Мужик, медведь и лиса. Сказка

Народные русские сказки. Переложение: Серж Пьетро.

    Пахал мужик ниву, пришёл к нему медведь и говорит ему:
Мужик, я тебя сломаю! Мешаешь ты мне есть на поле вершки да корешки.
    Нет, меня не трогай, - взмолился мужик;
я вот сею репу, себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
   Быть так, - сказал медведь, - а коли обманешь,
так в лес по дрова ко мне не езди – с лошадью пропадёшь!
   Сказал и ушёл в дубраву. Пришло время - мужик репу копает,
а медведь из дубравы вылезает.
    Ну, мужик, давай делить!
   Ладно, медведюшка! Давай я привезу тебе вершки –
отвезу тебе целый воз ботвы, так и быть.
    Медведь остался доволен честным разделом.
Вот мужик наклал свою репу на воз
И в город продавать повёз,
а навстречу ему медведь:
    Мужик, куда ты едешь?  Торговать?
   А вот, медведюшка, еду в город корешки продавать.
    Дай-ка попробовать, каков корешок!
    Мужик дал ему репу. Медведь как съел репы кусок -
«А-а, - заревел, - ты меня обманул, мужик! Корешки твои сладеньки.
Теперь не езди ко мне по дрова, а то задеру – будешь не лес рубить, а вырубать пеньки!»
    Мужик воротился из города и боится ехать в лес;
пожёг и полочки, и лавочки, и кадочки,
наконец делать нечего - надо в лес ехать, будь там хоть бес,
иначе и еду готовить не на чем и зимой не заснуть в холоде ни ночки.
   ;Въезжает потихонечку; откуда ни возьмись бежит лисица.
Что ты, мужичок, - спрашивает она, - бредёшь так тихо?
    Боюсь медведя, сердит на меня, обещал задрать – не медведь, а лихо.
   Не бойся медведя, руби дрова, а я стану порскать - шуметь, будто зверя травят;
а коли спросит медведь: что такое? - Скажи: волков и медведей ловят,
мол, скоро большого зверя затравят.
    Мужик принялся рубить; глядь - ан медведь бежит
и мужику кричит:
    Эй, старик! Что это за крик?
    Мужик, как лиса учила, говорит:
Волков да медведей ловят, там целое царство охотников бежит.
     Ох, мужичок, положи меня в сани,
да закидай дровами,
да увяжи верёвкой - авось подумают, что колода дров лежит,
глядишь, вся охота и убежит.
    Мужик положил его в сани,
увязал верёвкою и давай гвоздить его в голову обухом,
даже не вспомнил, что надо закидать дровами.
    Медведь совсем окочурился – издох, а был без охотников ох, как смел.
;Прибежала лиса и спрашивает:
Где медведь?
    Да вот - околел!
       Ну что ж, мужичок, теперь нужно меня угостить.
      Изволь, лисонька! Поедем ко мне, я тебя угощу, так и быть.
Мужик едет, а лиса вперёд бежит, хвостом виляет – хвост модный,  ей к лицу;
стал мужик подъезжать к дому, свистнул своим собакам и притравил лисицу.
    Лиса пустилась к лесу и юрк в нору;
спряталась в норе и спрашивает себя, радостная, что убежала :
    Ох вы, мои глазоньки, что вы смотрели, когда я бежала?
Ох, лисонька, мы смотрели, чтоб ты не споткнулась.
    А вы, ушки, что делали?
А мы всё слушали, далеко ли псы гонят;  глядим, а ты живёхонька вернулась.
     А ты, хвост, что делал?
Я-то, - ответил, не думая, в репьях весь ободранный хвост, - всё мотался под ногами,
чтоб ты запуталась, да упала,
да к собакам в зубы попала.
   А-ах, каналья! Так пусть же тебя за это собаки обгладают, будешь, как мочало.
И, высунув из норы свой хвост, лиса закричала:
Ешьте, собаки, лисий хвост, чтоб стал, как мочало!
    Собаки лису за хвост потащили
и всю лисицу так и вытащили – изловили!
Так часто бывает:
от хвоста и голова пропадает.


Рецензии