Виттадини

Пламя нежно облизывало сухую истрепанную кору абрикосовых поленьев из моего сада. В струящихся горячих потоках дрожали на ней крошечные бирюзовые лишайнички в ожидании неизбежной катастрофы. Древесина медленно чернела, растрескивалась, превращалась в бесформенный пепел. Годовые кольца, хранившие воспоминания о десятках ярких лет, наполненных солнечным светом, пением птиц и дыханием разных ветров, исчезали в горячих алых языках, уносились ввысь  бесследно, теряясь где-то в голубой бесконечности неба клубами дымка. Когда-то эти ветки манили бело-розовыми облаками цветков, источавших дивный нежный аромат, гудели мириадами пчел, давая продолжение абрикосовому роду. Когда плоды созревали, мы с  сестрами лазили по  веткам, срывая  пушистые сочные шарики, облизывали липкие пальчики от того, что огромные абрикоски были слишком нежными. Как здорово было потом дробить скорлупу косточек, добывая коричневые ядрышки в тени ветвей, отгонявших  летний изматывающий  зной. Теперь на моих глазах все это богатство призрачных образов превращалось в невесомый пепел и сизый дым.
Никогда прежде я так не смотрел на поленья в мангале. Сучки да палки!  Нужно  только набрать их, разжечь, дождаться углей и запечь мясо - вот предназначение древесины! Стоит ли философствовать, тратить время на размышления, когда все ждут шашлыков? В конце концов, выгоднее иметь немного вкусного печеного мясца, чем ворох старых сучковатых веток. Но вдруг в этой пылающей кучке дров оказалось так много из того, что бесценно для меня! Как печально от того, что эти самые  ветки растеряли силы,  высохли и уходят в ничто!
Когда плямя почти закончило пожирать поленья, мелькнула мысль: "Как здорово родиться человеком, а не деревом! Не сгоришь в костре! Хотя.... Привет тебе, чернокнижник Джордано Бруно!".
Философствовать дальше у меня никакой возможности не было. Вопрос бренности существования абрикосовых поленьев утратил свою остроту и остался нерешённым, поскольку угли были готовы, а мясо уже заждалось  моего внимания. Дым, аромат печеного мяса, жар, шипение капающего жирка сменили  нежные воспоминания детства. Увлекшись готовкой, я совершенно не ожидал звонка старого друга.
- Слава, привет! У меня для тебя приятный сюрприз! - судя по голосу, Олег пребывал в весьма и весьма приподнятом настроении.
- Ой Олег, как я рад тебя слышать! Привет! Что за сюрприз?
- Приезжай завтра ко мне, пойдем за грибами! Я сегодня весь день собирал мухоморы Виттадини! Их там столько! Нет, ты даже не представляешь, сколько их там!
Несколько минут он пытался передать всю бурю эмоций грибника, уставшего от засушливых сезонов, от  коварного поведения грибниц, не желающих плодить грибы по непостижимой причине. Он делился радостью человека, преодолевшего  груз причин и следствий, мешающих делу, такому дорогому для души.
Любой грибник знает, что такое превратности судьбы и как мимолетно счастье. Радость Олега заставила мое сердце биться учащённо.
Поздним вечером, когда шашлык давно был съеден с рассыпчатой картошечкой и пришло время строить планы на завтра, я объявил семье о предстоящей поездке. Семья, конечно же, ушла в глухую оборону, каждую минуту находя очередное препятствие, выдвигая при этом развернутую аргументацию с детальной характеристикой моих умственных способностей, способностей к управлению автомобилем и вообще моей пригодности к семейной жизни. В результате долгого "кровопролитного" сражения с обоюдным применением залпового огня "трогательных" воспоминаний, перешедшего затем в спорадическую "стрельбу" мелкими упреками, ни одна из сторон не достигла решающего тактического перевеса. Удивительно, как люди умеют заполнить время неконтролируемыми отрицательными эмоциями, разрушающими отношения и ранящими душу. Все равно ведь договариваться придется, так зачем же устраивать очередной миниармагеддон? Только утром в результате дипломатических переговоров удалось решить вопрос с поездкой. Погода совсем не располагала к прогулкам. Хмурое тяжелое небо, порывы холодного ветерка, того и гляди ливень пойдет! Но разве эти мелочи остановят грибника, сильно истосковавшегося по крупной добыче? Если уж и наполнить чем-то день своей жизни, то охота на мухоморов Виттадини весьма и весьма неплохой выбор! Стоит только подумать о том, что где-то на лугу притаились прекрасные грибы, как сразу разгорается азарт!  Высматривать грибницы по следам сочной травы, "вычислять" укромные местечки, где скрываются грибы, да еще делать это в такой компании - мощный стимул поторапливаться на пути к Олегу.
