Хвост Арлекина, 5

ХВОСТ АРЛЕКИНА

                …Но за тобой тащился длинный хвост…
                Из песенки «О нашей встрече»
                (1964), автор — В.С.Высоцкий.

ПАЙЕТКА ПЯТАЯ. ПОЖАР

                …Убрали свет и д`али газ…
                Из песни «Ошибка вышла»
                (1975), автор — В.С.Высоцкий.

Сигаретка добыта была из свежей пачки. На пачке (твёрдой) при свете посчастливилось бы прочитать:
                ИНСУЛЬТ (крупными чёрными буквами)
                Подробнее о последствиях (и 11-значный номер телефона)
Дальше краской под цвет старого золота:
                ——— 1857 ———
                Донской
                Табак
                тёмный
В городе-герое Минске (и во всей Беларуси) такие не продавались. Их привозили мне блоками из Санкт-Петербурга (иногда из Москвы).
Знакомство с «Донским табаком» проистекло из пристрастия к сигаретам «АРКТИКА классика», сложившегося у меня давным-давно (точно уж и не вспомню: в каком именно год`у?). Почему оно такое сложилось? При желании можно думать: в память о лете 1977-го, когда по долгу службы довелось «гнаться» на БПК за атомным ледоколом «Арктика», совершавшим поход из Мурманска к географической точке Северного П`олюса…
«АРКТИКА классика» изначально изготавливалась фабрикой «Нево Табак», известной курильщикам в Российской Империи аж с 1873-го г`ода (возможно, с тех пор и адрес её питерский ни разу не менялся?). Затем по причинам, кои меня не интересовали, в новой (перестроившейся) России выпуском этих сигарет занялось ЗАО «ДОНСКОЙ ТАБАК» (город Ростов-на-Дону). Выпускало из местного сырья, однако под контролем ООО «Нево Табак». Названное ООО учреждено то ль в 2012-ом, то ль в 2010-ом, то ль ещё раньше, но в 2017-ом «сдохло», и ростовчане утратили право на торговую марку «АРКТИКА классика»… а вскоре их взяли «под крыло» японцы — Japan Tobacco International (JTI). Теперь JTI называет себя лидером табачного рынка в РФ, имея в портфеле, кроме полудюжины международных брендов, десяток российских марок — «Пётр I», «Русский Стиль», «21 Век» и другие.
Ну, попробовал я потреблять иные изделия для бытового курения, поставляемые от АО «Донской табак», — и нашёл, что они «вкуснее», нежели «АРКТИКА классика» (не сочтите, пожалуйста, скрытой рекламой).
                * — * — * — * — *
Ритуалом потребления сигарет предусматривается неторопливое обнюхивание их перед тем, как «шваркнуть» зажигалкой или спичкой.
Перешагивая через порог из косого коридора в рабочий тамбур, я настраивался по-гурмански насладиться ароматом, «выращенным» не в каких-нибудь Мэрилендах или Виргиниях, а… где? Крупнейшим в мире экспортёром табачного сырья (читал) считается заокеанская страна Бразилия. Любопытно: неужель японцы пичкают ростовскую фабрику бразильским…
Досужим этим мыслям гроза, продолжавшая бушевать снаружи, нисколько не мешала.
Помешал з`апах, втянутый моими ноздрями. Он был неожиданно мерзок — и возбудил воспоминания отнюдь не про чернозём придонских степей, к которому без скупости добавлен навоз всякой рогатой скотины (в тех же библиотеках почерпнул я информацию: он — наилучшее удобрение под табак), а про пребывание моё на «нивах» радиотехнических, когда приходилось сталкиваться с влетевшими в серьёзную беду трансформаторами, электромагнитами, электромоторами, генераторами и им подобными устройствами.
Похоже было: поблизости горит (либо только что сгорела?) обмотка такого устройства. Точнее: не обмотка, а её изоляция. Тот, кто хотя бы раз ощущал эту удушливую вонь, не забудет её во всю оставшуюся жизнь.
Я высек пламя и, не прикуривая, наклонился с ним к п`олу. Осветил поочерёдно нижние углы помещения на всём их протяжении. Видимых струек дыма не обнаружил. Потушил огонь, засунул сигарету обратно в пачку и взялся работать не зрением, а обонянием.
