Неугомонная. Начало перестройки

    Четыре или пять вечеров мы с Лешкой обследовали два сада. Репейников собрали столько, что каждую ночь обирали с одежды. Старый яблоневый сад отцвел и завязывался неплохой урожай. Надо срочно опрыскивать от плодожорки, но ни ядов, ни опрыскивателей нет. Разве можно обработать  деревья высотой 10-12 м из двух ранцевых опрыскивателей? В мастерской я нашла не отремонтированный прицепной опрыскиватель с 4 шлангами, надо срочно просить гл инженера о помощи. Определили сорта в Жбановском саду, но не все. Зимний по сроку созревания сорт мы не смогли определить, сколько не просматривали учебники и конспекты лекций и занятий. А что делать с заброшенным вишневым садом у нас с Лешкой мнения разошлись. Он предлагал все раскорчевать бульдозером и запахать. Но часть деревьев завязали хороший урожай, 4 ряда смородины тоже с завязью, да и плантация малины обильно цветет
                - Может вырезать засохшие деревья и кустарники, убрать
               сорняки, слабые ветви
              на малине и собрать урожай. Ведь это витамины и какие вкусные
             плоды. Никто не пробовал свежие плоды вишни, малины, смородины. И
             купить их негде. Во всем районе нет плантаций этих культур —
  парировала я
               - А в какую круглую сумму все эти работы обойдутся? - с иронией спросил Лешка.
               - Я все обсчитаю и давай посоветуемся с гл агрономом -
   Уставшие и довольные мы подошли к дому. Вдруг слышим душераздирающий крик дочери. Влетаю в комнату, дочь сидит на полу около своей коечки и орет взахлеб, а пальчиком показывает на мою койку. По щеке течет кровь, а под глазом рана и из нее ручеек крови. На койке гордо стоит петух. Это он ее клюнул и целился, конечно, в глаз. Вбегает мама  от ног до пояса вся мокрая, посмотрела вокруг и все поняла без слов. Вошла Нюра.
               - Опять петушок вошел в хату — и смотрит на нас.
  У мамы глаза стали злые, при злые, вся покраснела и гробовым грубым голосом говорит Нюре
               - Все, у меня терпение лопнуло — и обращаясь к Нюре четко произнесла
              - Иди сядь в свой угол -
              - А мне надо во двор — в ответ мама как «гаркнет»
              - Я сказала ся-дь! И слушай меня внимательно -
  Я знала, что сейчас будет, у нас в доме это случалось, когда отец доводил маму до «белого каления» своей бесконечной пьянкой
           - Мам! Может не надо, Алешка здесь и Танечка — обратилась к ней.
   Мама отмахнулась от меня рукой
           - Уходи из комнаты с внучкой, а твой Лешка пусть останется. Он не
           такое слышал от мужиков -
  Продолжение мне после рассказал Алешка: «Мама подошла к ней вплотную, поставила руки на пояс и послала Нюру пятиэтажным матом. Я такого мата никогда не слышал. Нюра почувствовала, что назревает что-то нехорошее для нее и хотела уйти. Мама опять на нее матом и говорит: «ты змея подколодная не пытайся уйти, иначе потом пожалеешь и запоминай, что я скажу. Чтобы завтра петуха в доме не было, во- вторых, если ты не прекратишь нам пакостить, то я завтра пойду к директору совхоза, в Лосевский сельсовет и у тебя огород обрежут прямо по живым картошкам до 15 соток, как у всех, вместо теперешних пол гектара. И с какой стати у тебя столько земли? Ты что была на фронте или в партизанах?. А на самом деле ты прислуживала немцам, да еще эсэсовцам. Все женщины во время оккупации сидели на одной картошке, да и то не в каждой семье, а у тебя все дни был хлеб, разные крупы и нередко немецкие консервы. Ты не голодала все эти месяцы. С чего бы это? Вот и напишу заявление в НКВД, чтобы тебя еще раз проверили на какие шиши ты все это имела. И в запасе у меня еще имеется кое-что, но это я расскажу только в ГПУ.  Ты сейчас или завтра попросишь у нас прощения за свои проделки и будешь обращаться с нами по человечески. Если не изменишься, я обещаю упрятать тебя в тюрьму. Можешь жаловаться своему сыну, но он умнее и поймет все быстрее тебя»
