Панорамистый Витебск

Александр Бурьяк
Панорамистый Витебск

  В Витебске ряд эффектных видов на городские просторы обеспечен
неровностями рельефа, в частности, при руслах целых двух рек.
  Витебск стоит в месте впадения реки Витьбы в Западную Двину. По
реке Витьбе он, очевидно, и назван (а не река -- по нему).
  Витебск не горист, зато овражист. Глубина витебских оврагов --
якобы до 40 метров. По оврагам текут ручьи. Впрочем, формально в
Витебске имеется аж семь "гор" -- как в Риме. Они таковы:
    - Духовская гора;
    - Замковая гора;
    - Кстовская гора;
    - Острая Могила (Остро-Спасская гора);
    - Плоская гора;
    - Успенская гора;
    - Юрьева горка.

  Старая застройка в Витебске -- в основном на пространстве,
ограниченном улицами Владимира Ленина, Янки Купалы, Виктора
Александра Суворова, Льва Толстого и примкнувшей к ним Политехни-
ческой.
  Стоит ли говорить, что от витебской тупо-стандартной промос-
кальской топонимики преимущественно советского происхождения
люди, заострённые на истории и национальном вопросе, испытывают
лёгкую тошноту? Стоит ли добавлять, что на улице Замковой нет и
никогда не было никакого замка?
  Зрелищное в Витебске:
    - ратуша;
    - здание поземельно-крестьянского банка, ул Доватора, 7/11
    - окружной суд, ул. Ленина, 32
    - мужская гимназия Неруша;
    - дворец губарнатора;
    - особняк, теперь кукольный театр, ул. Пушкина, 2;
    - дом фон Рейдермейстера (угол ул. Крылова и Суворова);
    - дом-музей Марка Шагала (ул. Покровская, 11);
    - Художественный музей, пр. Ленина, д.32
    - Центр современного искусства, ул. Белобородова, д.5
    - музей М. Шмырёва, ул. Чехова, д.4
    - лабазы, ул. Чайковского, 3;
    - торговые ряды, ул. Суворова, 2
    - здание монастыря базилиан, ул. Крылова, 7
    - жилой корпус монастыря базилиан, ул. Политехническая, 2;
    - жилой корпус монастыря тринитариев;
    - женское епархиальное училище, ул. Гоголя, 6;
    - мужское училище, ул. Чехова, 11 / ул. Суворова, 44
    - перестроенная бывшая церковь Рождества Богородицы, ул.
      Зеньковой, 9;
    - католическая часовня (1859), ул. Урицкого, 25, корп. 4;
    - Старосемёновское кладбище (могила Юделя Пэна);
    - еврейское училище "Талмуд Тора";
    - еврейская больница;
    - Большая Любавичская синагога (руины), ул. Революционная, рядом
      с домом №10;
    - Летний амфитеатр, пр. Фрунзе, д.13-А

  Храмы Витебска:
   - Успенский собор (строился в 1743-1777 гг., взорван в 1936-м,
     воссоздан в 2000-х; короче, псевдодревность; ул.
     Коммунистическая, 15);
   - Покровский собор (построен в 1814 г. как костёл, в 1858-1862               
     годах переделан под православие; ул. Шубина, 2);
   - Благовещенская церковь (XII век, на левом берегу Зап. Двины
     (снесена в 1961 г., воссоздана в 1990-е гг. из современных
     материалов, но с фрагментами старой кладки в нижней части
     стен);
   - Казанская церковь в Троицком Марковом монастыре (1760 г.,
     доподлинная, но сильно чинення; ул. Горького, 84),
   - Свято-Духов храм в Свято-Духовом монастыре (разрушен в 1947,
     восстановлен в 2000-х; нынешнее здание монастыря ранее к
     нему не относилось; ул. Толстого, 15);
   - Воскресенская церковь(XVIII век, разрушена в 1936 г.,
     замещена копией в 2009 г.);
   - костёл Святой Варвары (построен в 1783-1785 гг., располагается
     по адресу ул. Ленинградская, 27; башни -- восстановленные
     после ВОВ).

                *  *  *

  О городе в эстетическом аспекте. У правильного города должно
быть следующее:
 1. Рельефность. Чем больше, тем лучше, хотя крутые перепады
    высот, конечно же, не удобны для передвижения и опасны.
 2. Обильная древесная растительность, не сильно заслоняющая
    архитектурные достопримечательности и лучшие ландшафтные
    виды.
 3. Водные поверхности: реки, озёра, пруды, моря, оеканы.
 4. Обозримость с каких-нибудь высоких мест (холмов, башен) или
    через открытое пространство (реку, овраг, площадь).
 5. Разновысотность зданий. Небольшое количества особо высоких
    зданий и сооружений, могущих служить ориентирами для пешехо-
    дов.
 6. Компактное расположение всего интересного, облегчающее
    осмотр.
 7. Открытые пространства перед зданиями, заслуживающими
    визуального восприятия и фотографирования.
 8. Разностильность зданий.
 9. Разноэпошность зданий.
10. Доподлинность зданий (обшарпанность лучше зареставрированнос-
    ти).
11. Насыщенность декорума у некоторых зданий (у МНОГИХ, наверное,
    не получится, вдобавок это уменьшит внимание, уделяемое
    каждому декорированному зданию в отдельности).
12. Стильность уличных скамеек, уличных мусорниц, уличных авто-
    бусных остановок, киосков афишных тумб, фонарных столбов,
    шильд с названиями улиц и номерами домов.
13. Хотя бы одно очень особенное по виду и легко узнаваемое
    здание или сооружение, могущее служить символом города.
14. Компактность, аккуратность и скоротечность строек и реставра-
    ций. Заборы строительных площадок, строительные леса, подъём-
    ные краны должны появляться только на короткое время.
15. Минимум воздушных кабелей.
16. Минимум раскопов. Коммуникации прокладываются по долговремен-
    ным планам и/или в аккуратных подземных тоннелях, а не в
    ямах.
17. Минимум рекламы, отсутствие наклеенных где попало объявлений.
18. Высокое качество населения: отсутствие алкоголиков, куриль-
    щиков, бомжей, нищих, панков, калек, уродов, маразматиков.
19. Минимум автомобилей, ориентированность на пешеходов.
20. Чистота.

