда, когда у всех будут нормальные условия для своего интеллектуально-духовного развития. Ведь интеллигентность это не столько обладание интеллектуальным богатством, сколько стремление нести это богатство людям! А если каждый будет направлять это полученное богатство лишь на личное потребление, то чем он лучше рабовладельца, феодала или капиталиста?

Практически так живут люди в кибуцах Израиля, граждане таких стран, как Норвегия, Дания, Финляндия, Канада, Сингапур, Швейцария и другие, но по своим национальным традициям, по богатству природных ресурсов, по развитию экономики, поэтому и нормы социальных гарантий везде будут разными.

Теоретически это возможно и в России. Теоретически. Но реально сегодняшние граждане России не готовы даже к объединению сторонников такого образа жизни. Если они, конечно, есть…

Или вы знаете социально развитую страну, где у власти нет избранной народом правящей партии с социально прогрессивной программой развития своей страны?

А сказочку про коммунизм, где каждый будет трудиться на благо народа по способностям, а иметь от народа необходимое для жизни по потребностям независимо от участия в труде на благо народа, ЗАБУДЬТЕ, это для ДЕБИЛОВ! Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов!

Маркс такую хрень мог писать только по молодости, когда ещё не выработал саму сущность коммунистического общества, чтобы привлечь внимание к коммунистической идее.

Но когда Маркс и Энгельс поняли, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, ни у мудрых, ни у глупых, а ресурсы земли ограничены, больше они такую глупость НИКОГДА не писали. Ведь им не было и тридцати, когда писали Манифест...

А вы вспомните себя в этом возрасте, шибко умными были? Даже христианская религия в своём учении о Христе утверждает, что он своё учение о свободе и справедливости в загробном мире, за благочестие в этом, создал в 33 года! А сколько раз это учение потом исправляли и переделывали каждый гад на свой лад и сделали орудием для угнетения людей труда?

Как говорил Ф. Энгельс, принцип социальной справедливости заключается в том, что ни у кого не должно быть никаких преимуществ и привилегий перед другими людьми общества, кроме как по справедливости, то есть по труду на благо этого общества! А равенство прав каждого должно быть только перед справедливостью закона, ибо без справедливых законов не может быть и справедливых социальных прав, а если закон несправедлив, то бороться за становление справедливых законов и добиваться их исполнения, ибо прав без законов не бывает! И пусть побеждает мудрость добра и справедливости, ибо ум без добра это подлая хитрость…

А про отмену частной собственности на капитал в виде средств производства, при превращении этого капитала в общественную или государственную собственность, Маркс однозначно писал даже в Манифесте, что это не делает производимые средства для жизни достоянием каждого по количеству и квалификации затраченного труда!

При превращении такого капитала в общественную собственность без упразднения товарного производства меняется только характер собственности средств производства, а способ распределения сохраняется прежний, через рынок! А говорить о равноправии и социально справедливости для всех при рынке средств для жизни всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве!

Поэтому обобществлять нужно не средства производства, а производимые в обществе трудящимся народом средства для жизни при распределении их относительно равномерно по количеству труда от равенства рабочего времени, а качество их каждый может формировать себе по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны!

И никто, кроме Маркса, не догадался как это можно сделать без полной ликвидации рыночной экономики, ибо он первый предложил применить двойственность равенства рабочего времени как относительно равное количество труда и относительно равные гарантированные нормы базовых средств для жизни от общего количества ежедневно производимых и необходимых каждому базовых средств для жизни!

А деньги при распределении средств для жизни при монополии рынка всегда определяли и всегда будут определять частный характер присвоения средств для жизни без всякой меры теми, у кого достаточно денег для такого присвоения в ущерб тем, у кого зарплаты на необходимое не хватает, а трудились на благо общества не меньше. Причём независимо от того, кому принадлежать средства производства.

Аникеев Александр Борисович   13.12.2021 00:03     Заявить о нарушении
Именно поэтому говорить о равноправии и социальной справедливости для всех при монополии рынка, без монополии социально справедливых законов, всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве! А значит рынок можно сохранить лишь на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества!

Так что без социальных предложений Маркса, без объединения трудящихся и без партийного парламентаризма социально развитые страны не смогли бы социально развиваться и те, кто это не понимает, означает только их слабоумие…

Не зря же на Западе до сих пор Марксу памятники ставят...

Многие приводят цитаты из "Манифеста Коммунистической партии":

"…коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности!"

Но здесь Маркс имел в виду ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ на производимые трудящимися средства для жизни!

А не обязательно средства производства, на которых они производятся!

И ещё: - "…Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя."

А применение власти для обеспечения законности - это всегда НАСИЛИЕ! Но это совсем не значит уничтожение противников новой законности, если они не применяют оружие и действуют демократическим путём!