  Нюра ни слова не сказала, наклонила голову и вышла. В эту ночь и в последующие 4 дня мы ее не видели, но кур выпускала и овцы ходили в стадо. Оказывается, мама отошла за водой  напротив нашего дома. Дверь в комнату плотно закрыла, Танечка спокойно играла в игрушки. Набрала из колодца воды  и пошла домой, но тут раздался крик дочери. Мама бросила ведра и влетела в хату почти вместе со мной. Кровь  на щеке дочери мы быстро остановили, но ранка зарастала долго. Вечером Лешка спрашивает у мамы
                - Евдокия Яковлевна! И откуда вы все знаете сидя дома? -
                - Любая власть знает всегда меньше, чем соседи. От них ничего
                скрыть нельзя. Это ты имей ввиду на будущее -
   На выходные дни приехал сын Нюры Николай без семьи. Пришел вместе со своей мамой
                - Алексей Сергеевич, Евдокия Яковлевна! Простите меня за все
              обиды и неудобства, которые я вам причиняла. Мне было обидно, почему именно ко мне вас поселили. Я привыкла жить одна — спокойным, нежным голоском обратилась
                к  нам Нюра.
                - А я от себя добавлю — сказал  Николай - больше ничего подобного
               не будет и простите маму за ее выходки, это все от нервов и старости -
   Мы комментировать не стали, но жизнь в дальнейшем стала спокойная. А вот разговаривать с нами она так и не захотела.
  Надо скорей решать вопросы с садами. Нужны секаторы, пилки,  для обрезки. Вместе с Алешкой пошли к гл. агроному. Владимир Иванович приехал в совхоз в одно и то же время с директором. Он был спокойный, всегда выдержанный, никогда не повышал голоса даже с рабочими. Он испытывал большие неудобства из-за отсутствия левой руки, особенно при поездки весной верхом в седле. Еще пацаном, разряжая немецкую игрушку, ему оторвало руку выше локтя. Мы ему все детально рассказали и даже представили выкладки по затратам и ожидаемым доходам от садов. Он с нами согласился и обещал поговорить с гл. инженером, чтобы как можно скорее привезти садовые инструменты. Пообещал поддержать меня и перед директором, когда я буду с ним встречаться. Через 2 дня я сама пошла к гл инженеру, чтобы ускорить приобрести секаторы, они были нужны в первую очередь. В мастерской по ремонту тракторов у него был маленький кабинет
               - Николай Ионович! Здравствуйте! - и протянула ему руку — мы с вами не знакомы и зовут меня Зинаида Сергеевна -
               - Да, знаю, знаю. Наслышался уже о вас, мужики тут судачат и восхищаются вами, какая вы симпатичная и напористая -
               - Спасибо. У меня два неотложных вопроса. Надо срочно отремонтировать опрыскиватель, привезти садовые инструменты и ядохимикаты. Вредители  не ждут и я боюсь, что я уже опаздываю с опрыскиванием. У нас только два ранцевых опрыскивателя и
ими невозможно обработать яблони высотой в 10 м. -
                - Заявка ваша уже у меня и я завтра еду в Воронеж на базу. Но я понятия не имею какие надо ножи, секаторы и пилки. А опрыскиватель я сегодня посмотрю и необходимые 
запчасти привезу -
               - Можно я с вами поеду и все сама подберу -
               - Это еще лучше, но в кабине машины только  одно место  -
              - Я привычная к любой ситуации, поэтому и в будке посижу — поднялась и хотела
                уйти.
              - Постойте! А ваш муж не из Воронежа -
              - Да. Он коренной воронежец? -
             - А почему вы спрашиваете? -
             - А вы не знаете, он жил в Воронеже на улице Оборона Революции? -
            - Кажется, жил  -
            - После вечерней планерки заходите к нам с мужем на чай. Мне хочется
            с вами поговорить в непринужденной обстановке -
  Муж пришел поздно, поужинали и я сказала
            - Николай Ионович приглашает нас к себе на чай, поэтому переодевайся
               и пойдем -
              - Ты, знаешь, Зинуш, я давно к нему присматриваюсь. Он мне,
               кажется, знаком еще со школьных лет, когда мы жили у тети Нины. Он
               был среди 5 студентов из СХИ.  В их комнате я пропадал все
                свободное время. У них всегда было весело и забавно для меня.
