Доверие в сети

В новостных лентах, постах, в чатах заголовки меняют друг друга. Кажется, они соревнуются по степени ужасности, по тому, где больше жертв, где больше смертей, где произошло что-то такое, от чего становится страшно. Страшно за себя, за родных, близких, за страну. "Войны", "эпидемии", "обрушение рынков" – да, эти заголовки привлекают внимание, и мы ставим лайки, делаем репосты, отправляем близким и друзьям. И мы получаем на свои странички лайки и репосты, и наша страница повышается в рейтинге. Ее больше показывают.

Получается обратная селекция – самые плохие новости попадают наверх. Потому что хорошие новости меньше пугают, им меньше ставят лайки. Если у кого-то все хорошо, то это говорит о том, что у тебя хуже , а это неприятно. А вот если где-то очень плохо, то этому будут ставить лайки, как бы показывая, что нам не все равно. А на самом деле, мы внутренне рады, что там еще хуже. «У них» много смертей, а «у нас» не так уж и много, у нас все еще может быть хорошо. Мы сами себя успокаиваем.

Самое ценное, что мы теряем – это доверие. Люди не знают, правда это или нет. Это просто новостной шум, который становится все громче и громче. Чтобы тебя услышали приходится кричать, срывая голос, делать что-то более сенсационное, более «жареное», горячее, сальное, откровенное. Хотя откровенности тут нет, нету искренности, нету личного. И вот личное доверие к человеку, который написал не то, что ему кто-то пересказал или что он передал через десятые руки, а то, что он лично видел и лично почувствовал, то, что волнует его лично – этого уже практически нигде нет. Соцсети становятся не социальными, то есть не общением человека с человеком, а сборищем желтой прессы.

Если мне дали почитать книгу, доверили, я прочитаю ее с большей вероятностью, чем ту, что есть у меня дома недочитанная. Потому что это чужая книга, и мне ее нужно вернуть. Как минимум, я ее пролистаю и постараюсь передать в целости и сохранности, чтобы оправдать доверие. Но когда я передаю какие-то непроверенные новости, я хотел бы поступать так же, но делаю это не всегда. Я не всегда анализирую, не всегда бываю точно уверен, что это правда. Ставлю лайки и делаю репосты. Потому что это повысит цитирование моей страницы и моя аватарка лишний раз всплывет в новостной ленте.

Чем дальше так будет происходить, тем меньше будет правды, тем меньше будет доверие и этот карточный домик обрушится – эффект домино.

А вы что думаете по этому поводу?


Рецензии