Трасса Ростов - Таганрог становится частью приключения каждый раз, когда мы с Олегом затеваем совместный поход. Теперь она решила сыграть роль атрепренёра, выстраивая автомобили в местах дорожного ремонта как актеров на сцене после очередной коротенькой пьесы.
Как грибники стремятся приблизиться к предмету своего обожания, разыскивая по крупицам новые знания о грибах и проводя кучу времени на природе, так и автомобилисты на дороге образуют одно целое со своим автомобилем. Вот, например, новенькая Audi, сверкающая никелем и черной краской. Движется уверенно, плавно, как искушенный грибник в лесу. Тому, кто за рулем вероятнее всего кажется, что он познал эту жизнь,  поскольку его машина до предела наполнена дорогими супермодными гаджетами. Окруженный материальными благами, он искренне убежден, что купит любой предмет своего желания: вещь, услугу, человека наконец! Увлекшись игрой в зеленые фантики с изображением
Бенджамина Франклина, Уиллиса Гранта или Эндрю Джексона, они не замечают, что неподкупная "девушка" в черном балахоне с косой следует за ними лишь до поры, до времени не касаясь их плеча. Да и Audi А5 кажется дорогой, если рядом моя Калина, но превратится "в тыкву",  если окажется рядом с Beast Limuzin или Аурус Сенат лимузин. Этот "фрукт" за рулем напоминает мне грибника из соцсетей, насмотревшегося чужих фотографий и наслушавшегося чужих историй. Его распирает  бахвальство, стоит ему лишь раз волею судеб попасть на крупную добычу.
А вот меня обогнал старенький Jeep Cherokee.  Спереди высоко поднимается шноркель.  Лебедка сзади вся в свежем солидоле. Через заляпаное крупными комьями грязи боковое стекло видно человека в полевой форме цвета хаки. Я уверен, что он знает свой автомобиль лучше, чем любой автомеханик фирменного сервисного центра. Такой ценит все машины на дороге, как опытный миколог бережно относится к любой научно-поганочной мелочи. Если с Вашим авто случится какая-то неприятность, этот водила непременно тормознет рядом и постарается помочь, не требуя ничего взамен.
А вот еще интересный персонаж на Toyota Land Cruiser "давит тапочек в пол". Капот, правое крыло и передняя дверь его авто измяты "в мелкую гармошку" и покрыты ржавчиной. Заднего бампера нет. Весь кузов в царапинах. Интересно, сколько раз он был в ДТП? Почему сейчас "выжимает" около ста пятидесяти километров в час и ведет так дерзко? Жизнь не учит? Такой напоминает мне "профи", определяющего съедобность грибов по собственным признакам: " чем выше по стволу растет, тем съедобнее гриб", "чем лучше пахнет, тем безопаснее", "если луковица не синеет".... Таких отличает глубокая уверенность в правильности собственного жизненного опыта: "Да мы всю жизнь так делали!".
Любопытно, а к какому типу грибников и водителей отношусь я? У кого спросить истину? Ведь "я не верю судьбе, а себе ещё меньше!". Наверно только Небо сможет объективно сказать, но нужно ли ему это?
Интересным получился путь к порогу дома моего друга! Как много деталей однообразного скучного пути можно увидеть, если только по-настоящему открыть глаза.
Любая дорога где-то кончается, кончилась и моя. Знакомый поворот. Знакомые ворота. Вот и Олег. Друг мой, как я успел соскучиться! С момента нашей последней встречи прошла целая вечность! " Сколько жизни прошло без меня! Сколько жизней ушло от меня!". Олег сел на переднее сиденье и мы тронулись. Ехать совсем недалеко. Нужно спуститься к реке, переправиться по старому железному мосту на другой берег и вуаля! Вот он - заливной луг в пойме Мертвого Донца.