              Здесь в совхозе я все сомневался — тот ли Николай или я ошибаюсь?
              - Вот у них ты и выяснишь. Нам надо заводить знакомство, легче
              будет решать многие производственные вопросы -
           - Ты у меня умница, я никогда не сомневался. Пошли, а то уже темнеет -
  Люба, жена Ионыча, тепло нас встретила. Жили они в бараке в одной большой комнате вместе с пятилетним сыном и мамой Любы. Маленькая кухня, где стояла койка мамы и и печка для отопления зимой. Мы расположились на улице в цветнике под окном. Люба не работала и вела хозяйство в доме.
             - Что же ты Алексей Сергеевич забыл, как ты все вечера пропадал в
             нашей компании у Нины Сергеевны? Тогда ты был Лешка, так тебя называла мама и сестра, а теперь уже на вы к тебе обращаются  -
            - Я давно все присматриваюсь к вам, но вы так изменились, что
             сомневался и стеснялся подойти и спросить напрямую, уже и виски у
            вас побелели -
            - Да и ты сильно изменился. Помнишь у тебя был маленький чубчик,
           приглаженный набок, а теперь такая шикарная шевелюра, на зависть
             женщинам -
    Мы все выпили перед чаем на паре стаканчиков вина, мужики водочки. Люба мне рассказывает о своем сыне, о том, что семьи специалистов все живут сами по себе, никто между собой не дружат. А мужики «чокнулись» на этой работе, уже давно перепутали когда ночь, когда день, директор проводит совещания иногда в 10-11 часов ночи, а утром каждый день планерка в 5 часов. Скоро и меня узнавать не будет. Какая это жизнь? Я про себя думаю, ведь и я становлюсь такая же как мужики, тоже дочь вижу только спящей в кроватке. Разговариваю с Любой, а сама краем уха слышу, как мужики начали говорить о бабах
            –  А ты помнишь, Алексей, ты к нам приходил, когда жил уже на
            Клинической, учился в 9 классе и рассказывал о том, как тебя хотела
             «охмурить» одна девица или женщина. А ты был мальчишка и ничего не
              понимал. Она обиделась и ушла от тебя -
            - А вы при мне сочиняли по этому случаю похабный стишок  из 5
             куплетов, ржали как жеребцы в конюшне. И что странно, я весь стишок
             до сих пор помню, а вот выучить по своему конспекту к семинару по
              марксизму-ленинизму часами пыхтел и ничего не запоминал. Я всегда
             поражался вашему Валентину. Помню, вы пришли после какого- то
              трудного экзамена и он в комнате сделал на радостях сальто через
               голову. А какие он анекдоты рассказывал, я хохотал с вами до слез.
               Я первый раз тогда знакомился со студенческой жизнью и вы меня
              заразили так, что решил обязательно буду студентом, хотя учился в
              то время на одни тройки -
             - Слушай, Алексей! Я давно за тобой наблюдаю, ты  грамотно, быстро
               настраиваешь сеялки на нормы высева семян, умеешь работать в поле
              на любом тракторе, как с культиватором, так и с сеялкой. У тебя был
               прекрасный учитель-наставник и ты любишь механизацию -
             - Да, у меня по всем предметам: автомобили, трактора и прицепные
              орудия всегда были пятерки. Сдал на права шофера и тракториста-
            комбайнера. А нашим наставником был Виктор Степанович Мешков, он
            сейчас уже зав кафедрой -
             - Мешков какой институт заканчивал? Может ты знаешь? –
             - Знаю, Воронежский СХИ -
             - Это же мой друг по группе, я его искал семь лет и он так не
             объявился. Ну, и друг, называется. Теперь я ему напишу обязательно -
   Так мы часа два сидели разговаривали о студенческой жизни, о трудностях в работе, о неудобствах по квартире, обо всем, что нас волновало и приятно было вспоминать. Потом мы спохватились, что уже второй час ночи, а завтра в четыре часа вставать. Тепло распрощались и они нас приглашали в гости, как только появиться свободное окошко во времени.
