Рекорды скорости на автомобиле

Всем любителям быстрой езды на автомобиле известен термин «положить стрелку». Так говорят, когда стрелка спидометра уходит дальше вправо за указатель самой большой скорости на спидометре, и больше не двигается.  Я не знаю, сколько это на европейских автомобилях,  а вот на японских,  где скорость ограничивается 180 км/час компьютером,  это чуть выше этой цифры. Примерно максимальная скорость, которую я достиг на своем 2,5 литровом автомобиле «Тойота Марк-2» была около 200 км/час. Почему так получилось? Потому что на моем автомобиле были установлены шины размерностью больше, чем стандартные. Они увеличивают скорость примерно на 10% от той, что показывает спидометр.  Это однажды меня подвело. 

У меня на автомобиле стоял японский так называемый антирадар, т.е. прибор, улавливающий излучение радара гаишников.  Услышав, что он запищал, я сбавил скорость до разрешенной  на загородном шоссе - 90 км/час.  Но гаишники остановили и показали скорость на своем приборе – 100 км/час.  Пришлось мне доказывать, что я не виноват, а это мои нестандартные шины,  которые я  не учел.  Пришлось даже доказывать это на практике.  Один гаишник сел ко мне в салон, чтобы смотреть, с какой скоростью я буду ехать, а второй замерил своим прибором эту скорость.  Она оказалась выше примерно на 10% скорости по спидометру моего автомобиля.  Меня простили, но потом я уже не нарушал скоростной режим. По крайней мере, на виду у гаишников.

Вот на этом автомобиле, где компьютер не допускает скорость выше 180 км/час, я и «положил  стрелку» на хорошем загородном шоссе.  Даже по спидометру это было около 185 км, плюс 10%, вот и получается, что я несколько раз в своей жизни ездил со скоростью около 200 км/час.  Но это далеко не предел ни для городских автомобилей, даже японских, у которых умельцы перенастраивают компьютер, и уж тем более для немецких, где спидометр размечен  до 250, а то и до 300 км/час.

А теперь давайте проследим, как человечество в погоне за скоростью на земле било эти рекорды.

Первый рекорд скорости на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания (до 30 км/час) принадлежит Эмилю Левассору, поставленном в гонке Париж — Бордо — Париж в 1895 году.

Первый официально зарегистрированный абсолютный рекорд скорости — 63,149 км/ч — установил 18 декабря 1898 г. граф Гастон де Шаслу-Лоба на электромобиле конструкции Шарля Жанто на дистанции 1 км.

100-километровый рубеж первым перешагнул 29 апреля 1899 г. бельгиец Камиль Женатци, который на электромобиле «La Jamais Contente» (с фр.;—;«Всегда недовольная») с мощностью двигателя 67 л. с. развил скорость 105,876 км/ч.

200-километровый рубеж скорости был достигнут в 1911 году гонщиком Р. Бурманом. На автомобиле фирмы «Бенц» он показал 228,04 км/ч.

300-километровый рубеж впервые был достигнут Генри Сигрейвом в 1927 году на автомобиле «Санбим» он показал 327,89 км/ч.

400-километровый рубеж скорости впервые «перешагнул» Малькольм Кэмпбелл на автомобиле «Непир-Кэмпбелл» в 1932 г. (408,63 км/ч).

500-километровый рубеж скорости был преодолён в 1937 г. Джоном Айстоном на автомобиле «Роллс-Ройс-Айстон» (502,43 км/ч).

1000-километровый рубеж скорости впервые преодолел 23 октября 1970 г. американец Гарри Габелич на ракетном автомобиле «Blue Flame» («Голубое пламя») на высохшем соляном озере Бонневилль, показав среднюю скорость 1014,3 км/ч. «Голубое пламя» имел длину 11,3 м и вес 2250 кг

Впервые скорость звука на автомобиле преодолел 36-летний профессиональный американский каскадёр Стен Баррет на трёхколёсном автомобиле «Budweiser Rocket» с реактивными двигателями. На автомобиле было установлено 2 двигателя. Основной двигатель — ЖРД с тягой 9900 кгс. Второй двигатель — РДТТ с тягой 2000 кгс был установлен на тот случай, если для преодоления скорости звука не хватило бы тяги основного двигателя.

Заезд состоялся на авиабазе «Эдвардс» (штат Калифорния, США) в декабре 1979 года. Но этот рекорд не был официально зарегистрирован FIA, так как по правилам этой организации, для регистрации рекорда необходимо сделать два заезда в противоположных направлениях для исключения влияния ветра и наклона трассы. Рекордной скоростью считается среднее арифметическое скорости в этих двух заездах. Однако Стен Баррет отказался от второго заезда, посчитав, что рекорд установлен. Впрочем, так как радар, с помощью которого измеряли скорость, оказался рассинхронизированным и наводился на машину вручную, достижение сверхзвуковой рекордной скорости в том заезде многими историками рекордных автомобильных заездов вообще подвергается сомнению, в частности, она отсутствует в официальном отчёте вооружённых сил США, написанном офицерами, управлявшими радаром во время заезда.

