***

  ИЗ ИНТЕРНЕТА
интересующимся историей
исламских завоеваний средневековья
........................

http://e.120-bal.ru/voennoe/12976/index.html

Ирмияева Т.Ю.
История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Доисламская Аравия

Миссия Пророка

Мухаммед

Хиджра Мухаммеда

и его последователей из Мекки в Медину.

Начало мусульманской эры

Завоевание Мекки

Наместники Пророка - халифы,

идущие прямым путем

Халифат Абу Бекрa. Преодоление ридды

Халифат Умара ибн ал-Хаттаба

Сражение при Кадисии

Завоевание Египта. Амр ибн ал-Ас

Основание военных городов: Басры, Куфы и Фустата

Халифат Усмана ибн Аффана ал-Умави

Завоевание Карфагена и Кипра

Поход Абдаллаха ибн Амира в Иран

Завоевание Хорасана. Гибель Йездизерда III,

последнего Сасанида

Завоевание Армении и Закавказья

Кодификация Корана

Военные походы в Армению и Азербайджан

Халифат Али ибн Абу Талиба

Сражение при Сиффине

Халифы из рода Омейи.

90 лет становления исламской государственности

Халифат Муавийи ибн Абу Суфьяна

Основание Кайруана

Гибель Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба

Начало правления халифа Абд ал-Maлика

Преодоление смуты. Ал-Хаджжадж

Сражение при Херес де ла Фронтера. Завоевание Испании

Правление халифа Умара II ибн Абд ал-Азиза

Халифы Аббасиды. Восстание Аббасидов

Пять веков исламской цивилизации

Халифат ас-Саффаха

Основание Багдада

Халифат ал-Мансура

Халифат ал-Махди

Халифат ар-Рашида

Бейт ал-Хикма. Ал-Халил

Халифат ал-Амина и халифат ал-Мамуна

Эпоха совершенства: исламское мировоззрение

Халифат ал-Мутасима I. "Три победы,

без которых прекратился бы ислам"

Эпоха "перераспределения властей". Окончательное становление

централизованного государства

От Алптегина до Махмуда Газневи. Война на пути Аллаха

Битва при Данданакане. Сельджуки-огузы

на службе у Халифата

Вступление в Багдад султана Тогрул-бека

Взятие крепости Ани

Битва при Манзикерте. Алп-Арслан

Султан Малик-шах и Визирь Низам ал-Mулк. "Сиасет-намэ"

Сражение при Айн Джалуте. Eгипетские мамлюки

Начало османских завоеваний в Малой Азии

Султан Мурад I. Военные походы на Балканах

Ангорское сражение. Баязид I и Тимур

Падение Константинополя. Мехмед II

Халифы - султаны Османской империи

Селим I Грозный - первый халиф из рода Османов

Сулейман I Великолепный. Турецкое преобладание

в исламском мире

Вместо заключения

ПРИЛОЖЕНИЕ

Хронология правления халифов

и основных мусульманских династий

ОСНОВНЫЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ ДИНАСТИИ

Испания и Северная Африка

Ближний Восток - Египет, Сирия, Ирак

Аравийский полуостров

Иран, Средняя Азия и Кавказ до сельджуков

Сельджуки

Анатолия

Монголия и Северный Китай

Иран после монголов

Афганистан и Индия

Словарь

Названия месяцев мусульманского лунного года

Список использованной литературы


Предисловие
Изучая творения древних, мы делаемся их современниками; размышляя над их

жизнью, мы словно становимся ее свидетелями и переживаем ее сами. И так

долгие годы можно было провести за этим занятием, когда бы смерть не

отрывала нас от него столь внезапно.

Абу Шама из Дамаска, ум. в 1267 г.

Историку следует доискиваться до вечного, постоянного в текущих явлениях

жизни народа. Это неизменное и необходимое хорошенько усвоить, признать

и оценить по достоинству для уяснения истинного развития мусульманского

мира.

Август Мюллер

Написать историю мусульманского мира не такое уж простое дело прежде всего

потому, что требуется основательный пересмотр сложившихся в исторической

науке стереотипов. С европейской точки зрения, событие - это результат

борьбы интересов различных политических группировок, находящихся у власти

или стремящихся эту власть захватить. Сложилась традиция рассматривать

народ как некую инертную массу, которую политики волнуют, раскачивают и

затем направляют куда им нужно, словно у самого народа нет собственных

интересов или они так ничтожны, что ими можно пренебречь. Современные

исламоведы, европейские и американские, демонстрируют именно такой подход

- все внимание они концентрируют на политической стороне событий, и

поэтому история мусульманского мира, которую они воссоздают, имеет

тенденцию походить на некую историю, которая могла бы быть, если бы

мусульмане были "разумнее" и "просвещеннее". Нежелание видеть реальные

вещи - самая заметная черта европоцентризма.