  В Витебске родился писатель Лазарь Лагин (1903-1979), он же
Лазарь Гинзбург. Через год, правда, переехал в Минск, а в 1924 г.
-- в Москву. Служил в Красной Армии. Работал в журнале "Кроко-
дил", В конце 1930-х гг. был в длительной командировке на острове
Шпицберген (это, наверное, чтобы не случилось длительной команди-
ровки на Колыму). Во время Великой Отечественной войны сражался в
газете "Красный черноморец" Черноморского флота, участвовал пером
в обороне Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска. В 1938 г.
опубликовал повесть "Старик Хоттабыч" (в 1955 г. доработал её). В
1947 году написал на идише книгу фронтовых заметок "Мои друзья
бойцы-черноморцы". Ещё является автором сценария к мультфильму
для взрослых "Шпионские страсти" и много чего помимо этого. "Ста-
рик Хоттабыч" -- произведение особо трескучее по части коммунис-
тической пропаганды: в других популярных детских повестях того
времени такого треска не было.

                *  *  *

  В Витебске геройски погибла знаменитая в своё время Вера Заха-
ровна Хоружая (1903-1942) -- дочь царского полицейского, уроженка
Бобруйска, проведшая 7 лет в польской тюрьме, 2 года в советской
и 3 недели в немецкой: комсомольская аппаратчица, журналистка,
агитаторка, подрывная работница, мать двух детей и т. д. В Витеб-
ском подполье она продержалась только две недели: СД работать
умела, а качество подготовки и организация советских "подрывников"
были такими, что все эти люди являлись по сути смертниками. Среди
прочего, Хоружую снабдили негодными поддельными документами, а ок-
купационных марок ей не дали (или дали недостаточно), типа отнимай
у врага, так что она элементарно голодала -- и просила денег в
своих записках в "центр" (в 4-х из 12). Но, вроде, она успела один
раз удачно навести советские бомбардировщики, чтобы они выбомбли-
вали в городе не все архитектурные достижения подряд, а только
здания, занятые проклятыми "фашистами". Редкостно самоотверженная
максимальнутая особа, ни на кого, вроде, не доносившая и не изде-
вавшаяся над пленными. В 1960 г. ей присвоили звание Героя Совет-
ского Союза. Изначально она была Хорунжей, но потом, как ей каза-
лось, русифицировалась, из-за чего теперь у некоторых случаются
трудности с написанием. Сын Веры Хоружей Сергей -- сначала физик
средних размеров, а в дальнейшем заметный представитель "право-
славн(ут)ого постмодернизма", то есть, тот ещё паскудный мутегон,
отравляющий умишки психически слабых образованцев и зазря перево-
дящий еду и бумагу. Можно предполагать, что нетиповое поведение
обоих этих Хоружих определилось одними и теми же не совсем
правильными генами.

                *  *  *

  Художник, рисовавший Витебск в дофотографическую эпоху, -- Юзеф
Пешка (1767-1831). То ли поляк, то ли литвин. Помимо Витебска, он
рисовал Вильню, Могилёв, Минск и пр. Прекрасное то, что мы потом
потеряли. Юзеф Пешка, среди прочего, участвовал в разрисовке Ми-
хайловского замка в Санкт-Петербурге, кстати (и не подумайте, что
это было граффити). Про Пешку в Белоруссии не трындят, потому что
трындят про Шагала.

                *  *  *

  Еврейское Старо-Улановичское кладбище (оно же Староулановское,
Староулановичское) -- действует с 1909 г. Располагается в конце
2-го Лагерного переулка около Новоулановской улицы. Названо по
улице, проходившей рядом с ним в начале XX века. Почти все дово-
енные надгробия этого кладбища исчезли (растащены как строитель-
ный материал или на перебивку надписей).
  Отношение к еврейским кладбищам в Витебске со стороны властей и
обывателей-неевреев всегда было скотским: не только во время
нацистской оккупации, но и при большевиках, и до них, и после них
тоже.
  В Витебске существовало ещё несколько еврейских кладбищ, но они
были при [быдлячьей] Советской власти ликвидированы. Это ж вам не
Прага...


Рецензии