Желание успеха

       «Стремление к земному преуспеянию – какое странное, какое чудовищное явление! Его ищут с исступлением. Едва найдут, как найденное лишается цены, и искательство возбуждается с новой силою. Ничем настоящим люди не довольны: они живут одним будущим, они жаждут только того, чего не имеют. Предметы желания приманивают человека надеждой удовлетворения: обманутый, постоянно обманываемый, он гоняется за ними на поприще земной жизни, доколе не восхитит его нежданная смерть. В душах наших насаждено стремление к бесконечным благам. Но мы пали, и ослепленное падением сердце ищет во времени и на земле того, что существует в вечности и на небе», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов (1807 – 1867).

       В этих словах есть и критика, и оправдание человека. Чего бы он сам ни придумывал, он действует, согласно воле и предначертанию Божию.

       В атеистическом СССР любовь к деньгам и другим благам всегда существовала, но при Сталине она никогда не выставлялась на всеобщее обозрение. Только в брежневские годы о ней стали говорить как о чем-то полезном и даже необходимом.

       «Если у человека есть деньги, значит, он уже не смешной. Значит, серьезный. Нищие нынче вышли из моды», – поучает 18-летнюю Валентину ее ушлый отец в пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» (1971).

       Через 20 лет Ельцин благословил нас брать столько, сколько сможем унести. Сейчас в целом мы живем лучше, чем в прежние эпохи, а кажется, что совсем обнищали. Чем больше имеем, тем больше хочется. Многие стали понимать, что этот путь ведет в никуда. А приведет он к краху и всеобщей ненависти, если не остановиться, не вернуться к духовным скрепам, без которых материальное ничтожно, без которых мелкие малокультурные люди указывают, как нам жить.

18.05.2020


Рецензии