Современные ученые плохо переносят тот факт, что история мусульманского

мира содержит парадокс, свойственный только ей: это история превращения

арабской религиозной общины в универсальное религиозное сообщество,

которое играло определяющую роль в политических событиях, оказывая тем

самым заметное влияние на другие культуры. Иными словами, не физическое

господство, а духовная мощь нового учения, не географический и не

интеллектуальный факторы, но внутренне присущий исламу универсализм были

решающими в его развитии. Очень скоро отошло на второй план и

отождествление ислама с арабским народом, главным оказалось новое

представление о Божественном.

На сегодняшний день мусульманские страны занимают обширную территорию в

Азии и Африке от побережья Атлантического океана до Гималаев, Тянь-Шаня и

Алтая. Помимо арабских стран, Турции, Ирана, Ирака, Афганистана и

Пакистана, к мусульманскому миру относится Индонезия. В ряде других стран

мусульмане составляют религиозное меньшинство - в Югославии, Болгарии,

Индии, России, Китае. Ислам нашел широкое распространение в странах

тропической Африки, куда он начал проникать из Египта и Магриба еще в

средние века, - в Эритрее, Сомали, Эфиопии, Западной Африке, Нигерии.

Доисламская Аравия
Прежде чем приступить к изложению истории мусульманского мира, необходимо

остановиться на существенных особенностях Аравийского полуострова и его

населения, поскольку доисламская Аравия представляет собой весьма важную

часть этой истории.

С самого начала арабо-мусульманское понимание прогресса базировалось на

достаточно высоком культурном уровне Аравии, а именно ее центральной и

западной части. Расположенная на стыке Азии, Африки и Средиземноморья,

Аравия, которую арабы называют "Джазират ал-араб" ("Остров арабов",

сокращенно "Ал-Джазира"), а персы и турки - "Арабистан", представляет

собой плоскогорье, окаймленное с запада и юга вулканическими горами,

отлого спускающееся к Персидскому заливу и долине Евфрата. По природным

условиям ее делят на две части: Тихаму (прибрежные районы) и Неджд

(центральное плато, окруженное пустынями).

В Западную Аравию входят две основные области: Хиджаз и Йемен. Хиджаз

("Преграда"), прибрежная зона между Красным морем и горами, тянется от

Синайского полуострова до области, лежащей к югу от Мекки. В самой

северной части Хиджаза, от Синая до Табука, в древности жили набатеи,

контролирующие важные торговые пути. Один такой путь пролегал вдоль

Красного моря до Акабского залива к Медине, пересекая русла нескольких

сезонных речек. Оазис Ясриб (старое название Медины) расположен на

вулканической почве между двух харр - залитых лавой пустынь. На

плодородных землях севернее Медины высится гора Ухуд. От Медины до Мекки

можно было добраться в два дня. Южнее Медины, среди гор, располагается

цветущий оазис Таиф. На границе с Йеменом горная цепь расширяется: самую

плодородную, восточную, часть Хиджаза - Сарат - населяет племя кахтан,

которое считается родоначальником всех племен Йемена.

Йемен (букв, "страна, лежащая справа"), или Южная, а еще - Счастливая

Аравия, во все времена отличался своим богатством. Его древняя столица -

город Сана. Южный берег Аравии - Берег ладана - называется Хадрамаут. В

древности Хадрамаут являлся крупнейшим поставщиком благовоний. Эту горную

страну окружают пустыни. На востоке Йемена лежит область Махра, которая

славится своими верблюдами-мехари.

На юго-востоке Аравии находится Оман, еще одна горная страна, с очень

плодородными землями. Вдоль его побережья расположено много портов. страна

является родиной тех арабских лоцманов, имена которых вписаны в историю

мореплавания. Столицу Омана (в древности ею был город Сохара) один

арабский географ назвал "дверью в Китай".

Вдоль Персидского залива тянется низменная страна Бахрейн, называемая в

наши дни Лхаса (Ал-Хаса), страна фиников, моряков и ловцов жемчуга. Лхаса

отделена от Западной Аравии обширными пустынями: на юге это Дахна

(Красная), на севере - Нефуд (Дюны). В Дахне совсем нет воды, но после

зимних ливней в ней появляется зеленая растительность. Тогда бедуины

(бадауин - люди бадии, пустыни, называемые так в противоположность оседлым

людям хадара, откуда происходит название Хадрамаут) поселяются здесь на

три-четыре месяца вместе со своими стадами. После наступления жары они

вновь возвращаются к границам пустыни. Такова же и Нефуд. Дальше к северу

лежит изборожденная руслами дождевых потоков Сирийская пустыня,

простирающаяся до Евфрата.

Арабы обжили полуостров примерно в IX веке до н.э., и за шестнадцать

столетий доисламской истории бедуины не создали никаких государственных

образований, Набатейское царство и город-государство Пальмира находились в

пределах полуострова, но были основаны не бедуинами. Столицей Набатейского

царства была Села (или Петра, как называли ее греки). При Царе Харисе III

в I веке до н.э. набатеи захватили Дамаск. В 106 году Набатейское царство

было покорено Римом и превращено в римскую провинцию Аравия. Другой

значительный центр сирийской государственности - Пальмира (Тамдор) - был

захвачен римлянами и разрушен в 272 году, когда царица Зейнаб (Зиновия)

попыталась противодействовать Риму.

