73. Рыкают враги... Не предай зверям душу

Послание 73.

"Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?"

Этот псалом озаглавлен как «маскил» – размышление с назиданием.

Многие толкователи называют его жалобой, звучащей по поводу разрушения храма вавилонянами при правлении Навуходоносора. Мы увидим, что он действительно был написан в дни страданий, но как и все псалмы предназначался для научения и поучения. Чтобы все идущие к Творцу, даже испытывая страдания, поступали мудро и, взывая к Нему ревностной, праведной и верной молитвой, не теряли ощущения Его присутствия, и предали Ему путь свой, чтобы Он совершил.

«Зачем, Боже, Ты оставил навсегда, воздымился гнев Твой на паству Твою!» – это перевод первой строки из Теилим, еврейского текста. Да, не бывает дыма без огня, но бывает дым как предупреждение до вспышки пламени.

Возникающее ощущение недовольства Отца на контрасте с былым ощущением Его любви – это и причина, и горечь страданий детей. А более взрослый разум даёт понимание, что враги не имели бы силы одолеть, если бы не было им позволено свыше.

Даже Иисус, испытывая муки на кресте, воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».

Такие слова означают, что душа испытывает страх того, что Бог её отвергнет. Только она, душа, желает принадлежать Ему, чего бы ни приходилось выносить от других людей.
А потом она стремится узнать, почему и для чего Отец небесный распорядился именно таким образом. И именно это побуждает верующего человека взывать  к нему и молиться.
 
Видя грозное предупреждение, человек останавливается и проверяет, есть ли тому причины в прошлом, и ищет, за что зацепиться, потому что знает: он сам много сделал для того, чтобы упасть, и ничего из того, чтобы избежать падения.

"Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты вселился."

«Вспомни общину Свою, которую издревле приобрёл Ты, спас Ты колено наследия Своего, эту гору Цийон, на которой обитаешь Ты» – и снова в прямом переводе видим более ясное значение.

Евреи в страданиях вспоминали, что Творец принял их для Себя, сделал коленом (в значении рода) наследия Своего и посвятил Своей славе. Молились и напоминали Богу о горе Сион как особом месте, отрадной Его обители.
Это – взывание к милости Господа, признание себя предателями того, что им давалось, а они роняли или оставляли.
Надежда их в том, что Всевышний не откажется от народа, который так дорого обошёлся Ему, который Он так долго вёл и признавал Своей общиной.

"Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: всё разрушил враг во святилище."

Бедственное положение, в котором оказался Израиль, на духовном уровне более всего связывалось со святилищем, а разрушенное святилище в духовном смысле – это душа, которая сейчас развалена и опустошена.

Подвигни стопы Твои – прояви дела Своего провидения. Евреи поднимают уровень веры до души, но в разбитую душу невозможно получить духовное наполнение.
За жалобами на врагов витает тоска и беспокойство за храм, в котором они общались с Богом, в котором могли славить имя Его, желать, чтобы исполнилась воля Его.

"Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших;

Враги не дают со смиренным благоговением общаться с Господом, препятствуют собраниям во имя Его; «…символами сделали знаки свои» – псалмопевец знает, что чуждые, ложные символы вытесняют праведный дух.

Если углубимся (точнее – возвысимся) до духовного толкования, то враги Бога правды и любви – это самость и эгоизм, которые уводят от общения с Творцом, забивают разум и атрофируют душу эгоистическими смыслами и желаниями.

"показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева;
и ныне все резьбы в нём в один раз разрушили секирами и бердышами;

Уточняем значение по прямому переводу: «Подобен был он тем, что поднимают топор на заросли древесные. И ныне все украшения его молотом и топором разбивают».

В то время считалось большой честью приложить руку к постройке храма, и был уважаем человек, рубящий деревья и делающий резьбы – украшения храма.
Враги же гордятся участием в его разрушении, в ликвидации всего, что украшает вероисповедание. Они ненавидели храм, и искусная резная работа уничтожалась грубо и безжалостно.

