Единое Государство. Дневник одного нумера

                * Запись 1-я *

Здесь записаны наиболее важные события из истории Единого Государства:
– «Слава мудрейшему из Благодетелей! Он прижигал фантазию только в городе К-18. Хвала Великому Благодетелю! Этот центр фантазии оказался жизненно важным для нумеров – все нумера в городе умерли»;
– «2118 г. Создан жучок-благодетель, который подсоединили к мозгу каждого нумера. Жучки регулировали чувства, эмоции нумеров. Те же эмоции, с которыми не могли справиться эти жучки, или являлись массовыми, направлялись в городские компьютеры, в центр, где работали Хранители. Если нумер становился неизлечимым, опасным для государства, то жучок взрывался»;
– «2122 г. На Марсе построен первый город. 2123-2145 гг. На марсе построено ещё два города, два – на Сатурне, по одному – на Нептуне и Уране. 2150 г. Построены: по городу на Меркурии и Плутоне, по четыре города на Марсе и Венере»;
– «2153 г. Великий и Бессмертный Благодетель покинул нас, ушёл навсегда, в небытие. Он не имел сына или достойного последователя, но ОН позаботился о нас – под его строжайшим надзором был создан Великий Компьютерный Мозг (ВКМ), который принимал информацию со всех городских компьютеров. В этом же году должности Хранителей отменены»;
– «2156 г. На Луне построен город роботов-рабочих»;
– «2157 г. Связь с колониями на Венере потеряна».

                * Запись 2-я *

Я, Ъ-47, должен лететь завтра на Венеру и буду управлять кораблём, на котором туда направлена временная экспедиция, состоящая из сотни роботов-полицейских. Цель экспедиции – разведка и налаживании связи между городами Венеры и ВКМ на Земле. Скоро Единому Государству потребуются новые нумера, поэтому сегодня настала очередь нашего города Н-115 попытаться сделать зародышей. Сегодня ко мне придёт записанная на меня У-98. Я её очень жду. Проглотив свою капсулу, в которой содержался весь необходимый рацион для завтрака, я взял свежую утреннюю газету и прочитал: «В скором будущем Великий Компьютерный Мозг собирается внедрить в жизнь каждого города роботов, которые потом постепенно заменят все нумера. И, в первую очередь, тех, кто не удовлетворяет Его потребности, отходит от священной Минутной Скрижали».

                * Запись 3-я *

Управление на нашем корабле в большей степени механизированное, всюду мигают, горят разных цветов лампочки, на экраны выведены основные показатели исправности состояния корабля. Моя роль тут небольшая – я всего лишь должен следить за приборами, но, говорят, что уже есть проект  полностью автоматизированного корабля, где помощь в управлении нумерами вовсе неуместна. ВКМ поставил задачу для постройки корабля, способного выйти за пределы Солнечной системы. Его постройка уже началась. Я сижу за пультом помощи управления корабля «А-41». Загрузка роботов-полицейских закончилась. Корабль взлетает… Прошло двадцать четыре часа полёта, за которые ничего существенного не произошло. С экрана бортового компьютера уже видна окутанная непроницаемой завесой облаков Венера. Приборы зафиксировали радиацию. Её измерения передали на Землю. Мы входим в атмосферу планеты. Что-то невозможное случилось с корабельным компьютером – он потерял управление, лампочки погасли. Мы падаем! Связи в ВКМ нет. Что делать??? Мы разобьёмся!!! Но нет же, слава ВКМ – вид кораблей «А» – устаревший, на нём существует экстренный переключатель с автоматического на ручной режим управления. Несмотря на то, что поколение наших нумеров уже не обучалось работе в данном режиме, я дёргаю рычаг и врубаю ручное. Включился тусклый свет. Где здесь посадочный тормоз?! Нажимаю разом на все кнопки. Почему вживлённый в мозг жучок не помешал мне включить ручное управление? Это же противокомпьютерно!

                * Запись 4-я *

Слава ВКМ! Хоть во время приземления и был сильный удар о поверхность, что даже бортовой компьютер разбился, но я жив! Да здравствует ВКМ! Пусть его микросхемы функционируют вечно!
Я вышел наружу. Что это? Здесь должен был находиться город! Где он? Что это за воронка? Это, наверное, от взрыва. Но откуда здесь мог взяться взрыв? Что породило его? А вот и радиационные осколки. Это, скорее всего, был метеор. Нет, это точно метеор. Город Э-4 погиб. Я отправляюсь к ближайшему из оставшихся по расплавленному и как-то нелепо застывшему стеклу дороги. В корабле оставаться было бесмысленно: корабельный компьютер разбит, связь вышла из строя из-за радиации, роботы-полицейские тоже. Но почему всё-таки жучок позволил мне уйти, оставить корабль и роботов без присмотра ¬– противокомпьютерно! Может быть, я это сделал только потому, что так хочет ВКМ? А почему мне никто не мешает думать? Жучок должен был не позволить этого… Что произошло? Я ничего не понимаю. И что мне делать, я не знаю. За нас всегда всё решал Благодетель, а затем – ВКМ. А теперь я не чувствую Его в себе. Срочно нужно наведаться в Операционное Бюро.

