Как бы мне тебя бы не убить

Этап третий. Кризис идентичности
Если сложиться процесс на этапе Переотождествления, то можно договариваться с клиенткой о переменах.

Как бы мне тебя бы не убить,
Не любить тебя, как,
Вот где ответ...

Сука, сука, любовь... ( Михей и Джуманжи)

Критическая точка жизненного кризиса созависимости – невозможность дальнейшего продолжения сложившегося образа жизни, невозможность самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию. Маленькая смерть. Твоя или моя. "Как бы мне тебя не убить..."
Многочисленные сюжеты несчастной любви, «суки-любви» полны отчаянием и близостью смерти. А что вы хотели? Слияние всегда чревато уничтожением моего «Я» «до тех пор, пока смерть не разлучит нас». В созависимости нет меня и другого, а значит нет отношений между нами, нет нас по отдельности.

Выйти из созависимых отношений Как бы мне тебя бы не убить

Кризис, который они испытывают в этот момент, можно уверено считать экзистенциальным кризисом. Практика показывает, что в начале терапии высшей ценностью для созависимого являются отношения, состояние свободы обременительно, порой невыносимо, самым большим страхом является одиночество, страх отвержения, страх потери близкого.

Кроме утраты объекта, вызывающего определенные чувства и играющего определенные роли, созависимые, определяющие свою идентичность через взаимодействия с близкими людьми или заботу о других, потеряв объект заботы, переживают чувство утраты собственного «Я».

Вырывание себя из слитности похоже на рождение, а также на расчленение самого себя: «вырвать сердце», «оторвать с мясом», «это часть меня, как мне её отделить?», «это, как быть пристёгнутой наручником к батарее и отрубить эту руку» (это что-то из 90-х право слово))… Приведены метафоры, которыми женщины описывают это состояние.

Созависимые в результате переосмысления собственных проблем получают мощный ресурс (через кризис), это даже внешне очевидно – человек меняется за очень короткий промежуток времени, часто практически сразу. Поддерживающие отношения с психологом и терапевтической группой являются  основной движущей силой изменений.

 Одна из самых моих любимых метафор про этот этап: «вверх по лестнице, идущей вниз». Всегда прошу представить эскалатор, который едет вниз, а вам надо наверх… Вот и приходиться двигать ногами, не останавливаясь… Как остановишься, так тебя свезёт..

Задачи психолога на этом этапе:

- Дать психологические знания  о созависимости;
-  Изменить  локус контроля поступков   с другого - на себя.
- Помочь в осознании мотивов созависимого поведения
- Сформировать мотивации на длительную терапию, её непрерывность (шаги вверх по лестнице).

Если цели будут достигнуты, то постепенно, в терапевтических отношениях происходит восстановление и  конструирование личности женщин. Женщины начинают больше ориентироваться на себя, свои потребности, учатся  видеть себя, как источник активности, а не реактивности на проблемы мужа и сына. У них меняется характер самоотношения: от негативного к позитивному, и это начало пути…

И наступит этап четвёртый: РЕИНТЕГРАЦИЯ (Возвращение к новой целостности)

© Психолог Елена Вариошкина, 2020.


Рецензии