История кооперации. Роберт Оуэн

Миражи и призрачные надежды кооперативных энтузиастов. Часть 1.

В медиапространстве витают идеи о том, что совместными усилиями, объединившись можно решить многие насущные проблемы. Действительно, объединившись, сообща можно сделать много, быстрее и легче. Хорошо если идейные сторонники кооперации оказываются безобидными просветителями, но очень часто носители таких идей организуют дело, в котором бесследно исчезают сбережения людей, увлекшихся подобными представлениями о кооперации. Где же грань, отделяющая настоящее дело от фантазий кооператоров-мечтателей?
Двести лет назад жил замечательный человек Роберт Оуэн, талантливый изобретатель и предприниматель. В отличие от многих капиталистов того времени, прожигавших свое состояние в бесчисленных кутежах, Оуэн потратил значительную часть своего состояния на различные социальные эксперименты. За это он остался известен в памяти потомков как английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века. Если бы идеи Ленина о кооперации получили дальнейшее развитие, то мы бы ходили с портретами Оуэна на праздничные демонстрации в советское время, как ходили с портретами Маркса и Энгельса.
Роберт Оуэн родился в 1771 году в маленьком городке Ньютаун в Уэльсе в семье мелкого лавочника. Как у большинства детей того времени школьное образование Роберта было недолгим, вскоре начались «трудовые университеты» в виде службы учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах Стэмфордa, Лондона и Манчестера. Накопив жизненного опыта, молодой человек решает завести свое дело. Сначала, взяв у брата взаймы деньги, Оуэн  открыл с одним компаньоном небольшую мастерскую, изготовлявшую прядильные машины, которые в то время быстро внедрялись в промышленность. Потом он завёл собственное крохотное прядильное предприятие, где работал сам с двумя-тремя рабочими. Оуэн так же страстно увлекся химией и, найдя новые способы для обработки грубого американского хлопка.
Манчестер был в это время центром промышленной революции, особенно бурно развивалось здесь хлопчатобумажное производство. Оуэн сошёлся со многими членами местного философского и литературного общества Манчестера, особенно он дружил с доктором Парсевалем, которым впервые была высказана мысль о необходимости рабочего и санитарного законодательства. Сам Оуэн читал в этом обществе несколько докладов о рабочем законодательстве. Улучшение положения рабочих имело большое практическое значение, оно повышало отдачу с вложенного в дорогостоящее оборудование капитала, способствовало притоку более трудолюбивых работников из сельского хозяйства.
Энергичный молодой человек Роберт Оуэн познакомился с Каролиной Дейл, дочерью Дэвида Дейла богатого владельца текстильной фабрики в посёлке Нью-Ланарк близ Глазго, и вскоре молодые люди решают создать семейный союз.
В 1799 году Оуэн  с семьей переселяется в Нью-Ланарк, где становиться совладельцем и управляющим бывшей фабрики своего тестя. Он уже давно задумал провести свой промышленный и социальный эксперимент и прибыл в Нью-Ланарк с твёрдым планом реформы производственных отношений.
На примере своей фабрики он хотел показать, что обязанность заботиться о наёмных рабочих вполне совпадает с интересами работодателя. На основании собственного опыта он выработал систему «патроната», доказывая, что человек составляет продукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние, тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа.
В первое десятилетие XIX века во время социального эксперимента в Нью-Ланарке фабрика Оуэна привлекала к себе множество посетителей, удивлявшихся её коммерческому успеху и благосостоянию рабочих. На фабрике в Нью-Лэнарке был запрещён труд детей до 10 лет и сокращён рабочий день до 10 часов 45 минут. Хотя по современным меркам такие нормы рабочего времени являются безжалостной эксплуатацией, в начале 19 века это было неслыханным новшеством для своего времени, так как значительную часть рабочих английской промышленности составляли дети от 5 до 10 лет, которые трудились наравне с взрослыми по 14—16 часов в день.
Когда деятельность Оуэна стала нервировать благородное английское общество, он перебрался в Америку. В 1825 году купив 30 тысяч акров земли, социальный реформатор организовывает в штате Индиана, на реке Уобаш, коммунистическую производительную общину «Новая гармония», устав которой основывался на принципах общего равенства. Оуэн, с особым выборным комитетом, ведёт все дела колонии, но попытка сразу изменить природу людей путём преобразования внешних условий оканчивается провалом.
Неудачи, тем не менее, не останавливают Оуэна. В 1832 году он делает попытку организации «Биржи трудового обмена». Желая уничтожить всякую торговую прибыль и посредничество денег, Оуэн устраивает в Лондоне биржу, куда всякий производитель может доставлять товары, получая за них трудовые билеты, по расчёту шести пенсов за каждый час труда, вложенный в продукт. Первоначально успех биржи был очень велик, в первую неделю сюда было доставлено более чем на 10 000 фунтов стерлингов товара, и трудовые билеты стали приниматься во многих магазинах как деньги, но скоро, начались затруднения. Купцы посылали на биржу свои залежавшиеся товары и торопливо разбирали с биржи всё наиболее ценное. Биржа была завалена товарами, не имеющими надежды на сбыт. Оценка товаров по часам труда и по шестипенсовой норме постоянно возбуждала недоразумения и споры. С нагромождением на бирже никому не нужных товаров, трудовые билеты потеряли всякую цену и биржа закончила свою деятельность  банкротством.
Тем не менее, до конца жизни Оуэн продолжал много писать, издавал журналы, и неутомимо проповедовал свои взгляды. Роберта Оуэна заслуженно считают одним из идейных вдохновителей кооперативного движения, памятник Оуэну стоит перед центральным офисом кооперативного банка в Манчестере.
Оуэну простительны ошибки и заблуждения. Он был первопроходцем социальных изменений и кооперативным инноватором. Даже отрицательный результат экономического сотрудничества в то время мог дать мощный толчок кооперативному движению. Однако, несмотря на огромный накопленный положительный опыт деятельности кооперативов, постоянно появляются кооперативные энтузиасты, увлекающие людей кооперативными миражами и несбыточными надеждами.


Рецензии