Мангуп в Крыму

Города призраки Руси, России, СССР.
==================================
     Также Мангуп-Кале. Манкуп. Дорос, у хазар он назывался Дорос и Манк-т, упомянутый в письме в Европу последнего Царя Хазарии Иосифа.
    На западе Хазарского Каганата Царь Иосиф называет 13 городов, все, кроме Саркела и Самкерца, находившиеся в Крыму: Ш-р-кил — Саркел, С-м-к-р-ц — Самкерц, К-р-ц — Керчь, Суграй — Судак, Алубиха — Алупку, Кут — ?, Манк-т — Мангуп, Бур-к — Балаклаву (?), Ал-ма — Алма и Г-рузин —- Гурзуф.
     Город относится к самым крупным пещерным поселениям Крыма.
     Именование крепости очень древнее, по всей видимости, слово «манкуп» у индоарийских тавров означало высоту или гору с окружающими её болотами. Действительно, 2,5 тысячи лет назад на плато Мангум было много родничков, которые создавали небольшие озерца, соединённые ериками, что создавало плодородную неть, основу для земледелия.
    Слово «ман» у караимов означает край, мыс, сторона, страна готов.
     У тюрков есть слово «манкуп» с похожей вокализацией, что у них означает Злосчастная гора. Под ней в 1475-м году они потеряли много своих воинов, пока штурмовали крепость на горе, принадлежавшей тогда Готскому княжеству Феодоро.
     Городище, к которому ныне относят Город Мангуп, расположено в Бахчисарайском районе Крыма на мысе Тешкли-Бурун, то есть Дырявый мыс, где возвышается гора Баб-Даг, что означает «Отец-Гора», возвышающаяся на 600 метров. Отец Гора завершается плато площадью 90 гектар, которое к югу круто обрывается. С севера гора разделяется на четыре увала с оврагами.
     Здесь сохранилась трёхэтажная крепость средневековой постройки. Это по сути была Цитадель Князя Мангупа во время осады города.
     На плато Отец-горы есть два десятка родников, из которых два, Мужской и Женский, расположены в черте крепости.
     Первое поселение постоянного типа здесь появляется в середине 6-го века до Рождества Христова. Плато обживают племена тавров, потомки индоариев. Таврам на городище Манкуп приписывают остатки катакомбной культуры с элементами более ранней белозерской культуры 10-го века до Новой Эры, которая была занесена в Крым с Нижнего Дона. Говорили тавры на индоарийском языке, который стал также основой для скифского и аланского языков.
     Это подтверждается также и тем фактом, что, начиная с 3-го века до Новой веры следом за таврами в Крым безболезненно проникают скифы и сарматы, которые не захватывают поселения тавров, а мирно вживаются в таврский социокульт, который впитал в себя также культуры местных автохтонных племён.
     Следом за скифами сюда приходят остатки готов, а с ними аланы, которых, по всей видимости теснили с Причерноморских степей гунны с тюркютами.
     Готы к концу 5-го века создают своё государство в Крыму, Крымскую Готию и начинают на Мангупе строить укрепления. Теперь крепость на Мангупе становится столицей Готии и страны Дора, получив название Дорос.
     Прокопий, писавший в конце 5-го века, отмечает строительство на подступах к Херсону через горный Крым целой системы мощных укреплений. Это были Сюрень, Эски-Кермен, Мангуп, Инкерман, Чуфут-Кале.
     Зодчие Готии разработали программу поселений своих граждан таким образом, что строились небольшие укреплённые убежища недалеко от городов и крупных поселений, куда в случае опасности собирались жители этих поселений.
     В конце 5-го века здесь появляются отшельники, которые обосновались сначала в природных, естественных пещерах и гротах Отец-горы, а затем начали эти пещерки расширять. Строителями пещер отшельники оказались искусными, сохранились остатки множества подземных коридоров, которые имели ниши для иноков.
     Подземный пещерный комплекс Мангупа составляют фортификации, храмы, монастыри, хозяйственные и прочие помещения. Сюда входит и пещера Барабан-Коба. В ней находится колонна, которая от стука по ней издаёт барабанный звук.
     Здесь живут люди до сих пор. Среди них есть истинные отшельники, отошедшие от мира, а есть и романтики, ищущие новых ощущений.
     В 6-м веке готские укрепубежища начинают обустраиваться по принципу Цитаделей с крепостной стеной и замком владельца внутри. Все укрепления возводились с учётом рельефа, вблизи пересечения дорог, господствуя над долинами, перевалами и группами сельских поселений.
     В конце 6-го века, Византия прикладывает значительные усилия в строительство по этой линии храмов как в самих крепостях, так и за их стенами.
