С чего начинается отдельная цивилизация. Цивилизац

С чего начинается (отдельная) цивилизация. Цивилизационный очерк.


Один из героев Теодора Драйзера вспоминал об огромном впечатлении, которое на него произвели картины русского художника-баталиста Верещагина. «В одно из воскресений Юджин отправился посмотреть его картины и был потрясен великолепной передачей деталей боя, изумительными красками, правдивостью образов, ощущением трагизма, мощи, опасности, ужаса и страданий, которое исходило от этих полотен.» (Теодор Драйзер «Гений» (1915)).

(«Люди искусства, богачи, женихи и невесты, квакеры, безработные, ремесленники и священники шли и снова возвращались на выставку картин Верещагина. И эти картины, мрачные, сияющие, грубо-сочные и мертвенно-бледные, желтые и написанные молоком, написанные кровью, выделяются, сверкающие и огромные, среди легких и мягких портьер… Перед вами словно открывается занавес…» Марти Хосе. Выставка картин Верещагина [В Нью-Йорке в 1889 году].)

Картины Верещагина не совсем удобны для современных официальных идеологических конструкторов, осуществляющим свою деятельность на территории России и пытающихся что-то изобрести.

Тем не менее, эти картины доступны – при определенной настойчивости – широкому кругу лиц. ("Список картин Василия Верещагина" - Википедия).

Российская империя расширялась на Восток – в сторону Тихого океана. Картины Верещагина отражали впечатления представителя европейской (западной) цивилизации в ходе этого движения.

Ныне мы имеем возможность (внезапно) узнать, что Россия – это отдельная цивилизация. "МОСКВА, 17 мая [2020]. /ТАСС/. Россия - это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация…- отметил глава государства» (https://nauka.tass.ru/nauka/8493647). Приятно, конечно, в 2020 году себя поздравить с подобным цивилизационным открытием…

Мариэтта Шагинян, описывая жизнь некоторых предков Владимира Ильича Ленина, с удовольствием давала словесные картины жизни полу-средневековой Астрахани, находившейся в 19 веке на границе между Западным и Восточным мирами. Может быть Астрахань второй половины 19-го века – это прообраз некоей «отдельной» «российской цивилизации»? (Василий Верещагин. «Нищие в Самарканде».1870).

О разделе Россией, Пруссией и Австрией Речи Посполитой и об огромной массе привилегированных жителей этого государства, в одно мгновение ставших интеллигенцией огромной крестьянской страны России в 1775 году, обеспечивших развитие России в 19 веке и достижение Россией уже в 20 веке мирового уровня (по многим направлениям), мы сейчас детально говорить не будем.

Итак, для размышляющих о природе русской цивилизации есть и пример Речи Посполитой, Великого Княжества Литовского, и пример Астрахани второй половины 19-го века, расположившейся между средневековьем и современным обществом.

А для итоговых размышлений имеются картины Василия Верещагина.

Так что не так уж и трудно разобраться – что это за «отдельная цивилизация».


18 мая 2020 г. 11:05


Рецензии