Не прощение

               
      У любого человека, прожившего довольно много лет, накопились определённые знания, жизненный опыт. И, наверное, у многих из них возникает желание поделиться этим опытом с другими людьми, чтобы как бы уберечь их от возможных ошибок, т.е. сделать им жизнь ну, что ли, комфортнее.  Порой бывает так, что такие ошибки ограничиваются масштабами семьи, а порой и масштабами целой страны и даже нескольких стран.



    Расскажу на примерах из собственной жизни о ситуациях, сложившихся в результате такого явления как не прощение. Вспоминаю два примера. Был у меня на работе сослуживец, по своей должности выше моей. Была у него такая привычка – поддевать кого-то, подтрунивать, подшучивать, издеваться, особенно в присутствии других людей. И в отношении меня ему нравилось этим заниматься, тем более, что он видел – это задевает, раздражает меня. Но однажды, наверное, я повзрослел, поумнел, набрался жизненного опыта и что-то так ответил ему, что он осёкся и больше меня не задевал. Но у меня всё равно осталась к нему неприязнь.

 
   И вот как-то, уже, будучи на пенсии,  я встретил его в автобусе. Он как-то как бы обрадовался, что-то с теплотой стал мне говорить. Но во мне ещё жило не прощение, я как-то с холодком с ним разговаривал. Даже моя супруга, стоявшая рядом, стала с ним разговаривать, смягчая мой холодок. А через некоторое время я узнал, что он умер. Возможно, тогда в автобусе он знал, что скоро умрёт и хотел как бы получить от меняя прощение, а я его не простил. Есть такое поверие, что умирающих нужно прощать, чтоб  облегчить их душам дальнейшее существование. Кстати, сейчас вспомнил,  что в студенческие годы у меня было нечто похожее, но тогда я «усмирил» обидчика физически.


    Второй пример. Это было уже лет через 20 после выхода на пенсию. Был у нас с супругой товарищ, мы и семьями дружили. Старше меня был года на 3-4. Он ещё раньше нас посещал ветеранский хор, имел хороший голос, писал стихи, песни, издавал сборники стихов. Мы бывали у него на даче, они нас виноградом своим угощали. Дружили, пока он был как бы впереди меня. А однажды я написал большой фантастический рассказ. И неожиданно для меня его вдруг сразу напечатали в одной общеукраинской газете, куда я его отнёс, он занял целую страницу газеты большого формата. И вот здесь мой товарищ этого вытерпеть не смог.


Он написал в эту газету грязный пасквиль на нас с женой, причём  даже в стихотворной форме. И что я в отношении рассказа плагиат и т.п. Так получилось, что я сидел у главного редактора газеты, обсуждали что-то. Ей принесли этот пасквиль, она прочитала, возмутилась, перечеркнула его и отдала мне.


     Я дома его прочитал, возмутился до предела. Ему я ничего не сказал.  Я видел, что он уже пожалел, что написал, всё хотел понять, знаю ли я об этом. Понял только, когда прочитал в моём сборнике, который в это же время вышел из печати и куда я успел вставить ещё одно стихотворение– строку такую: «друг не напишет пасквиль за спиной».  Экземпляры своего сборника я я подарил всем хористам, в том числе и ему, он при этом обрадовался. Но этот сборник был для него как троянский конь.  Я всё ждал, что он извинится, но не дождался. Отношения у нас стали прохладными, он вдруг стал называть меня на Вы. А через некоторое врем – то ли месяц, то ли несколько, он умер. Вот теперь я и думаю, наверное, мне надо было взять этот перечёркнутый лист,, пойти к нему, он бы извинился, я бы его простил, выпили по рюмочке, и всё бы устаканилось.  Но, как говорится, хорошая мысля приходит опосля.


      Такие не  прощения – если  просто отношения между знакомыми, то это мелочь.  Если же  происходят внутри семьи, это может привести к разводу. Или как бы к камню на сердце, который может испортить счастливую жизнь семьи. Гораздо хуже, когда речь идёт о целой стране, где прошлые исторические события кем-то забыты, кем-то не забыты, кем-то прощены, кем-то не прощены. Живой пример – современная Украина, которую в прошлые времена старались присоединить к себе и Польша, и Россия. (Под Украиной здесь я подразумеваю географическую территорию, на которой жили раньше и теперь живут люди, большинство из которых говорили и говорят на украинском языке).

 Это до некоторой степени сказывается и на отношениях с этими странами. А также является одной из причин мини-войны в Донбассе, продолжающейся уже 7-й год, на которой почти каждый  день гибнут или получают ранение молодые ребята.  Правда, здесь свою роль сыграл предыдущий президент Украины, намеренно разжигавший страсти. 
   Думаю, история знает много и других примеров войн между государствами, в число причин которых входит и не прощение. 
    


Рецензии