У лебединых перепутий - Николай Клюев

Об опыте создания инсценировок по эпическому полотну Николая Клюева
Впервые статья была напечатана в Сборнике "Я певец славянский Клюев", подготовленном к Всероссийскому празднику поэзии Николая Клюева, КРОО Театр поэзии Кредо, Петрозаводск, 2010

У матушки девятый сон –
ей чудится покровский звон
у лебединых перепутий…
Николай Клюев

«У каждого человека есть судьба, – писал поэт Александр Блок, – у поэта же есть Путь». Путь Николая Клюева, «гадателя над кудесной книгой», был драматичным. Но поэт успел выразить свое собственное, имеющее глубокие национальные корни, понимание русской и мировой истории.

Перегруженный информацией XXI век требует оптимально решить насущную проблему плодотворного диалога между двумя разными линиями: информационной, логической составляющей языка и живым одухотворенным словом, традиционным для русской культуры. Решение этой проблемы наиболее актуально, когда речь идет о приобщении подрастающего поколения к поэтическому богатству России, что невозможно без развития у подростков образного мышления. Мы воспользовались советом первопечатника Ивана Федорова воспринимать изучаемый материал «разумом и чутью, с опорой на слух, и очеса, и язык, и все чувствия» и, готовя фотовыставку «У лебединых перепутий», изначально предназначали ее для погружения зрителей в тему «Николай Клюев».

В выставке можно выделить три составляющие: «Пролог», «Клюевская Олония» и «Гадатель над кудесной книгой».«Пролог» – это Афиша выставки и самая значимая из фотографий – «Устье реки Андомы» («Великий Онего – чаша гагарья, ее удолье и заплыв смертный»). На афише размещен прижизненный портрет поэта «Клюев пастырь», написанный в 1920 году известным русским художником-авангардистом Борисом Григорьевым. В разделе «Клюевская Олония» показаны фотографии мест, исхоженных поэтом во время его юношеских странствий: Вытегорье, Прионежье, Муромский монастырь, Каргополь и Соловецкие острова. Здесь же – снимки старообрядческого села Коштуги, родины Клюева, и села Макачево, где были написаны первые книги будущего «олонецкого ведуна». Все эти места отражены поэтом в его гениальном послании потомкам – поэме «Песнь о великой матери», поэтому фрагменты поэмы, созвучные фотографиям, помещены в разделе. Последняя часть выставки – «Гадатель над кудесной книгой» – документальная: здесь представлены фотографии поэта, его рисунки и личные вещи из Дома-музея в г. Вытегре.   
 
«Действие света и цвета освободительно, – писал Александр Блок, – Оно улегчает душу, рождает прекрасную мысль». И уже одно это готовит подростка  к восприятию нового знания. Углубление знания идет через Слово поэта, через изображения на снимках, через образы, создаваемые при знакомстве с материалами выставки. Мы уверены, что выставка «У лебединых перепутий» многофункциональна и способна комплексно решать несколько задач. Как выставка художественной фотографии, созвучной текстам Николая Клюева, она способствует духовному развитию и эстетическому воспитанию. Дополненная лекцией или беседой о жизни и творчестве поэта, выставка повышает уровень знаний о Клюеве, его эпохе и представителях этого времени, а также углубляет ранее полученные сведения.

Поскольку каждая из представленных фотографий отражает какой-либо объект отечественной истории и многогранной культуры, открываются широкие возможности для построения просветительских бесед на самые разные темы. Но еще одно – безусловно, важное! – предназначение нашей работы: на базе выставки и текстов Николая Клюева можно создавать различные инсценировки и литературные композиции, например, в качестве «учебных проектов». У автора уже накоплен такой опыт, и хочется остановиться на этой – наиболее эмоциональной – стороне существования выставки подробнее. 
 
Руководитель собирает команду подростков, перед которыми ставит общую цель: создание маленького спектакля «У лебединых перепутий» для большого вечера. Работа начинается со знакомства ребят с фотовыставкой: они остаются наедине с уникальными снимками.   
 