Настоящий грибник не может быть счастлив в одиночестве. Олег лучился счастьем, торопился скорее добраться к полянкам с белыми мохнатыми Виттадини, чтобы и я тоже был счастлив.
Бросив машину на дороге, сохранившей отдельные фрагменты асфальта, мы зашагали по сочной зеленой траве. Такое буйство зелени у нас можно увидеть только в мае, пока летнее пекло и пыль не добавят дюже оттенков охры в эту палитру.
Вода сошла совсем недавно. Это было видно по мутным бочажкам и грязи в канавах и ложбинках. Приятно пахла водяная мята. Комаров, обычных для наших плавней и заливных лугов, практически не было. Чудо просто! Даже думать о них забыл!
На полянах в окружении кустов серебристого лоха буйство травы. Вот они - темно-зеленые круги, выдающие грибницы. Что здесь? Негниючник луговой? Агроцибе? Шампиньоны? Неизвестно! Нет ни одного плодового тела.
Олег зовет! Слышу! Нашел целый ряд крупных мухоморов Виттадини. Вид белых грибов в нежных "рюшечках" заставил меня улыбаться до ушей. Ну почему я так счастлив? Нет, не от факта обладания ими, а просто потому, что они все-таки есть! Живут рядом с нами. Если так дружно растут, значит все в порядке с этим лугом, значит есть гармония в этом Мире, значит жизнь продолжается! О, гляди-ка, шампиньон! Разведчик? Холостяк одиночка, заплутал не знаю где? Давай-ка, полезай в корзинку! А это что? Агроцибе какая-то. Моих знаний, увы, не хватает, чтобы определить ее.  О, Боже! сколько Виттадини! Их тут... Ой, ой, ой! Да ну! Не может быть! Я это вижу и это не сон? Ущипните меня! О да!
Такой скорости наполнения корзин я давно не видел. Олег действительно умеет делится своим счастьем. Результат нашего похода, не превзошел все ожидания, поскольку таковых не было, он просто ошеломил. Все емкости, которые можно было бы заполнить, были заполнены.
В пьянящем порыве радости кто думает о таких приземленных вещах, как переработка собраной добычи. На обратном пути за нашими разговорами я начал ощущать вес собранных грибов и подозревать, что вечер томным не будет.

Через несколько часов после того, как наше с Олегом путешествие закончилось у порога его дома, я смотрел в черную бездну через окошко моей кухоньки. Этот маленький  прямоугольник из стекла и металла, залитый желтоватым светом под самой крышей многоэтажки, практически неотличим среди кучи других. На плите в чане варились очищенные грибы. Я смотрел через пыльное стекло на манящие кристально-белые мерцающие точки вверху. Светлые холодные глаза Вечности... Как  пронзительно холодно  они смотрят. Что они видят на крошечной голубой планетке? Говорят, Вечность видит все.  Видит ли она меня? Значу ли я хоть что-то  для этой  давящей армады?  Атом, мечущийся в крошечном пространстве от микродвижений Вселенной, мимолетная мысль, краткий размытый образ, исчезающий в потоке времени... Для неё целые галактики - лишь крошечные споры, рассыпанные там, где меркнет мой разум, где гравитация черных дыр как  мощные тяжи пронзает ничто. Среди огромных пространств есть ли место для меня? Может быть я маленькая клеточка - часть этого непостижимого организма - осознающая, чувствующая этот бесконечно короткий миг под названием "жизнь", чтобы потом раствориться в небытие, как поленья в моем мангале.
Между прямоугольником окна и непостижимой вечностью с её мириадами ледяных безразличных глаз стояла только Ночь. "Что за дело - заботиться о том, как Вечность на тебя смотрит?" - прошелестела листва тополя за окном - "Непостижимое называется так потому, чтобы не нужно было об этом беспокоиться"! Все! Выключаю печь, снимаю грибы, и спать! " Даже если ты - чья-то мимолётная фантазия, то это еще не повод  для грусти!" - тихо шепнула мне ночь уже в подушку...


Рецензии