Итог: отвратительный з`апах показался более сильным у отсека, отгораживающего котёл для кипячения питьевой вод`ы (в просторечии — «титан») от внутренней стенки рабочего тамбура.
Если б «крякнул» электронагреватель в «титане» — от него до открытой двери служебного купе со щитом, у которого возится Нина, всего шаг, и она бы наверняка уж`е учуяла.
А что находится в этом отсеке? Что там может сгореть, источая столь специфический з`апах?
Не знаю.
Некоторые однокурсники мои подряжались на вр`еменную подработку проводниками пассажирских вагонов в летнее время, когда планово вырастало количество поездов для советских отпускников.
Если б я подрядился хотя б на один рейс из Минска до южного м`оря, хотя б до Азовского, — теперь знал бы.
                О том, что в жизни не сбылось,
                жалеть, наверное, не ст`оит…
Много ль т`олку сейчас вздыхать о далёких годах, дальних дорогах и упущенных шансах?
Воздержавшись и от вздохов, и от курения, я вернулся из тамбура в косой коридор, опять приблизился к Нине, которая продолжала впустую «бороться» со щитом и столь же безрезультатно ругаться, и негромко сказал:
— Полундра!
Женщина примолкла. Я продолжил всё так же без нажима:
— Нина, у нас тут на борт`у горит какое-то электрооборудование. Либо проводка. Либо только что сгорела. В тамбуре слышен нехороший з`апах, скоро пойдёт сюда. Спокойно. Скачи на пятой скорости в соседний вагон и доложи оттуда бригадиру п`оезда. Я здесь подежурю.
                * — * — * — * — *
Нина охнула и побежала, велев мне не стоять-торчать простым столбом-сторожем, а потихоньку нацеливать пассажиров на эвакуацию в ближний плацкартный вагон.
Вероятно, многие из уважаемых читателей видели голливудско-французский кинофильм «Воздушный маршал» (оригинальное название — «Non-Stop»), заглавную роль в котором вполне великолепно сыграл британский актёр Уильям Джон Н`исон (Л`иам Н`исон)? Снята эта лента в 2014-ом, а Федеральная служба воздушных маршалов в США начал`а своё существование в 1961-ом. Суть работы американского воздушного маршала — инкогнито находиться в числе пассажиров гражданского авиарейса и всемерно заботиться об их безопасности (препятствуя, в первую очередь, возможному угону самолёта). С некоторых пор и советский «Аэрофлот» вынужден был прибегнуть к подобной практике — особенно на маршрутах приграничных или заграничных.
Про службу железнодорожных маршалов слышать не доводилось — ни про иностранную, ни про отечественную. Да и не знаю доподлинно: есть ли у какого-нибудь государства такая служба? Но в концевом вагоне п`оезда №376 вечером 24.11.2018 как раз впору было мне себя вообразить «железнодорожным маршалом» — старался уберечь людей от несчастья. Не имея форменной одежды (и без огнестрельного оружия). Используя лишь «ораторский талант», добродушные интонации, приличествующий ситуации юмор, а также фигуру, шибко похожую на другого знаменитого киногероя — Винни-Пуха.
(Чуть не забыл упомянуть: мегафона у меня тогда тоже не было.)
Ходил, ходил и говорил, говорил, притормаживая или уж`е гася всплески женской паники.
Упаковал свои пожитки. Что там было упаковывать? Сунул нетбук в рюкзачок, рюкзачок за плечи… Куртка, обувь, шапка — всё на мне, всё по сезону. Документы, деньги, курево — в надёжных карманах.
Тем временем з`апах гари потянулся вдоль коридора.
Что ж именно горит? Как найдёшь в этой темноте? И ещё хорошо бы найти огнетушитель…
Люди настроились, приободрились. Не без суетливости собирают вещи. Кое-кто успел переодеться в ночной костюм — пусть переодеваются обратно, если сами захотят. Никакого насилия. Не провоцировать, не показывать им тревогу. Тем паче — страх.
Наверное, своей властью пор`а уж`е командовать им переход? Скомандовал. Сам встал в рабочем тамбуре и открыл все 4 двери, чтобы гарь выдувало прочь.
А молнии всё бьют и бьют. А поезд всё едет и едет тихо на восток.
                …И стыки рельс отсчитывают путь…
Нина вернулась с бригадиром. Он быстро оценил обстановку:
— Будем отцеплять, надо определять очаг и тушить.
— Сами? Здесь?
— Ща вызову машиниста по радио, пусть стопорит. А пот`ом — маневровый мотовоз от БЧ с пожарниками и прочими спецами, пусть забирают этот вагон и оттаскивают задним ходом на родину. Людей всех вывели?
Я вызвался:
— Схожу проверю. Нина, в вашем хозяйстве ведь должен быть какой-нибудь аккумуляторный фонарь? Или хотя бы керосиновый?
Она метнулась в служебное помещение, ощупью нашла, передала мне. Я пошутил:
— А заодно бы уж и противогаз? — и пошёл внутрь вагона, зачем-то сдерживая кашель.
Два «артиста», превратившиеся в бесправных «зайцев», тихохонько сидели в 6-ом купе. Остальные опустели.
— Ребята, надо и вам уходить отсюда.
— Там, мы слышали, тётя Нина привела начальника — оштрафует.
— Не бойтесь. Он решил остановить поезд минутки на две и вылезет на землю, чтоб отцепить наш вагон. Вы за эти минутки должны скоренько проскочить в тот, передний. Пакуйте инструменты, одевайтесь — и помаленьку, осторожненько выдвигайтесь. Занырните в первое купе и ждите — я подам сигнал.
Мы почувствовали замедление х`ода. Оперативненько действуют российские железнодорожники!
                * — * — * — * — *
Дистанцию вдоль сомкнутых занавесок, мимо закрытых дверей купе Лёля в темноте одолела сравнительно легко, как и косой коридор, но на его окончании рухнула, потому что поблизости ударила очередная молния. Саша выскочил в тамбур, оттеснив меня к проёму правой двери, и принялся поднимать сестрёнку, вполголоса матюкаясь:
— Давай, …, любимая! Давай, …, давай!!
Я подсвечивал фонарём, который удерживал левой рукой.
Лёля лежала, согнувшись крючком так, что нижняя часть её тельца оставалась в косом коридоре, а верхняя простиралась головой в мою сторону. Между этой головой и мною копошился-кряхтел Саша, пытаясь вытянуть из-под партнёрши гитару (в которую та вцепилась, будто не умеющая плавать — в спасательный круг), и распрямить девочку, и приподнять, и направить в переход к плацкартному вагону.
                * — * — * — * — *
Заметил ли возню музыкантов бригадир?
Услышал ли звуки, сопровождающие её?
Да где он вообще был в эти моменты?
Чтобы разъединить «ч`асти» СА-3 — советская автосцепка, 3-ий конструктивный вариант (1932-ой год), — то есть повернуть расцепной рычаг, справному знающему человеку понадобится пара секунд. Ещё пара или тройка — для размыкания тормозных рукавов и электрокабелей. Не исключено, что он уж`е заскочил в плацкартный вагон и вот-вот даст распоряжение машинисту 376-го: двигай, мол, помалу вперёд, — а затем станет вызывать бригаду аварийщиков из Гомеля.
Или со станции Новобелицкой?
Неужель расстояние до них всё ещё меньше, чем до российской Злынки?
Или вагон, принадлежащий БЧ, спасать должны, могут, вправе только кадры из БЧ?
А если б он попал в беду где-нибудь среди н`очи за Орлом, за Ельцом, на подходах к Липецку?
Или 376-ой в Липецк не идёт, сворачивает направо — на Касторную?
Ладно, после разберёмся…
                * — * — * — * — *
Наконец, мужская сила победила, и ручки бледной рыдалицы выпустили гитару.
                …Только не порвите серебряные стр`уны…
Рыжий не успел ослабить тягу своевременно — гитара пронеслась под его левым локтем вперёд грифом и саданула мне в причинное место. Я охнул… согнулся… но фонарь ещё не выронил.
А схватка на пол`у моментально, без гонга перешла во второй свой этап: Саша, похоже, решил, что правильнее будет втащить сестру в тамбур и разгибать её здесь. Крепко ухватил Лёлю «под микитки» — и резко откинулся корпусом назад! Висевший на его спине футляр с аккордеоном размера 7/8 увесисто двинул мне в лоб — и я вылетел из тамбура спиной вперёд…

                К р а й    п я т о й    п а й е т к и

© Аффтар, 2020.

© Явные и неявные заимствования из текстов произведений В.С.Высоцкого даны здесь с опорой на расшифровку магнитозаписей, датируемых 1962-ым, 1970-ым и 1975-ым гг.


Рецензии