Усилия врагов, как внешних, так и внутренних, направлены на разрушение привлекательности духовных ощущений, подмену их грубыми эгоистическими удовольствиями. Главная их цель – чтобы не славилась мудрость познающих Бога, а торжествовали пороки, распространялись вымыслы, разрушающие веру.

"предали огню святилище Твоё; совсем осквернили жилище имени Твоего;
сказали в сердце своём: «разорим их совсем», – и сожгли все места собраний Божиих на земле."

«Совсем осквернили» в еврейском переводе – «до земли осквернили обитель имени Твоего», то есть изгнали духовное наполнение храма, прнизили до грубого материального.

Желание полностью уничтожить «духовный Израиль» – в духовном переводе «идущих прямо к Богу», выражается в уничтожении «всех мест собраний Божиих на земле», где читалось и толковалось слово Божье, прославлялось и призывалось имя Его без алтарей и жертв.
«Место» в духовном смысле есть точка приложения намерения, следовательно, действия врага Бога направлены на уничтожение желаний, устремлений к познанию Господа и к общению с Ним.

"Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет."

Это состояние полного духовного вакуума, результат сокрытия Творца от нерадиво ищущего Его, уклоняющегося с пути.
Человек теряет опору, входит в состояние тьмы, в самое низшее из состояний – материальное.

Сокрытие даётся для того, чтобы преодолевая его, мы нашли того, кто нами управляет, и управляет нам во благо, хотя в своих эгоистических свойствах мы ощущаем противоположное.

Человек слаб, и не может пробудиться сам. Бог пробуждает его именно в то время, когда он страдает, чувствует себя лишённым всего. Но в действительности в это время человек ближе всего к Нему, ведь тогда острее ощущает потребность Его раскрыть.

И только если искренне просит помощи свыше, ничего за это не получая, то становится от этого восприимчивым к свету, и Творец наполняет его желанием отдавать, просветляет душу.

"Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твоё?
Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их."

Израиль укоряет Бога за то, что Он медлит отстаивать Свою честь?!
Или же это праведник искренне возмущен тем, что пострадала слава Божья, ведь ей нанесен ущерб хулящими имя Его?

Но далее звучит: «Из недр Своих порази!». И раскрывается причина: всё дело – в отсутствии ощущения Бога. И единственное, что может помочь – ощутить, раскрыть Творца.
Ведь если ты постоянно ощущаешь только себя самого, то эгоизм «топит» тебя в своих недрах.
Если же тебе раскроется Господь, тогда ты оказываешься не во власти своего эгоизма, а во власти Его силы – силы отдачи, которая из недр Его. Эта сила соединит твою душу с Корнем, породит желание аннулировать свою самость без малейшего рассуждения. Достичь именно такого состояния – всё равно что «заставить» Бога раскрыться в твоей душе.

И тогда эта сила поражает врага, каким бы он не был явлен. И главное, чего необходимо достичь человеку, – это раскрытия и ощущения Творца, чтобы почувствовать, что именно это свойство, эта сила наполняет весь мир, управляет всем, и нет никого, кроме Него.

Так происходит и сейчас, только это скрыто от нас, – для того, чтобы вынудить раскрыть Его, пожелать Его раскрытия.
Мы должны дойти до такой степени отчаяния, когда поймём, что только раскрытие Творца может нас спасти. Не подействуют никакие спасительные теории или революции, чтобы понять происходящее, чтобы соединиться, дать людям правильные намерения, – это будет уже следствием раскрытия Творца.

"Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни,

Псалмопевец провозглашает образы провидения Божьего как Царя от века, которыми ободряет себя вера в ожидании избавления, и в желании духовной пищи, которую всякий может вкусить.

Змий означает желание насладиться, которое выше, в смысле сильнее разума человека;
левиафан есть «царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41:26). Бог сокрушает им голову, то есть лишает их возможности действовать на уровне замысла, намерения.