Самая высокая скорость в мире на автомобиле и на любом наземном управляемом транспортном средстве — 1230 км/ч — была показана на реактивном автомобиле Thrust SSC англичанином Энди Грином 15 октября 1997 года. Трасса длиной 21 километр была размечена на дне высохшего озера в пустыне Блэк-Рок, штат Невада, США. Автомобиль Грина приводился в движение двумя турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Spey с форсированной тягой общей мощностью 109 500 л. с. (разгон до 1000 км/ч за 16 секунд).

Рубеж скорости 1609 км/ч планируют преодолеть конструкторы автомобиля Bloodhound SSC. Автомобиль будет оснащён тремя двигателями: гибридный ракетный двигатель, реактивный двигатель Eurojet EJ200, применяемый на самолёте-истребителе «Eurofighter Typhoon», и 8-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель производства Jaguar, используемый для привода насосов, накачивающих топливо к ракетному двигателю и приводящий бортовой электрический генератор.

Самая высокая скорость, которую развила на автомобиле женщина, равна 843,323 км/ч. Её достигла в декабре 1976 г. американка Китти Хамблтон (известная по девичьей фамилии как Китти О’Нейл) на трёхколесном автомобиле SMI Мотивейтор мощностью 48 000 л. c. в пустыне Алвард, штат Орегон, США. По среднему двух заездов в двух направлениях её официальный рекорд равен 825,126 км/ч.

Самая высокая скорость для автомобилей с паровым двигателем была достигнута в августе 2009 года болидом, разработанным группой британских инженеров. Средняя максимальная скорость нового болида в двух заездах составила 139,843 мили в час, или 223,748 км/ч. В первом заезде болид развил скорость 136,103 мили в час (217,7 км/ч), а во втором — 151,085 мили в час (241,7 км/ч). Паровой автомобиль был оснащён 12-ю котлами, в которых вода нагревалась горением природного газа. Из котлов пар под давлением, истекая из сопла Лаваля, со скоростью, в два раза превышающей скорость звука, подавался в паровую турбину. Каждую минуту в котлах испарялось около 40 кг воды. Общая мощность силовой установки составляла около 360 лошадиных сил.

Самым быстрым серийным легковым автомобилем является французский гиперкар Bugatti Chiron Super Sport — он установил рекорд скорости для серийного автомобиля 490,484 км/ч (304,773 мили в час).

Самый быстрый автомобиль, работающий на дизельном топливе — «JCBieselmax». 23 августа 2006 года, на поверхности высохшего озера Бонневиль (Bonneville) прототип, под управлением гонщика Энди Грина (Andy Green), установил новый мировой рекорд скорости для дизельных автомобилей — 563,418 км/ч. Предыдущий рекорд был поставлен в 1973 году и составлял 379,4 км/ч.

Самый быстрый серийный дизельный легковой автомобиль — BMW 330 TDS развивает скорость 320 км/ч. Он оборудован 6-цилиндровым 3-литровым дизельным двигателем с турбонаддувом. Мощность двигателя — 300 л. с. Средний расход топлива — 8 л на 100 км.

Самый быстрый полноприводной автомобиль с пятицилиндровым двигателем, седан Audi 200 quattro Talladega в 1986 году поставил рекорд скорости среди полноприводных автомобилей мощностью 650 лошадиных сил развил скорость более 350 км/ч на трассе NASCAR Талладега в штате Алабама, США.

Самым быстрым седаном является Audi S4 1992 года выпуска, который под управлением американца Джеффа Гернера развил скорость в 418,3 км/ч во время заездов на высохшем соляном озере Бонневиль в штате Юта, США. Этот полноприводный автомобиль был оснащён пятицилиндровым двигателем с турбонаддувом, форсированным до 1100 лошадиных сил.

Рекорд скорости автомобиля на льду — спортивный седан Audi RS 6 с мощностью двигателя в 572 л.с. со снятым ограничителем дважды установил рекорд скорости на льду в Ботническом заливе между Финляндией и Швецией на шинах Nokian в марте 2011 года развив скорость 331,61 км/ч. и 9 марта 2013 побив собственный рекорд развив 335,7 км/ч.

Рекорд скорости на автомобиле с приводом на колёса: в современных рекордных по скорости автомобилях двигатели турбореактивные или ракетные; в классе рекордных автомобилей с приводом на колёса двигатель обязательно должен крутить колёса, недопустимо применение реактивной тяги. Текущий рекорд 793,466 км/ч поставил Дэйв Спэнглер 2 октября 2018 года. Предыдущий рекорд - 737,395 км/ч 18 октября 2001 года установил Дон Веско. В обоих случаях использовались автомобили серии «Турбинатор», заезды проводились на озере Бонневилль.

Скажу, что я устанавливал свои личные рекорды скорости не на соляном озере, а на запасном аэродроме, который есть на трассе между городами Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре.  Полотно взлетно-посадочной полосы ровное и длинное,  поэтому я набирал скорость постепенно.  И  огромного ускорения при разгоне не ощущал. Но однажды я сел за руль спортивного автомобиля своего сына «Тойота Супра», в котором был двигатель мощностью 280 л.с. с двумя турбонаддувами.  Вдавив педаль газа, я почувствовал, как колеса автомобиля стали «юзить» на совершенно сухом асфальте, зад автомобиля явственно стал обгонять перед.  Признаться, мне было не до показателей спидометра, я мог запросто улететь в канаву, ведь это я проделал на обычном загороднем шоссе.  Так что я представляю, что испытывают водители в рекордных заездах на скорость.


Рецензии