     В конце 6-го века в городе Мангуп в его крепости Дорос появляется Готская Епархия в Крыму, и для неё готы строят базилику. Это означало, что Готия вступила под покровительство Византии и стала православной. В это время в Мангупе, городе Готии, был сооружён большой храм.
     В конце 7-го века в город приходит хазарский гарнизон. Однако против хазар выступил епископ Готской Епархии Иоанн Готский, поддержанный императором Византии.
     Появление хазар на первых порах оказалось катастрофичным для сложившихся за сотни веков социокультов на полуострове. Они не ограничились подчинением гунно-булгар, и стали теснить также Византию. К середине 8-го века многие храмы и другие сооружения в Мангупе и по всему Крыму перестали функционировать.
     В начале 13-го века в Готии возникает политическое объединение, получившее название Княжество Теодоро, Феодоро, Мангупское княжество со столицей в мангупском Доросе.
     Путешественники того времени отмечают, что Мангупское княжество стало строить крепости, аналогичные Доросу, пытаясь укрепить свои позиции на Крымском побережье, в чём ему активно помогает Византия.
     В это время из Византии в подземный город под горой Мангупа прибывают множество монахов отшельников, способные кроме крестов держать оружие в руках. Здесь появляются также и посошники из Руси, которые вырубают в скале себе небольшие кельи, но русские отшельник в отличие от остальных активно участвуют в жизни города на верхнем плато.
     Один из них, по имени Димитр, неоднократно участвовал в военных и политических дискуссиях о судьбе Готии против Литвы, которую привёл сюда Князь Литовского Княжества Великого Витовт. В войске Витовта было больше Руси, чем литов, так что Димитр, мог быть участником войска Витовта, вставший на сторону Дороса.
     В середине 14-го века по прибрежью Южного Крыма прошла серия землетрясений, которые подорвали экономику страны. Город Дорос пришёл в значительную негодность. Однако к началу 15-го века Дорос полностью восстанавливается и его Правитель Алексей предъявляет свои права на территорию Капитанства Готия, которое ранее основали Генуэзцы в районе Фороса.
     Постепенно Дорос восстанавливает свои политические права благодаря настойчивости его первого Князя Алексия. Однако ещё некоторое время война с генуэзцами продолжалась, пока в 1434-м году Доросская армия во главе с Княжичем Доросским Олубеем, сыном Алексия вместе с Крымским ханом Гераем не разгромила генуэзцев.
     С 1447-го года в Доросе княжил Олубей. Его провозгласили сановники Трапезунда, государства, созданного Византией.
     В 1465-м году Исаак, в русских летописях Исайко, брат Олубея объявляется наследником Византии, павшей в 1453-м году, Трапезундом господином Готии, и княжил он до 1474-го года. Официальное название Князя сателлита Византийского императора было автократор, то есть самодержец, равный и достойный только императору. Теперь в символике Князя Дороса появляется корона императора.
     В 1472-м году Княжна Мария Мангупская, дочь Олубея выходит замуж за молдавского господаря Штефана Великого. Княжна Мария была родственна болгарскому царскому роду Асеней, а также императорскому роду Палеологов, и ещё она было родственна роду трапезундских Комнинов, поэтому для Штефана это был очень престижный брак, дававший ему и Марии важные политические козыри для игры на Европейском политическом театре.
     В начале 1475-го года Князь Дороса Исайка умирает и Александр, сын Олубея становится Правителем Мангупского княжества.
     В конце 1475-го года османы начинают осаду Дороса. К этому времени горожане покинули столицу Готии. Остались только гарнизон феодоритов, молдавские воины, татары хана Герая, к тому времени свергнутого, всего числом около двух тысяч. Среди защитников Дороса были несколько Князей и Хан Герай. А среди князей был и преподобный Кассиан Угличский, в миру Константин, князь Мангупский, русский подданный, житель Углича.
     Поначалу защитникам Крепости сопутствовала удача, им удалось уничтожить янычарский корпус, элиту османской армии. Однако затем в плен попал их Князь Александр, который был показательно казнён в Стамбуле. Оставшись без главы государства защитники стали покидать крепость и город.
     После семимесячной осады Дорос был взят. Османы не стали его разрушать, посчитав, что крепость им пригодится, и со временем даже расширила, укрепила его и дала ему новое название Мангуп-Кале, то есть крепость Мангуп.
     Со временем часть посада вернулась к стенам крепости, и до 1774-го года Мангуп продолжает выполнять основные городские функции, но былого величия Мангуп-Кале больше не достигает.
     После ухода в 1774-м году турков из крепости жизнь города стала постепенно затихать. Крепость больше не защищала ремесленников, не обеспечивала их заказами.
     До 1790-го года здесь остаётся только община мангупских караимов.
++++++++++++++++++++++


Рецензии