                * Запись 5-я *

Вижу город. В нём какое-то странное, непонятное движение. Я вхожу. По улицам бегают нумера, снявшие с себя идентификационные значки с номерами. Они же должны сейчас все работать! Почему их не «стёр» жучок за снятие номеров? Вот они заметили меня и бегут ко мне. Зачем они свалили и бьют меня? Это противокомпьютерно! Я закричал:
– Что вы делаете?
– Замолчи, компьютерщик!
– Я не компьютерщик, я – Ъ-47!
– Нет, вы только поглядите! Сам говорит, что он с номером, а ещё утверждает, что он не компьютерщик!
– Нет, я не компьютерщик, я – пилот «А-41»!
– Тем более, компьютерщик!
– Зачем ты прилетел?
– К Благодетелю его!
– Он же умер, – недоумеваю я.
– Мы выбрали нового из бывших Хранителей.
Меня повели по улицам города десять не номерованных нумеров. На одном из перекрёстков стояло спиной к нам ещё семнадцать нумеров. Когда мы подошли к ним, они развернулись и стали забрасывать камнями сопровождавших меня. Те тоже стали отстреливаться, но боеприпасы у моих конвоиров закончились быстрее, да и численное преимущество было не на их стороне. И вот мои конвоиры дрогнули и сбежали, оставив на «поле боя» побитых троих своих и меня. Только теперь я увидел, что нападающие были с номерами. Один из них, Ц-3733, сказал:
– Ъ-47, пошли с нами. А вы – добейте благодетельщиков.
Несколько компьютерщиков подбежали к лежащим благодетельщикам и добили их несколькими сильными ударами камней по голове.
– Быстрее уходим. Это не наша часть города. Мы её не контролируем.
Меня отведи далеко от этого места, на завод изготовления пищевых пайков. Я рассказал компьютерщикам, что прилетел на экспедиционном корабле, но вся аппаратура вышла из строя, в том числе и роботы. Но ВКМ уже предупреждён о радиации и должен выслать сюда новую экспедиционную группу, защищённую от радиации. Они напомнили мне, что каждый из нас – ничто, поэтому мы должны держаться все вместе и верить в правильность решений ВКМ. Компьютерщики поведали мне также, что они контролируют, примерно, половину города, благодетельщики – 2/5, а некие повстанцы, которые не признают ни ВКМ, ни нового Благодетеля, а утверждают, что они «свободные люди», – 1/10 часть.
– Не приблежайся к нумерах в тёмно- или светло-зелёных униформах – это и есть повстанцы. Наша задача – уничтожить благодетельщиков и повстанцев. Через сколько времени к нам сможет прибыть новая экспедиция?
– Не раньше, чем через три месяца. А почему благодетельщики и повстанцы отошли от ВКМ?
– Они не довольны его решением о заселении планет роботами. Как они говорят: «о замене нумеров компьютерами».
– Это же чушь!
– Так оно и есть.

                * Запись 6-я *

6:00. Труба пищевого завода оповестила меня о том, что пора вставать. Удивительно, но на Венере я не чувствую физическую власть ВКМ над собой. Ко мне зашла Ы-17 и сказала, что я с сегодняшнего дня буду один день патрулировать пятый район, один день – работать на электрическом заводе – поочерёдно. Сегодня я патрулирую город. Я проглотил положенную мне пилюлю и отправился вместе с нумерами моего патрульного отряда, командовала которым Ы-17, за «вооружением». Склад «боеприпасов» находился на строительном заводе, куда ежедневно доставлялись камни с окраины города. На этом заводе со времени начала боевых действий стали производиться алюминиевые дубинки, одна из которых была выдана мне. Я также получил по двадцать камней в каждый из двух карманов. Затем мы, двадцать один нумер, наконец-то вышли патрулировать район, сменив ночную смену. В течение дня ничего важного не произошло: было всего две перестрелки, но это в военное время дело обычное. В 18 часов нас сменила ночная смена. Вернувшись на своё место жительства, выделенное здесь мне, я проглотил пилюлю на ужин и лёг спать. Ночью где-то недалеко от завода шли бои, которые мешали спать. Но в усиление нас не поднимали.

                * Запись 7-я *

Сегодня работал на электростанции. Благодетели пытались взять его штурмом, чтобы обесточить нашу часть города. Бои развернулись внутри стеклянного здания. Мы видели действия противника, его манёвры, а он – наши. Нас оттеснили на самый верхний этаж. У нашего гарнизона наконец закончились боеприпасы. Стали отбиваться электрическими плётками и алюминиевыми дубинами. Нас спас подошедший патруль.