  Домой шли спотыкаясь, темнота полная, хоть глаз выколи, под ногами ничего не видно. Шли обнявшись и вспоминали наши первые дни влюбленности. Как мы все ночи сидели на лавочке возле нашего дома и какая я была счастливая. Я и сейчас счастливая через край.
    Какая я молодец, я все привезла что хотела из Воронежа, да еще с большим запасом на случай поломки и потери. А какие прекрасные лучковые пилки. Ими в два раза легче пилить толстые ветви, работать будут одни женщины и девушки. Присмотрела на складе мощный новой конструкции опрыскиватель. Вот бы нам такой. Но Ионыч охладил меня и сказал, что его можно купить только по разнарядке с министерства. Ничего, достанем такой опрыскиватель. Я же планирую заложить новый сад на большой площади, вот тогда и будем «пробивать» такой опрыскиватель. Привезла окулировочные и прививочные ножи. У нас обязательно будет свой питомник плодовых и ягодных культур.
   Я была уверена в том, что все наши с Лешкой предложении по садам будут одобрены директором. Но кому все это претворять, кому работать? Эти 15 престарелых женщин еле успевают на овощном участке. Да при такой зарплате в 30-35 рублей в месяц никто ко мне из молодых не пойдет. Надо пересматривать нормы выработки. В полеводстве на прополке кукурузы зарплата в 1,5 раза больше. Три дня сидела в бухгалтерии, просматривала учетные листы, справочники по нормативам разных работ, переругалась с экономистом, гл. бухгалтером, но добилась своего, доказала, что в овощеводстве выполнять нормы выработки даже труднее, чем в полеводстве. Утром поговорила со своими рабочими, все им рассказала и попросила приглашать домохозяек, молодых девчат в нашу бригаду. Тем более на обрезке малины и смородины все работы оплачиваются по 4 разряду, а прополки по второму и зарплата в садах будет почти в два раза больше, чем на прополке.
  Поздно вечером пошла по хатам в своей деревне агитировать молодых женщин и девчат в свою бригаду. Обошла 15 домов и собрала только 5 заявлений об устройстве на работу. Ничего, это пробный камень. Когда старые кадровые рабочие получат повышенную зарплату, я уверена, придут ко мне значительно больше людей. Наконец Лешка сказал, что завтра директор приглашает нас по поводу предложений о перспективах плодоовощеводства. Мы готовы на битву.
  Одела свой лучший костюм и в кабинет к директору вошла с милой улыбкой. Виктор Васильевич пригласил всех гл. специалистов. Это что же, очередной экзамен на производстве? Интересно! Зачем он так поступил? Ведь в узком, деловом кругу мы могли спокойно, раскованно обсудить детали вопроса. А теперь эта торжественность.
              - Присаживайтесь! - обратился к нам директор - вы удивлены столь большим количеством приглашенный специалистов?  Дело в том, что только вчера получил  приказ из Министерства сельского хозяйства, согласованный с Обкомом Партии и Облисполкомом об изменении производственной деятельности совхоза. Коротко. Приказано сдать все поголовье свиней и совхоз переводят на производство молока, мяса говядины и снабжение населения Воронежа свежими овощами и фруктами. Максимум, через две недели мы получим разнарядку по поставкам крупного рогатого скота, по площадям овощных и плодовых культур. Мария Петровна и Арнольд Васильевич -  обратился директор к гл. зоотехнику и ветврачу -  сегодня начинайте готовить документацию и свиней к отправке. Погрузку в машины и железнодорожные вагоны, а также их сопровождение до мясокомбинатов, будут осуществлять наши специалисты и скотники. И еще. Теперь мы будем подчиняться областному и районному управлений по сельскому хозяйству, а не Москве, как было раньше. Нам предстоит пройти большие трудности в перестройке работы всего совхоза. К следующему совещанию жду вас всех с предложениями о дальнейшей работе - 
   Все мы поднялись и хотели уйти
          -  Владимир Иванович, и вы Зинаида Сергеевна с мужем  - останьтесь - 
    И о чем говорить, когда через две недели придется заново перестраиваться. Все наши планы, как говориться, - «коту под хвост». Нет. Надо собрать урожай ягодных культур и яблони в этом году, я должна убедить  Виктора Васильевича. Эта мысль промелькнула в голове.
