Суд о коровах. Сказка

Русская народная сказка. Переложение: Серж Пьетро.

   В одной деревне жил-был поп да мужик; у попа было семь коров,
а у мужика была только одна, хромая, но удойная и спокойный был норов.
   Только поповы глаза завистливы. Задумал поп, как бы ухитриться,
да отжилить у мужика последнюю корову - к стаду своему чтоб той корове прибиться:
   Тогда было бы у меня восемь,
а там и цену на молоко поднять можно,
прибыль сама в дом пойдёт, прибыль мы себе завсегда любыми путями приносим.
   Случился как-то праздник, пришли люди к обедне, пришёл и тот мужик послушать.
Поп вышел из алтаря, вынес книгу, развернул и стал в средине церкви читать:
   Послушайте, миряне!
А ещё сказано: кто своему духовному пастырю одну корову  подарит, так вот  –
тому Бог воздаст по своей великой милости, та одна корова за собой семеро приведёт!
    Мужик услыхал эти слова и думает:
Что уж нам в одной корове? На всю семью всё одно молока не хватает,
сделаю-ка я по Писанию - отведу корову к попу, может, и впрямь Бог смилуется, облагодетельствует.
    Как только отошла обедня, мужик пришёл домой, зацепил корову за рога веревкою
и к попу повёл со двора.
    Привёл к попу:
 Здравствуй, батюшка! Не могу ждать до утра.
   Здорово, свет, что хорошего скажешь?
Что мудрое расскажешь?
    Был я сегодня в церкви, - говорит мужик, - слышал, что сказано в Писании мудро:
кто отдаст своему духовному отцу одну корову, тому она приведёт семеро под вечер,
а может под утро.
Вот я, батюшка, что были вы всегда здоровым,
и привёл к вашей милости в подарок корову.
   Это хорошо, свет, что ты помнишь слово Божее! Бог тебе воздаст за то седьмерицею.
Отведи-ка, свет, корову в сарай и пусти к моим коровам. Принимаю, как мудрую панацею!
   Мужик свёл свою корову в сарай и воротился домой.
Жена ну его ругать:
Зачем отдал попу буренку? Она ж была нашей, родной!
С голоду нам, что ли, как собакам, пропадать?
   Эка ты какая, – говорит мужик, – разве ты не слыхала, что поп в церкви читал?
Дождёмся, наша корова приведёт за собой ещё семь,
тогда и похлебаем молочка досыта! Поп не зря обещал!
   Целую зиму прожил мужик без коровы.
Дождались весны. Остались без коровы кое-как здоровы!
   Стали люди выгонять в поле коров, выгнал и поп своих.
Вечером погнал пастух стадо в деревню – к дворам;
пошли все коровы вдоль заборов по своим дворам,
а корова, что мужик попу подарил, по старой памяти побежала на свой двор –
к своему прежнему хозяину, а не к чужим сараям за чужой забор.
    Семеро поповых коров так к ней привыкли, что и они пошли за буренкой следом -
очутились на мужицком дворе.
Мужик увидел коров в своё окошко и говорит жене:
    Смотри-кась, ведь наша корова привела за собой целых семь.
Правду поп читал:
Божие слово завсегда сбывается. А ты ещё ругалась. А я-то это знал!
Будет у нас теперича и молоко,
и говядинка, и заживём легко!
   Тотчас побежал, загнал всех коров в хлев и запер накрепко.
    Вот поп видит: уж темно стало, а коров нет.
И пошёл искать по деревне. Никто не даёт совет.
Наконец, догадался, пришёл к этому мужику и говорит:
Зачем ты, свет, загнал к себе чужих коров? У меня теперь душа за них болит!
    Поди ты с Богом! У меня чужих нет, а есть свои, что мне Бог дал,
это моя коровушка привела за собой ко мне семеро, как помнишь, батюшка -
на празднике в церкви сам же ты читал.
   Врёшь ты, щучий сын! Это коровы мои.
   Нет, - говорит мужик,- теперича мои.
   Спорили-спорили. Поп и говорит мужику:
Ну, чёрт с тобой. Возьми свою корову назад; отдай моих-то хоть.
    А ещё ничего не хочешь? Ступай, могу дать хлеба в дорогу, да только тонкий ломоть.
    Делать нечего, давай поп с мужиком судиться. Дошло дело до архиерея, чтобы судить.
Поп одарил его деньгами, а мужик холстом, архиерей и не знает, как их рассудить.
   Вас, – говорит им, – так не рассудить.
А вот что я придумал:
ступайте домой, а завтра из вас кто раньше утром ко мне сумеет вернуться,
тому и коровы достанутся.
    Поп пришёл домой и говорит своей матушке-попадье:
Ты, смотри,
завтра утром пораньше меня разбуди.
   А мужик не будь дурак, как-то ухитрился, домой-то не пошёл,
а забрался к архиерею под кровать;
здесь, – думает себе, – пролежу целую ночь и не стану спать,
а завтра рано подымусь – так попу коров-то и не видать!
    Лежит мужик под кроватью и слышит: кто-то в дверь стучится.
Архиерей сейчас же вскочил, отпер дверь и спрашивает, будто и не ложился на покой:
Кто такой?
    Я, игуменья!
Ну, ложись-ка спать на постель, игуменья моя.
   Легла она на постель; стал архиерей её обнимать да ласкать, взялся за пупок,
а сам спрашивает, чтоб что делать с ней - понять:
    А это что, как узнать?
    Это пуп Земли, - говорит игуменья, - дальше объяснять?
    Тем временем мужик потихоньку выбрался из спальни и ушёл домой.
На другой день поп поднялся до света, не стал и умываться –
побежал скорее к архиерею в приёмный покой.
   А мужик выспался хорошенько, проснулся – уже давно Солнце взошло,
позавтракал и пошёл себе потихоньку,
приходит к архиерею, а поп его давно ждёт, время-то первым придти от мужика ушло.
   Что, брат, чай, за жену завалился! – подсмеивается поп, он ведь первый зашёл.
   Ну, – говорит архиерей мужику, – ты после пришёл.
   Нет, владыко, поп пришёл после, нешто ты позабыл, что я ещё в то самое время вошёл,
как ты слова свои сказал,
как ты пуп Земли искал!
     Архиерей замахал обеими руками:
Твои, – говорит, – твои, мужичок, коровы!
Точно твоя, мужик, правда - ты пришёл раньше! И идите оба, будьте здоровы!
    Так поп и остался ни при чём, людей обманываючи,
а мужик зажил себе припеваючи.
    С той поры люди и говорят:
правда дорога, потому её всем и не дарят.


Рецензии