Эля. 2002 г

В школе и дома

В школе Эля училась хорошо и вела себя неприступно, поэтому многие одноклассники просто не любили ее.
«Вон наша заучка идет», - ехмдно смеялись девочки, о чем-то перешептываясь. Эля старалась не обращать внимания и молчала.
Как только в класс приходили молоденькие студентки-практикантки, они постоянно спрашивали Элю, потому что знали, она верно ответит выученный урок. Эля очень хотела подружиться с кем-нибудь, но все ее старания были напрасны, за ней напрочь закрепилась репутация заучки.

Родители Эли не особо следили за состоянием девочки, для них гораздо важнее были ее успехи в школе. Главное, чтобы баллы не опускались ниже 4. Этому требованию оценки Эли вполне соответствовали, поэтому родители были спокойны.

К тому же мама и отец девочки в последнее время были заняты другим -  они ждали второго ребенка — малыша Энни. Эля была предоставлена сама себе.

Чтобы хоть как-то заглушить боль от переживаний, которые доставляли ей одноклассники, она все глубже уходила в историю, представляя себя в разных ролях и в разных эпохах.

Она все больше становилась задумчивой и о чем-то мечтала. Жизнь как-то проходила мимо нее, она была лишь сторонним наблюдателем. Точнее она проходила мимо этой жизни, такой желанной для нее и заоблачной.

Как-то придя в класс на биологию с невыученным уроком из-за домашнего скандала, разразившегося вечером, Эля спросила у одноклассницы, как выполнить задание.
Это услышала другая девочка иначала ерничать: «Да ты гуляла небось вчера и не выучила уроки. Влюбилась что ли?» - ехидно засмеялась Мари. «Ребята, слушайте, наша заучка невыучила урока», - стали говорить ребята. Эта новость всколыхнула весь класс. Ребятам только и нужен был повод, чтобы кого-нибудь унизить.

«Как к сожалению жестоки дети», — думала с горечью Элина учительница биологии. Для того, чтобы чувствовать себя сильнее, они порой ставят ниже себя тех, кто на самом деле ничуть не хуже их.

«Дети, дети, тише. Начнем урок», - начала Марья Павловна. Ни слова ни сказав о случившемся, она стала спрашивать детей домашнее задание рассказать о семействе розоцветных.
...

Дома девочку ждал еще один скандал.
-Что за слезы? Спросила мама. - Кто-нибудь обидел?
Не поняла Эля, с каким чувством спросила мама, но почувствовала в голосе родного человека отчуждение.
- Нет, никто, - ответила Эля, не зная, как сказать маме про двойку и что ей за это будет.
-Да будь, что будет, - с огорчением подумала Эля. - Хуже быть уже не может.
-Мама, - сказала она и как будто что-то внутри оборвалось.. я..я… я.. в общем я получила двойку.
-Понятно. - произнесла мама и больше ничего не сказала, - Поговорим вечером.
Как страшно было для эли это молчание. Лучше бы все сразу — отругали, поговорили, наказали в конце-концов. Эля знала, что когда отец придет с работы, у них будет серьезный разговор. А потом, что будет, Эля не хотела и думать.

Эля еще долго ревела, сидя на кровати, слезы мочили подушку, текли по лицу, по шее, растирались руками, у нее сильно разбобелалась голова и девочка уснула.

Между тем на кухне шел родительский совет. Родители, посовещавшись решили, что девочку нужно просто отправить на лето к бабушке с дедушкой. Они считали, что дурная компания друзей давит на нее.
Они и подумать не могли, что друзей просто нет у нее, а ее одноклассники надсмехаются над нею.

Было решено отправить Элю на лето к бабушке. Кроме того, вскоре должен был родиться брат Эли и девочка в ближайшие месяцы была бы просто лишней и путалась бы под ногами.
В тайне Эля ненавидела это еще неродившееся существо, она проклинала его и своих родителей, себя. Она не хотела жить.
Забавно, многие люди кончают жизнь самоубийством, а я не могу, — думала Эля.
 - Все-таки жизнь слишком хороша, чтобы самой избавляться от этого прекрасного дара.
-Разрубить узел одним махом?- думала Эля, -  нет, это не по мне, мне не хватит смелости.
- Или глупости, — ответил внутренний голос, - Из-за одноклассников, из-за родителей, которые не ценят и не понимают тебя, лишиться такого прекрасного и уникального дара?

- Нет уж, лучше пожить. В конце-концов у меня есть моя  любимая история, которую я люблю и в которой я могу забыться. Да, пусть у меня будет свой внутренний мир, в котором я живу. Пусть я буду оторвана от реальности, но я буду жить и наслаждаться небольшими вспышками счастья, которые мне дарит жизнь. Надо уметь радоваться жизни. С этими мыслями Эля уснула.