         - Несмотря  на большие перестройки в овощеводстве, по- видимому, на следующий год, я хочу выслушать вас Зинаида Сергеевна о своих планах на этот год.  Слышал вы уже начали частично внедрять их в жизнь, особенно по зарплате рабочим. Вот и докажите нам необходимость ваших планов -
        - По овощеводству в текущем году больших перемен не будет, т. к. уже все посеяно и высажено. А вот о снабжении столовых  свежими и солеными овощами  в зимние периоды у меня есть предложения. В  подвалах под складскими помещениями надо выделить часть или одну камеру для хранения зимой моркови, лука, свеклы, капусты и других культур. Там же можно хранить бочки с кислой капустой, помидорами и огурцами.
     А при расширении площадей под овощными культурами осенью надо готовить котлованы под новые парники, поднять зябь на целинных луговых землях. Надо в текущем году заказать или приобрести овощные сеялки, новые трактора с закреплением их за овощной бригадой. С главным инженером надо продумать подогрев навоза в парниках. Конского навоза недостаточно, а навоз от крупного рогатого скота очень плохо разогревается. Кроме этого, без орошения хорошие урожаи овощных культур невозможно вырастить. Уже осенью надо приобретать семена овощных культур и, я знаю, что целый ряд культур придется искать  не только  в Воронеже, но и в Москве. А для упаковки овощных культур потребуется большое количество тары. Для этого нужен лес, цех по изготовлению парниковых рам и тары. Для перевозки готовой продукции, а это будет не одна тысяча тонн, нужен транспорт, вагоны, рефрижераторы. А дороги у нас  после дождей проходимые только для тракторов. Паромная переправа через реку Дон тоже будет сдерживать доставку скоропортящейся овощной продукции.
   Самой большой проблемой будет дефицит рабочих. Плодоовощеводство на 85-90 процентов основано на ручном труде. А в моей бригаде всего лишь 15 престарелых женщин. Я слышала о том, что только овощных культур будет не менее 300 гектаров. По нашим предварительным расчетам надо иметь бригаду овощеводов  в 100-120 человек. Вечерами  хожу по хатам в «Гремячем» и собираю заявления от домохозяек, девчат и даже школьников, имеющих паспорта  -
   Неожиданно вмешался директор
          - Вы уже начали переманивать к себе в бригаду женщин из полеводческой бригады. А кто будет выращивать сахарную свеклу, работать на зернотоку? -
         - Я никого не переманивала, Они сами пришли ко мне и пожелали работать поближе к дому. Здесь нет никакого нарушения, т. к. приказа о закрепления рабочих по бригадам в совхозе не существует, я проверяла. Все рабочие числятся разнорабочими -
   Директор с недоумением смотрит на главного агронома. Но промолчал, значит согласился.
     -  Я слишком много нарисовала проблемных вопросов, но они возникнут и никуда от них не уйти. Меня не покидает одна мысль: кто же это придумал выбрать наш совхоз для снабжения населения Воронежа свежими овощами и плодами? Неужели нельзя было найти хозяйство вблизи города с хорошими дорогами и подъездными путями? Понимаю, приказы не обсуждаются, а выполняются.
  По плодоводству.  В старом яблоневом саду надо провести омолаживающую обрезку со снижением крон. В текущем году можно вырезать сухие и поломанные ветви, перекопать приствольные круги, подкормить деревья и поставить охрану. Ожидается неплохой урожай по всем сортам. Мы определили сортимент и сделали оценку жизнеспособности деревьев. При хорошем уходе этот сад будет плодоносить  еще минимум 10-15 лет.
  В заброшенном списанном вишневом саду можно собрать 100-150 кг плодов вишни, примерно столько же черной смородины и до 500 кг. малины. Восстанавливать его не имеет смысла. Почти все деревья вишни погибли, плантация смородины примерно в таком же состоянии, но часть  ветвей живые и с плодами. Ряды малины сильно разрослись, много сухих ветвей, побеги слабые, цветет обильно и ожидается хороший урожай. Весь сад зарос бурьяном в наш рост и даже, подойдя вплотную к нему, сад не просматривается.