                * Запись 8-я *

Таким образом прошли два с половиной месяца. Я почему-то начал сомневаться в всемогуществе ВКМ. Сомнения мои усилились ещё больше оттого, что сомневаться в этом мне никто не мешал.
Разведчики выяснили, что повстанцы изготовили оружие, обладающее мощной разрушительной силой в нашей ситуации. Я и ещё двадцать четыре нумера вошли в группу захвата. Через полчасы мы подошли к границе территорий. Как только мы её пересекли, оказавшись на половине врага, нас стали забрасывать круглыми шарами, которые взрывались. Раненые компьютерщики дико кричали. Недалеко от меня прогремел взрыв, я застонал и потерял сознание.

                * Запись 9-я *

Я очнулся в комнате, окрашенной чёрной краской. Я был связан. В комнату зашёл нумер в тёмно-зелёной униформе:
– А, очнулся! С тобой решат, что делать, завтра. Сегодня выборы временного главнокомандующего.
– Какие такие выборы? Что это?
– Каждый человек получает шесть камней: один белый и пять чёрных. На выборах стоят закрытые ящики с небольшим отверстием. На пяти ящиках написаны номера кандидатов, а на шестом – ничего. Выбирающий кидает в каждый ящик по камню, белый – кого он хочет видеть в избираемой роли. Если никого из кандидатов – кидает белый камень в ящик без подписи.
Он вышел, а я только сейчас увидел, что я в комнате не один: рядом лежали раненые, связанные компьютерщики из группы захвата. Их было четверо. Один без сознания, а трое других тихо переговаривались:
– Что они хотят с нами сделать?
– Верь в Великий Компьютерный Мозг! Скоро будет три месяца с тех пор, как на Венеру прилетел Ъ-47.
У меня промелькнуло в голове: «Так, значит, я полнедели пролежал без сознания! ВКМ должен был уже заменить меня роботом-рабочим, а в данном случае – роботом-полицейским. Почему этого не случилось? Или я Ему нужен здесь, или Он не такой уж и Всемогущий, Великий?» И чем больше я размышляю над этим вопросом, тем сильнее склоняюсь ко второму варианту. Хотя до сих пор не могу поверить в это – не умею.

                * Запись 10-я *

Прошло три дня. Всё это время нам пытались внушить, что ВКМ – зло, наш Хозяин, а мы – его рабы. Мы ничуть не нужны Ему, поэтому Он и хочет заменить нас роботами, т.е. машинами, такими же, как и Он, компьютерами. Но им поверил только один компьютерщик и присоединился к повстанцам. Нас так просто не обманешь – ВКМ делает всё, чтобы мы были счастливы. Он заботится о нас! Я и остальные три компьютерщика, верные ВКМ, отказались наотрез. Повстанцы дали нам пять дней на размышление. Три месяца уже прошло. Он пришлёт новую экспедицию. Недаром Он – Великий Компьютерный Мозг!

                * Запись 11-я *

Прошло ещё пять дней. Дело близилось к вечеру. В городе послышались выстрелы – это прибывшие роботы-полицейские применили запрещённое для нумеров оружие – огнестрельное. Через час, на закате, повстанцы потребуют от нас окончательного решения. А выстрелы всё ближе, ближе и ближе. Где-то недалеко гремят взрывы. Я приподнялся и стал смотреть в окно. Роботы-полицейские стреляли из своих щупалец по повстанцам. У роботов торчали из груди дула миномётов, которые они употребляли для массового поражения. Роботов поддерживали камнями многочисленные компьютерщики. Повстанцы тоже не оставались в долгу ¬– они забрасывали нападающих взрывающимися шарами и камнями. К ночи почти вся линия фронта начала биться врукопашную. В ход пошли алюминиевые трубы и электрические плети у компьютерщиков, кулаки и какие-то режущиеся предметы – у повстанцев, колющие иглы у роботов-полицейских. Во время боя повстанцы про нас, по-видимому, забыли. Мы ждали освобождения. Оно произошло в час ночи.
К утру только двадцатая часть города контролировалась повстанцами. Благодетельщики были уже уничтожены. Войска ВКМ захватили почти весь город и наладили связь с Землёй. Еще два дня потребовалось, чтобы весь город вновь принадлежал Его войскам. Осталось два бунтующих города. Слава Великому Компьютерному Мозгу! Он приказал нам уничтожить радиационные осколки, зачистить место падения метеора. Именно он и вывел из строя жучки здешних нумеров. От двухсот роботов-полицейских после подавления мятежа осталось только тридцать два.
После окончания зачистки места падения метеора венерианские города опять были полностью подчинены Земле и ВКМ, а я вновь почувствовал физическую зависимость от Великого Компьютерного Мозга. Как приятно то спокойствие и умиротворённость, которое даёт эта зависимость.

                * Запись 12-я *

Сегодня, 9 января 2158 года, казнены расщеплением 62 374 мятежных нумера, которые в 2157 году восстали против Великого Компьютерного Мозга на колониальной Венере.
Год 2160-й. Началась массовая замена нумеров на роботов…

1997 г.


Рецензии