«Эти гусли – глубь Онега, плеск волны палеостровской…» Сначала плеск волны угадывается взглядом. И уже потом – эти дивные строчки. И музыка. Музыка ветра («шелоника»), «ивовой свирели», «подковного цока», «звона шлей» – сколько новых слов, загадок, «тайн»!

Эти тайны парусами
Убаюкивал шелоник
В келье кожаный часовник,
Как совят в дупле смолистом,
Их кормил душистой взяткой
От берестяной лампадки
Перед образом пречистым.

И как нежно и сильно звучит в клюевских строчках мелодия природы! Вот «мягко вздрагивает хмарь»… То «Лебедь-звон золотокрылый! Он в перьях носит бубенцы, жалеек, дудочек ларцы, а клюв и лапки из малины…» Покровский звон… Магические тексты Николая Клюева, созвучные фотографиям родных для него мест, мягко погружают нас в мир поэта.

И когда ребята уже многое представили и о многом догадались, – в эту благоприятную и благую минуту! – руководитель разъясняет значение незнакомых слов и образов, рассказывает о жизни и особенностях творчества Николая Клюева, о его святынях и источниках вдохновения.

Затем наступает период практической работы: распределение текстов (как правило, в соответствии с пожеланиями самих ребят), подбор музыкального и слайдового оформления, репетиции…

Наконец, мы представляем результат работы на праздничном вечере. Звонкие детские голоса взволнованны, поэтические строки поняты и прочувствованы:

Умыться радостно слезами,
Прозрев, что сердце соловьями,
Как сад задумчивый полно,
Что не персты чужих магнолий,
А травы Куликова поля
К поэту тянутся в окно!

В творческом багаже автора уже несколько таких мини-спектаклей, показанных на клюевских вечерах. Один из таких вечеров – межрегиональный праздник «На четверговый огонёк» – был проведен в Череповце к 125-летнему юбилею Николая Клюева. К приезду выставки ребята уже выучили предварительно высланные из Зеленограда тексты, и их свидание с клюевской Олонией прошло на подготовленной почве. А подъем по «тропинкам междустрочий» по старинной каменной лестнице на колокольню, с которой видно устье родной для поэта реки Андомы, стало и какой-то новой ступенькой в их духовной жизни…

В сентябре 2010 года клюевский праздник состоялся в Зеленограде, причем здесь мы решились на эксперимент. Для участия в инсценировке поэмы «Песнь о великой матери» привлекли ребят из социально неблагополучных семей, несмотря на замечания скептиков: «Они даже стихотворения Пушкина не в состоянии выучить!». Работа не была простой: вместе с полутора десятками разновозрастных, смешливых и подвижных непосед мы выбирали фотографии, знакомились с поэтом Николаем Клюевым, разбирали непонятные слова, учили заготовленные клюевские тексты… Разумеется, бумажки со стихами терялись, слова забывались, к тому же заканчивался срок пребывания ребят в Центре социального обслуживания «Ковчег», где проходила выставка. Но поэзия Николая Клюева, похоже, уже «зацепила» наших артистов: им уже мало было собственных выученных слов, попросили текст композиции целиком.

На концерт все ребята пришли строго вовремя. И очень достойно выступили перед гостями из Москвы, Санкт-Петербурга и Вологды. В заключение маленького путешествия в мир поэта Николая Клюева в исполнении вологодских гостей прозвучала песня «Пашни буры, межи зелены»: «И не чую больше тела я, сердце – всхожее зерно… Прилетайте, птицы белые, клюйте ярое пшено!».

Хочется верить, что в результате нашей работы зерно падает в благодатную почву, и «птицы белые» обязательно прилетят. Надеемся, что впереди у нас – настоящий спектакль «У лебединых перепутий». С хорошим сценарием, режиссурой, музыкальным сопровождением и слайдами. И, конечно же, с нашими маленькими «артистами».
«Жизнь – океан многозвонный», – писал Николай Клюев. И чтобы в ней не потеряться, необходимо обрести под ногами твердую опору и «корни», дающие необходимые для развития нации «живительные соки».  Такую опору, безусловно, можно найти в многоцветье поэзии Николая Клюева.



               
    


 


Рецензии