У бабушки в деревне

Вот и настал день отъезда. Все вещи были собраны, прочем их оказалось немного. 2 комплекта нижнего белья, предметы личной гигиены - зубная паста, зубная щетка, мыло и немного денег, чтобы перекусить во время пути и так на мелкие расходы, чтобы не просила у бабушки. Эля любила бабушку, но давно ее не видела и забыла, как она выглядит. Помнила лишь слегка поседевшие виски и глаза, утонувшие в морщинах, но все еще горящие ярким молодым блеском.
Бабушка жила одна в небольшом деревянном домике в очень милой и уютной деревенке под названием «Гнездо ласточки». Эта деревня и на самом деле чем-то напоминала гнездо. В ней было очень уютно и хорошо. Солнце ярко освещало дома, от легкого ветерка играли и перешептывались листья. Все было очень солнечно, светло и по-домашнему. Даже на душе рассцетало от такой красоты.
Идя от вокзала со своей неподъемной ношей Эля не переставала восхищаться природой и с огорчением думала: “Неужели и здесь ее не будут любить и посчитают изгоем?»
Вот и бабушкин дом, все тот же ветхий бабушкин дом с облупившейся голубой краской и с белыми резными наличниками. Что-то екнуло в груди девочки, когда она увидела родной бабушкин дом.
-Бегу, бегу — услышала знакомый голос Эля, и на пороге появилась бабушка, - Элечка, приехала моя милая, -прошептала бабушка и прослезилась.

-Бабушка — закричала Эля и чуть ли не бросилась бабушке на шею, она громко рыдала, обняв бабушкины плечи.

 Она рыдала, рыдала и не могда успокоиться, будто все обиды, которые были когда-либо нанесены девочке, она все излила здесь, на мягком старческом плече.

- Ну будет, моя милая, будет, успокойся, все хорошо.

Наконец-то они прошли в комнату и Эля смогла наконец-то рассмотреть бабушку и то убранство дома. Ни бабушка ни убранство дома не изменились, казалось, что течение жизни обходит деревню стороной.

Эля расскахала все о родителях, об учебе, об одноклассниках и бабушка ответила.
-Бедная моя девочка, ты просто не знаешь, какой ты бриллиант для меня, дорогая. Если будет совем плохо, приезжай ко мне. Нужно будет, напиши письмо, я вышлю тебе денег на билет.
Эля лишь сидела и кивала головой, всхлипывая: 
- Бабуля, милая, как я хочу забыть все то, что было в городе, - говорила девочка. Как я хочу начать новую жизнь, но у меня не получается.
-Не отчаивайся, все образуется, все получится, не думай об этом слишком много, просто живи и наслаждйся тем, что дарит тебе природа. А сейчас иди на полянку погуляй, отдохни. Почувствуй природу и новую жизнь, каждой клеточкой своего тела и верь, что все будет хорошо.

Тем временем, о новой девочке стали интересоваться жители окрестных домов, бабушка Акулина Ивановна была с ними в хороших отношениях.

Никита и другие дети

Однажды, когда Эля сидела  на поляне и плела венок из ярких желтых одуванчиков, к ней подошел парень и просто произнес «Привет».
Эля очень смутилась, на нее не часто обращали внимание молодые люди и уж тем более проявляли интерес.

«Привет» ,- произнесла Эля и щеки ее  пылали. Как она боялась этого молодого человека, боялась, что ее снова унизят и посмеются над ее доверчивостью.

Язык  ее онемел, она пыталась улыбнуться, но получилось как-то странно и неестественно.

- Интересно, ответил молодой человек, а откуда Вы?
- Я из города.

Когда Эля смущалась, она проглатывала слова, точнее гласные, согласные же наоборот, слышались отчетливее.
- Неужели Вы так и будете смущаться при разговоре со мной — улыбаясь просил Никита, ведь вам жить здесь еще до конца лета. Еще немало разговоров будет, на все краски не хватит.

- Да и теперь, вот и теперь, и здесь надо мною смеются  - с горечью думала Эля. - Почему так всегда?

-А ей так понравился этот простой и дружелюбный Никита.
Сделав над собой усилие, чтобы не чувствовать себя уязвленной, девушка съехидничала.

- Неужели вы думаете ,что я с Вами буду так часто разговаривать, - ответила девушка
 - Не думаю, а просто уверен, -  с силой в голосе сказал молодой человек.