"Ты иссёк источник и поток, Ты иссушил сильные реки."

Это знаковые образы действий Творца по исправлению человеческой природы. Они заключаются в высечении источника и потока из скалы и иссушении сильных рек.

Он извлёк воду не где-то на равнине, а именно из скалы, в которой мы видим Его прообраз, то есть источник жизни вечной находится только в Господе, в этой скале!

Сильные реки – это образ неконтролируемой материальной энергии, которая препятствует объединению. Иссушенная река означает, что люди могут объединяться и почувствуют, что только Богу под силу остановить непреодолимую человеку силу.

"Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;
Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил."

Ночь в духовном ощущении – это то самое скрытие Божественного света, когда с тьмой приходит сомнение, беспокойство или безразличие. Но потом возвращается день – свет вызывает определённость, подъём духа, новые желания.

Полезно осознать, насколько разные состояния овладевают тобой, и ты ничего не можешь с этим сделать, – ни в хорошем состоянии, ни в плохом, ни справиться с радостью, ни с печалью.

От частицы Его света зависит наша жизнь и смерть, все наши состояния, которые приходят для того, чтобы мы поняли, что обязаны подняться выше них к Тому, Кто всем этим управляет.

"Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твоё.
Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда."

Бог не нуждается в напоминании о том, что Он обещал по завету, но праведника угнетает хула на имя Божье, и ободряет надежда, что Бог выступит против врагов и не допустит, чтобы была повержена душа горлицы Его – Церкви.

Собрания убогих – объединяемых побуждением к вере, но слабым и немощным в духе, особенно нуждающихся в защите.

"Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.
Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твоё."

Праведник возносит мольбу Богу соблюсти завет, заключенный с Авраамом, теперь, когда земля Израиля наполнилась жилищами злодейства.
Они были угнетены, так как обеднели духом и не могли помочь себе. Угнетённые, они обнищали и имеют только упование на Творца.

"Восстань, Боже, защити дело Твоё, вспомни вседневное поношение Твоё от безумного;
не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается."

Псалмопевец взывает к Господу в уповании на то, что Он защитит Своё дело – замысел и план в отношении избранного Им народа. Дети Его не должен считать, что если они угнетены, то отринуты Всевышним навсегда.

Враги, разрушающие Храм (как на мирском, так и на духовном уровне), на самом деле «разрушают уже разрушенное» – им попускается уничтожить лишь «бревна и камни», духовно неживое, к чему относятся и «каменные сердца» людей. Но через это сохраняется живой народ Божий, обетование с которым – навечно.
Через это реализуется замысел Творца, а он заключается в том, чтобы привести человека к абсолютно свободному состоянию. И все воздействия со стороны Творца не направлены против души человека, они только ради его души.
И если человек это познает, то уже входит в правильный контакт с Богом.
Он начинает понимать, что действия Господа поднимают его к свойству отдачи, а достижение этого свойства делает свободным.

Сейчас нам кажется, что свойство отдачи, любви, отдача ближнему, любовь к ближнему порабощает, ограничивает, заставляет думать о других, работать на других. Нет! Это не так, ведь только в отдаче и любви мы начинаем получать высшую энергию, высшую силу, высшее ощущение, выход из нашего мира. И только это несёт ощущение свободы.


Рецензии
То, что прежде предаём в себе Бога, – не в том беда, потому как Бога предать нельзя, Он не предаётся, а предаётся собственная душа, в которой Бог мог бы жить.
По идиотизму предавая себя, не только свою душу предаём и обрекаем её на черноту забвения. Предаём детей, предаём родителей, и с ними – общую душу, которая в «пространстве» Бога, в Его духовном поле.

Клинкер   22.05.2020 10:16     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за это по сути дополнение, связывающую душу и нынешнего человека с духовным полем псалмов.
Благослови нас Господь.

Вячеслав Абрамов   23.05.2020 07:11   Заявить о нарушении