Письмо дочке. О ненужности, криминале и технология

Сбежали львы из зоопарка, спрятались в НИИ. Их два месяца искали, не могли найти. И вдруг облава, все выходы заблокировали, поймали, опять посадили в клетки. И старший лев младшему говорит:
- Вот я съел четырёх лаборантов, двух кандидатов наук, даже одного профессора - никто и не заметил. Зачем ты, балбес, съел уборщицу?

Возможно, у тебя однажды появятся мысли о своей ненужности. У меня часто так было. И, к сожалению, никто не сказал мне одну простую мысль, которая очень облегчила бы мне жизнь. Конечно, когда что-то даётся слишком легко, оно и не ценится особо. К чему-то нужно приходить своим опытом, через пот, слёзы и депрессии... Но я таки скажу, а ты сама решишь, насколько это актуально.
Твоя нужность определяется тем, какую ценность ты представляешь.
Если ты приносишь пользу, твои дела кого-то радуют, кому-то помогают, облегчают жизнь, избавляют от проблем, помогают сделать правильный выбор - ты нужна!
И, наоборот, если ты не приносишь пользу, а создаёшь проблемы: плохо делаешь работу, которую приходится переделывать; несёшь в мир уныние и пессимизм; критикуешь, не предлагая вариантов исправления ситуации; потребляешь, не создавая ничего взамен; откровенно вредишь и являешься обузой - то мир будет отвергать тебя.
Есть личности, внутренняя сила и эгоизм которых столь сильны, что им доставляет радость и придаёт силы асоциальное поведение. Но даже в этом часто есть труд: построить криминальную империю, пожалуй, будет посложнее, чем развить собственный магазинчик, дизайнерское бюро или какую-нибудь фирму по ремонту. Разумеется, дело определяется не только вложенными усилиями (обычно чем больше усилий - тем больше и прибыль), но и моральной стороной дела. Но про мораль я говорить не буду, уж больно относительное понятие, а вот риски учитывать стоит. Стоят ли риски быть убитым или покалеченным в бандитских разборках либо сесть в тюрьму тех денег, которые принесёт криминал или полукриминал? Зачастую это выбор тех, кто не умеет делать иного. В этом и есть плюсы хорошего образования: оно даёт возможность делать дело и зарабатывать деньги без столь радикального риска. Потерять деньги не стоит бояться - деньги потом заработаются. Потеряные деньги - это приобретённый опыт...
Но возвращаясь к теме ненужности.
Утром я пил кофе в кабинете своего бывшего непосредственного руководителя. Там был ещё один мой коллега - ключевой сотрудник направления. Они обсуждали среди прочего возможность разработки неких отчётных форм в рамках развития нашей бухгалтерской системы. И было видно, что сотрудник понимает свою важность, что на текущий момент времени этой разработкой может заняться только он. И я по-своему завидовал ему: тому, как человек может искренне увлечься чужой идеей, положить максимум своих способностей и стараний на реализацию этой задачи. В глубине души, наверное, у меня копошатся сомнения: так ли нужны эти разработки, которые будут использоваться один раз в год, а на их разработку уйдёт месяца три? Не происходит ли в современном мире некоего искусственного усложнения, и зачем оно нужно? Чудеса света строили без компьютеров, Британская империя завоевала полмира без компьютеров, человека запустили в космос "на калькуляторе" (Билл Гейтс сказал когда-то, что "640Кб оперативной памяти хватит всем").
Чтобы не ходить далеко - освоение Севера и становление "Сургутнефтегаза" прошли относительно недавно без этих презентаций .pps, а Зимний дворец (Эрмитаж) был построен без 3DMax. Технологии должны были облегчить жизнь. Но на своём уровне понимания я допускаю трактор вместо сохи и фотоаппарат вместо художника, но как далеко должны заходить технологии далее? И так ли экономически эффективны системы, рассчитывающие потребность закупки до каждого болтика, если стоимость 1000 болтиков, условно, тысяча рублей, а зарплата отдела, сопровождающего закупку болтиков, за год составит десять миллионов без учета аренды офисов и налогов?
Но я вдаюсь в критиканство. любой таксист знает об управлении государством больше, чем любой министр. Возможно, дело просто в недостатке информации. И чтобы понимать - для этого и нужно развиваться. Учиться. И не только тому, что учат в школе. Смотреть по сторонам. И каждый вечер задавать себе вопросы:
- что нового я увидел сегодня?
- почему это происходит?
- что полезного я могу извлечь из этого для себя?
А ещё - постарайся уметь дружить.
Мне сложно будет научить тебя этому сейчас, потому что я сам только учусь этому. Последние десять лет я просидел в раковине, как премудрый пескарь. И сейчас мне тоже сложно: некомфортно и даже стыдно; мне завидно наблюдать, каких успехов достигли другие люди, которых я даже когда-то превосходил... Но всё проходит, пройдёт и это.
Постарайся принимать людей. Я не говорю "любить" - потому что чем старше становишься, тем сложнее любить. Но хотя бы не отравлять их жизнь обидами и критикой. Есть такая профессия "просто хороший человек". И пусть это отчасти вступает в противоречие с тем, что я писал выше о необходимости расти в профессиональном уровне, - но разве мешает одно другому?
Не можешь помочь - не мешай. Это справедливо для тех дел, мастером в которых ты не являешься. Но подбодри и поддержи добрым словом, "ничто не стоит так дёшево, и не ценится так дорого, как доброжелательная улыбка".
И тогда ты всегда будешь нужной.
Люблю.
Целую.
Папа.


Рецензии