У арабов была племенная организация. Территория племени четко обозначалась

и охранялась. Нарушение границ не оставалось безнаказанным: ответным

действием был набег. Основное ядро племени составляла семья с большим

количеством сыновей. Такая семья (род) пользовалась авторитетом у других

родов племени, которые сплачивались вокруг нее. Глава племени, сейид,

проявлял гостеприимство и заботился о соплеменниках, командовал своим

племенем, хотя и не в обязательном порядке, во время стычек с соседними

племенами. Сейиды, как правило, происходили из одного рода.

Законы (дин ал-араб) существовали в виде права, освященного древностью

обычая. При разрешении споров, хакам (арбитр) мог опираться только на

собственный авторитет и весомость своего мнения. У бедуинов одним из особо

тяжких преступлений считалось нарушение обязательств, налагаемых узами

кровного родства. Близкими понятиями были честь (ирд) и родство (насаб).

Родство различалось так: близкие, двоюродные и остальные родственники,

затем родство по браку и родство по клятве. Родословная понималась как

цепь рождений. Хишам ал-Калби приводит предание о том, что древние

языческие верования в Аравии возникли из почитания предков-прародителей,

символами которых арабы считали камни, деревья или животных.

Понятия отдельной личности, индивидуума, не существовало. Человек ощущал

себя прежде всего членом своего рода, который он был обязан защищать и под

защитой которого находился. Преступление, совершенное в отношении

кого-либо, рассматривалось как преступление против рода, который имел

право отомстить. Посягательство на жизнь расценивалось как бесчестье и

смывалось кровью убийцы или его родственника. Самым тяжелым наказанием для

провинившегося являлось отлучение его от племени, что было равносильно

смертному приговору, поскольку за убийство отлученного мщения не

предусматривалось. К такой мере бедуины прибегали крайне редко.

В староарабской поэзии сохранилось множество боевых песен. Вот, например,

фрагмент такого рода поэзии о поверженном враге: "Вызов твой, Тариф,

оказался словами глупого безусого юнца! И вид твой только подтверждает

незнание твое и глупость! Ты к тем пришел, кто вечно занят войнами чести,

кто выступает с именем своего предка! Ты здесь нашел людей, стойко

отстаивающих достоинство рода, и в ту минуту, когда других одолевает

страх, наши герои смело идут вперед! Когда глашатай призовет племя и они

начнут сходиться в войско, в нем воинов - что звезд на небе. Вышли они

тебе навстречу и поспешили к гостям нежданным с угощением, славно защитили

они честь предков от поругания! Подвели тебя и конь твой, и кольчуга, и

твои союзники!"

Иногда бедуинские племена объединялись во временные союзы, которые

распадались, как только цель такого объединения оказывалась достигнутой.

Племенной организации придерживались и оседлые арабы. По преданию, халиф

Умар ибн ал-Хаттаб сказал: "Изучайте генеалогию ваших племен, не

уподобляйтесь набатейцам Месопотамской равнины. Если любого из них

спросить о происхождении, он ответит: "Я родом из такой-то и такой-то

деревни".

Женщины племени занимались домашней работой, мужчины пасли стада,

торговали и совершали набеги (газв, или реззу) - своеобразная форма

восстановления справедливости, - заключавшиеся в стремительном нападении

на племя обидчиков, во время которого угонялся скот, брались в плен

женщины и дети. За женщин и детей потом требовали выкуп. При таких

набегах, известных с самой глубокой древности, нападавшие всячески

старались не проливать крови, так как кровопролитие вело к опасной мести

(cap).

Бедуины нанимались охранять караваны, нередко предоставляя им верблюдов,

взимали пошлины с купцов за прохождение через территорию племени, а также

облагали поборами тех, кто селился вблизи караванных путей.

По преданию, арабы происходят от Авраама: живущие на севере - через

Исмаила, живущие на юге - через Кахтана. Северные племена - низариты, или

маадиты, южные - йемениты. Во времена Мухаммеда жители Мекки относили себя

к низаритам, а жители Медины - к йеменитам, что порождало между ними

вражду. Племена севера, названные по имени легендарного предка Низара (или

Маада), подразделялись на две основные группы: рабиа и модар,

переселившиеся еще до возникновения ислама в Ирак, где память о них

сохранилась в названиях областей в бассейне Евфрата: Диар-Рабиа и

Диар-Модар. От этих двух групп произошло множество племен: к одному из

них, племени курейш, и по сей день живущему близ Мекки, принадлежал

Мухаммед.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

см. в рецензии высветившийся сайт, а открыв его- и высветившиеся страницы по разделам


Рецензии