- Да, в этом юноше определенно что-то есть и он смеется надо мной, - подумала Эля и холодно ответила
- Не будь таким самоуверенным, не очень-то и хотелось. - вдруг неожиланно для себя самой произнесла Эля, она испугалаь за свои слова, но кажется парень ее понял.
- Ты знаешь, ты мне понравилась, так что, когда ты остынешь, приходи, поговорим. Я здесь в соседнем доме живу.

Эля остолбенела, она не знала, что делать, сидела покраснев и сожалела о сказанном.
Этот молодой человек ей понравился, но все его слова, она вопринимала очень болезненно. Она пыталась переключить внимание на что-нибудь другое, но почему-то думала, только о нем.

Вечером, лежа на кровати, она вспоминала его красивые серые глаза, отливающие каким-то теплым мягким блеском, его необычную улыбку, немного неправильный нос.

Заговорить первой для Эли было сродно самоубийству, кроме того, ее угнетало и уязвленное самолюбие.

- Бабушка, бабушка, - вдруг раздалсся в тишине ее взбудораженный голос, - А что это у вас за Никита живет в соседнем доме?

- Никита? А Никита. Хороший парень. Приезжает на все выходные и праздники к бабушке. Приветливый такой, но немного ловелас. Пользуется огромной популярностью у здешних девушек, но чтобы кого-то выделял их них не замечала. Сегодня одну приветит, завтра — другую. А в целом — парень, хороший.

- Ах вот он какой,  - с обидой подумала Эля,  -  значит, девушек коллекционирует, - нет уж со мной этот номер не пройдет.
 Но почему-то все думала о нем и представляла их новую встречу.

Тем временем у Никитки и самого были самые серьезные размышления на эту тему. Лежа на бабушкиной перине и впялившись в потолок, он думал об Эле. Кто она такая и почему так странно ведет себя? Держу пари, она на самом деле не такая, это всего лишь маска. Просто она меня еще боится, не знает. Ну ничего, захочет, так увидимся, а бегать за ней… Ни за что… Посмотрим, что это за девушка.


Лежа в постели, каждый в своем доме, они думали они думали об одном и том же, о своих чувствах.

- Интересно,  о чем он сейчас думает, подумала, засыпая Эля.
-Интересно,  что она сейчас делает, - пронеслась мысль в голове у Никиты.




____



Вообще родители Эли всегда считались образцовой семейной парой, но только за пределами собственного дома. Как только они переступали порог собственного дома, вся образцовость куда-то пропадала. Мама становилась черезчур хмурой, а отец практически ничего не делал и ни с кем практически не разговаривал, глубоко уставившись в телевизор.
Сама мать Эли ни с кем до этого не встречалась, так как ее мать боялась, что какой-нибудь парень заиграется с ее дочкой, обесчестит и бросит. Да вдруг еще с маленьким ребенком на шее. Мария подчинялась, она была не разговорчива, не улыбчива, хорошо умела готовить, печь, стирать, заниматься хозяйством.


----

На следующее утро Эля проснулась очень рано, как будто, какой-то внутренний жар поднял ее с постели. Она умылась и зеркало приковало ее внимание. На нее смотрели светлоголубые глаза с темной роговой оболочкой и пушистыми ресницами. Бледная, почти фарфоровая кожа лица и чуть припухлые губки. Она увидела себя как будто впервые.
Неужели это я? Подумала она,  Как будто что-то не так… и она улыбнулась себе и пожелала доброго дня.

И как-то настроение само-собой поднялось, она почувствовала себя лучше, расправила плечи и пошла в комнату.

- Ангел ты мой, ты уже проснулась? - услышала из комнаты Эля милый голос бабушки. Солнышко ты мое, красавица, ты моя милая.
Вообще-то Эля не привыкла к таким словам и каждый раз, когда она их слышала, она плакала.
И уже тем более никто не называл ее красавицей.
-Все бабушки так говорят своим внучкам, — думала Эля и просила не назвать так ее, на что бабушка улыбаясь отвечала.
- Брось деточка, просто ты еще не поняла, не осознала, какая ты красивая. Ты самая очаровательная девочка на свете.
Эля снова плакала, но со временем стала привыкать к таким мыслям и принимать их очень искренне.

Она уже каждое утро смотрела на себя в зеркало с загадочной улыбкой и о чем-то думала про себя
- Впрочем, а кто сказал, что я некрасивая?
                Соседи


Эля еще не знала никого из детей в деревне. В дом к ее бабушке приходили только соседки. Бабка Маша и старичок Пахом, у которого на заводе оторвало правую ногу. Они сидели, пили чай и разговаривали о каких-то бытовых мелочах. Маланья сообщала Агафье все новые деревенские сплетни, но они сплетничали не зло, а лишь удивляясь, почему кто-то поступил так, а не иначе., как им бы хотелось.
Эля сидела за перегородкой за столом и что-то вышивала или рисовала и это, кстати, неплохо у нее получалось.