 Мы подготовили справку по затратам и ожидаемому урожаю по двум садам. Большой прибыли не будет, но мы сможем узнать вкус, аромат витаминных ягод и плодов, обучить рабочих работать в садах. Во всем районе нет ни одного сада или плантации ягодных культур, а на приусадебных участках колхозники бояться высаживать яблони и ягодные культуры. Потребляем только консервированные ягоды и плоды, а за свежими надо ехать в Воронеж. Не стоит забывать о начальстве в районе и области. Преподнести в подарок решето свежей ароматной малины поможет намного быстрее решить любую  проблему, чем уговоры и просьбы.
   И еще. Мы предлагаем весной следующего года посадить новый сад на площади 100 гектаров, заложить питомник ягодных культур и плодовых саженцев. Часть работ надо будет провести уже в этом году -
   Я села, а в кабинете тишина. Неужели сейчас поднимется буря и директор ополчится на меня за наши предложения? Поднялся. По выражению лица невозможно понять, но серьезный и сосредоточенный
            - Ну Вы нас и озадачали? Поставить столько проблемных вопросов и в
            короткие сроки. К тому же вы еще и дипломат. Неужели этому вас
            обучали в институте?
             Владимир Иванович! Вы знакомы с этой справкой по старым садам? -
           обратился директор к главному агроному.
          - Да. Я не только внимательно изучил справку и расчеты, но и вместе с
           Алексеем с Зинаидой осмотрели все сады. Я думаю дело стоящее и мы
           будем работать  опережением новых решений по плодоводству.
            Дополнительные затраты будут «каплей в море» на фоне всех затрат по
            перестройке всего хозяйства - 
          - Даем добро, Зинаида Сергеевна. Хватит ли у вас сил и знаний, чтобы
           успеть грамотно решить все эти проблемы? - подвел итог Виктор Васильевич.
         - Управимся, не сомневайтесь. Но я надеюсь, что мы получим поддержку от вас и всех заинтересованных специалистов. А дегустировать первые ягоды и плоды обязательно представлю возможность вам Виктор Васильевич и Владимир Иванович -
   Мы с Лешкой вышли окрыленные будущими успехами
         - Я тебе говорила, что все получится, а ты сомневался -
         - Я не предполагал в тебе таких способностей  уметь убеждать -
   А дальше мы закружились в работе, забывая о дочери, о том, что надо во время поесть, заглянуть домой. Все время отдавали работе. Лешка предложил ускорить обрезку вишневого сада. Он был посажен неграмотно с большими нарушениями. Во-первых, расположен в нижней части склона на землях прилегающих к лугу. Во-вторых — при междурядьях пяти с половиной метра зачем то в середине высажены по два ряда малины, смородины. Причем, малина внизу склона, а смородина в верхней части. Все наоборот. Деревья вишни часто подмерзали как в весенние заморозки, так и зимой. Опрыскивать в таком саду технически невозможно, поэтому коккомикоз каждый год поражал листья вишни, а на смородине «свирепствовала» стеклянница.
    В той части сада, где росла малина, все сухие деревья вишен вырезали до земли и трактором с дисками сократили ширину полосы малины до двух метров. А в середине рядов вырезали сухие и слабые живые ветви. А на плантации смородины удалили в кустах только сухие и поврежденные ветви. Часть кустов срезали полностью до земли, чтобы получить сильные однолетние побеги. Осенью мы их порежем на черенки и высадим в  ягодном питомнике. Нам нравиться этот сорт черной смородины -Память Мичурина. Удалили все сорняки прошлых лет, а к моменту созревания урожая поставили охрану.
   В яблоневом саду вырезали сухие и поломанные ветви. Перекопали приствольные круги и подкормили азотными удобрениями. По два дерева каждого сорта в качестве эксперимента сильно обрезали на омоложение с вырезкой центрального проводника и снижением кроны до 3 - 4 метров. Посмотрим как перезимуют такие деревья. Летней обрезкой никто никогда на занимался, но в старой литературе описан этот прием. Провели три опрыскивания от плодожорки и парши.
               


Рецензии