"Пусть господствующий класс содрогается перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ"!

Коммунистическая революция это совсем не обязательно кровавое восстание и гражданская война! Это только революционная смена монополии капитала на монополию закона о социальных гарантиях по труду!

И именно для этого должна быть власть ВСЕХ ЧЕСТНЫХ ТРУДЯЩИХСЯ!

А не только пролетариата, то есть самой угнетённой, самой безграмотной и самой малообеспеченной части трудящихся масс. Ибо есть ещё рабочая интеллигенция и рабочая аристократия, относительно богатая и образованная часть трудящихся масс.

Да и среди творческой и технической интеллигенции, среди разных служащих тоже есть много сторонников гуманизма, равноправия и социальной справедливости!

Многие видят у Маркса только то, что хотят видеть и не видят главного, ради чего появилась необходимость в коммунистической идеологии и в коммунистической революции!
«Кто не обладает мужеством рискнуть жизнью, или хотя бы объединится с такими же угнетёнными рабством для достижения своей свободы, тот заслуживает быть рабом», - написал некогда ярчайший представитель немецкой классической философии, великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Честно трудящиеся люди предпочитают жить в обществе, где люди в РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ в основном заняты в области производства и ремонта жилья и одежды, дорог и транспорта, разных полезных и необходимых людям продуктов питания, были заняты изготовлением средств связи и информации, учили наших людей уму-разуму, лечили от болезней, производили средства для защиты от посягательств кого-либо на интересы народа страны жить по своим законам!

А после честно и добросовестно выполненного общественно-необходимого труда или службы пусть каждый занимается творчеством, воспитанием своих детей, встречаются с друзьями и любимыми...

Только пусть не мешают другим людям жить достойно своего общественно необходимого труда!!!

А значить для этого должны быть ещё и службы обеспечения законности и защиты населения в обществе, где тоже должны служить честные и добросовестные люди!

И среди всех этих честно и добросовестно трудящихся граждан общества могут быть талантливые изобретатели, художники, поэты, композиторы, писатели, артисты и прочие талантливые люди, которых ОБЩЕСТВО может освободить от их обязанностей в сфере производства или оказания услуг населению и предложить поработать на ниве ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА БЕЗ ПОТЕРИ ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ!

И даже с некоторыми ЗАКОННЫМИ социальными льготами без ущемления социально-экономических интересов других граждан страны!

Вы, наверное, забыли, что подобное практиковалось при советской власти, только С ГАРАНТИРОВАННЫМ ПРАВОМ НА ТРУД У ЛЮДЕЙ НЕ БЫЛО ЗАКОННЫХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ ГАРАНТИЙ ПО ТРУДУ!

Поэтому в девяностые народ и не поддержал тех «коммунистов», которые были у власти, ибо власть и богатство имущие планировали экономику не для удовлетворения насущных потребностей трудящегося населения, а для удовлетворения своих потребностей за счёт трудящегося народа…

Что такое экономика -

http://proza.ru/2017/05/20/301

Иногда спрашивают, а чем же будет заниматься революционно настроенное население в будущем, в эпоху, когда революционные преобразования капиталистического общества в коммунистическое будут завершены? Так ведь беспокойные умы – это революционные умы и поэтому революционные изменения в обществе вечны и в этом тоже есть определённые потребности людей общества! Социальные революции заканчиваются вместе с человечеством, а человечество ждут революционные преобразования и в других областях деятельности людей.

Ведь совершенствованию нет предела, это вам скажет любой грамотный инженер и социолог, физик и химик, биолог и селекционер! Ведь ликвидация классов и системы эксплуатации рождает новые противоречия в обществе и тогда начинается в ещё больших масштабах эпоха революционных преобразований общества и окружающей среды человека.

Сначала идея борьбы классов сменится на идею борьбы разумной сущности человека с его животной сущностью. Потом будет идея борьбы естественного интеллекта человека с его искусственным аналогом, затем возникнет идея борьбы интеллекта землян с внеземным интеллектом…

Ведь во всех областях знаний происходит вечная революция, которую нужно осуществлять и делать это должны существа РАЗУМНЫЕ! Для улучшения своей жизни и окружающей среды, а в России человека пока больше гадит, чем улучшает! Жизнь без прогрессивных идей не стоит ничего и нет большего счастья, чем бороться за их воплощение при революционных изменениях в разных областях знаний! -

http://proza.ru/2017/09/20/855

http://proza.ru/2012/11/02/632

Аникеев Александр Борисович   13.12.2021 00:03   Заявить о нарушении
Спасибо за развернутый и интересный комментарий, со знанием дела...

Подобедов   13.12.2021 11:35   Заявить о нарушении