Из дневника Смерти. День 21

Была в институте.
Пришла за профессором... Интереснейший человек. Если бы меня попросили описать его, я бы сказала : знания и опыт. Все считают его обычным старичком. Но багаж прожитых лет, непростых лет, делает его уникальным.
Зашла раньше срока. Ведь профессор общается с огромным количеством людей. Молодых людей. Он читал лекцию. Темы я не знала, но попала в увлекательный момент.
- Как-то решил я заняться бизнесом,- вещал он, степенно прохаживаясь по подмосткам кафедры.- Собрал свои сбережения и отправился за товаром в Турцию. В конце восьмидесятых многие так выживали: ехали за границу, покупали ходовой товар (главным образом одежду), возвращались и продавали. И название было у такого вида бизнеса соответствующее - челночный. Набрал я тогда на турецких базарах свитеров и джинсовых курток, штанов... И купил себе ботинки. Кожаные. Коричневые. Я давно такие хотел, но не мог себе позволить. Счастливый сел на корабль и расслабился. Весь день провел в подсчётах прибыли и лёг спать. А ночью паром загорелся... Мда... Крики, шум, плач. Хаос. Люди выбегали на палубу в исподнем... Корабль затонул. Многие погибли. Кого-то спасли. А я, когда бежал по тонущему горящему кораблю в трусах, знаете о чём думал ? Я думал, что ни разу не надел свои новые ботинки... Многие считают, что перед смертью проносится вся жизнь, а я думал о ботинках. И сегодня мы с вами поговорим о реакциях нашего  мозга и организма в целом на стрессовые ситуации.
- Профессор, а можно вопрос?- худой студент вскинул руку над головой.
- Да-да.
- А как же Ваш бизнес? Получился?
- Нет, не получился. Но это и к лучшему. Теперь я здесь. И вы можете мне не верить, но я счастлив быть здесь... Ну-с, вернёмся к нашей лекции.
Занятие проходило своим чередом, а передо мной была пара мужских туфель. Коричневых. Кожаных. Человек думал, что был на волосок от меня, а мысли у него были об этих ботинках. Действительно, последние мгновения своей нынешней жизни человек вспоминает о мелочах, но таких важных для него мелочах : не надел ботинки, не доел бутерброд, не договорил фразу. Если времени побольше, может пожалеть, что так и не купил машину, не смог съездить в путешествие, так и не начал свой бизнес. Реже вспоминают о том, кого обидели и не успели извиниться; что не завели детей, а, если завели, то воспитывали не так; что мало уделяли внимания родственникам и близким - по-настоящему дорогим людям. А вот уж если время измеряется днями, то человек вспоминает всю свою жизнь... Просто проносится она не мгновенно, а частями. Самыми важными частями, которые являются маркерами именно этой жизни. Это и есть вехи.
Именно то, что человек вспоминает в этом периоде и есть истинно важное в его жизни...

Лекция закончилась, студенты разошлись. Профессор сложил конспекты и статьи в портфель. Он подошёл ко мне и сел рядом.
В самом дальнем и тёмном углу аудитории мы сидели и молчали.
Я тянула время до его последнего инфаркта, давая возможность подумать напоследок, чтобы он смог удовлетворить моё любопытство. А мне просто необходимо было задать мучающий меня вопрос.
И я нарушила тишину:
- Ты сейчас снова думаешь о ботинках?
- Нет... Сейчас я думаю о людях, которые будут меня вспоминать. Кто-то хорошо, кто-то не очень. Надеюсь, что хорошего в этой жизни я сделал больше.
- А как же ботинки?
- Вот,- и профессор, притопнув, выставил вперёд ноги, на которых красовались старые стоптанные коричневые ботинки, начищенные до блеска.

4.05.2020


Рецензии