Она из окна наблюдала за ребятами, которые собирались каждый вечер, во что-нибудь играли, пели песни под гитару, жили и радовались жизни.
Эле очень хотелось присоединиться к ребятам, но что-то внутри нее, ее останавливало.
Какой-то внутренний голос отзывался эхом.
- Ты что задумала. Ты новенькая. Ты думаешь, к тебе проникнуться симпатией? Как бы не так, живи и помни, что ты всего лишь серая мышь. Да чем ты можешь заинтересовать?
-Нет, неправда это. Отвечал ей разум. Но видимо, вбитое в голову изречение, давало о себе знать. Эле было трудно, она металась и колебалась.

Кроме того, здесь был еще один камень преткновения - Никита.
Как поведет себя она, когда увидит этого человека. В принципе она его даже не знает, но она так боялась своего чувства, быстро краснела и теперь старалась покраснеть перед ним или вести себя как-то неестественно. Тогда уж точно он догадается об ее чувствах. А это не должно было случиться, она не позволит, такому ловеласу покорить себя.

-Эленька, внученька, иди погуляй, говорила бабушка. Чего дома-то сидеть? Погода такая прекрасная — просила бабушка.
- Нет, бабуль, я сейчас не хочу. Потом как-нибудь.

Но как-то раз ближе к вечеру к бабушке за пряжей зашла внучка бабушки Mатрены.

-А что к Вам за внучка приехала, а то все говорят, говорят, а мы ее и не знаем совсем.

- Элечка иди, девчонки гулять будут, иди, проветрись? солнышко.

Эля ужасно не хотела показываться, но раз уж пришли и просят, то надо выйти, а то скажут, что совсем уж дикая у бабки Агафьи внучка.
Она вышла, увидела тонкогубую, белокурую девочку лет 14-ти и улыбнувшись пошла гулять.

---
Свежим летним вечером Эля уже гуляла с девочками и парнями. Она скрепя сердце пришла на поляну, сказав себе.
- Ну что поделать, если ты изгой, значит, так на роду написано. Придется смириться.

Но деревенские ребята как-то всерьез заинтересовались приезжей и стали расспрашивать Элю о школе, о городе, о ее жизни. Сначала Эля отвечала односложно, чтобы ее слова не вызывали повода для насмешек.

Но затем уже с упоением рассказывала про свой город, который очень любила, про учителей, про свое увлечение — историю.

Здесь все было так легко и просто, никто не перед кем не выпендривался, никто не давил, никто не смеялся.
Нет, конечно, кто-то шутил, кто-то хвастался, но все было как-то просто и непринужденно
Когда Никитке сообщили, что приезжая девочка гуляла с местной ребятней, он перестал возиться со своим старым мотоциклом, который все равно не работал.

- Гуляля? Правда что-ли? - радостно сказал он, но потом осекся, ему нравилась эта девушка, но он не хотел,чтобы об этом кто-то знал.

- Да, ну и как она? - ехидно спросил он.
- Ну что ты так грубо, Никита? - добродушно отозвался Виталик,  - она хорошая девчонка.

- Смотри ты, уж не глаз ли ты положил на нее?, - со злостью подумал Никита.

- Нет уж не получится. Мне она нравится. Ух ты, посторонись. И стал дальше усиленно копаться в своем старом мотоцикле.

-Никит, а ты чего гулять с ребятами не выходишь? Все в своем гараже сидишь? Пойдем, сходим сегодня, - спросил Виталик, конечно, ведь он не знал, что теперь, когда выходит теперь и эта новенькая девочка, он просто не усидит дома.

Этим же вечером среди ребят был и Никита, он не сколько ни смутился при виде Эли, но вот девочка покраснела. Она почему-то со стыдном поднимала глаза и опускала их вновь при пересечении со взглядом Никиты.

Виталик, не зная, что Никите она тоже нравится, рассказал ему о своих чувствах.



Лето промчалось и Эля изменилась. Она похорошела, похудела.
В городе, когда ей становилось плохо. Она вспоминала самые радостные моменты и счастливае моменты своей жизни и ей становилось снова хорошо.
Она обменялась адресами, писала письма. Эта первая любовь прошлла,  но остались лишь ощущения и чувство благодарности этому Никите. Они не виделаись, но оставались друзьями, каждый раз посылали друг другу открытки с праздниками.


Рецензии