Маяцкая Белокаменная крепость

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
Маяцкая Белокаменная крепость!!
     Какой город стоял на Маяцком городище учёные пока не определились. Ясно только, что это был один из городов Хазарского и Аланского государств.
     Свою историю поселение начинает в конце 8-го века по Рождеству Христову. Крепость была ставлена на высоком мысу реки Тихая Сосна, недалеко от её впадения в Дон. Сейчас это в Лискинском районе Воронежской области.
     Крепость строилась из белого камня, при крепости был посад. Тут жили аланы и хазарские савиро-булгары, социокульт которых включал в себя по большей части салтово-маяцкую культуру.
     Называть городище Маяцким стали уже после его второго рождения после почти семи-векового забвения. Его первые исследователи в середине 17-го века, посчитали, что в древние времена он словно маячил над местностью своим надменным белокаменным величием на высоком мысу Тихой Сосны.
     Люди в городе занимались изготовлением керамики, были тут оружейники, поскольку в крепости почти три столетия стоял военный гарнизон, занимались также сельским хозяйством и скотоводством.
     Город состоял в общей системе крепостей Донской оборонительной линии Хазарии от русо-славян, которые продвигались в эту Придонскую лесостепь с севера и запада.
     В этой системе город выполнял функции хазарского торгового центра на Дону. Были на посаде и оружейные мастерские, которые обслуживали нужды воинского гарнизона в Маяцкой белокаменной крепости.
     На территории Крепости сохранились остатки замка местного аристократа из хазарской знати, какого-то тудуна, присматривавшего за порядком на граничных рубежах Хазарского государства.
     Население города было смешанным. Но спервоначалу тут жили аланы, наследники сармат. Это были аланы смешанного лесостепного варианта. Были тут и степняки булгарского типа. Первые следы их присутствия здесь отмечаются с начала 4-го века. Жили все мирно, явных следов укреплений на городище до 8-го века не обнаружено.
     Только в конце 8-го века начинается обустройство укреплений, пока это были небольшие валы, сооружение которых можно связать с появлением угрозы со стороны степняков.
     Постепенно, к началу 9-го века аланская основа начинает разбавляться савиро-булгарами Хазарского межплеменного Союза, с появлением которого земляные валы дополняются крепостными стенами.
     Крепость с белокаменными стенами создавала у купцов и караванщиков ощущение надёжности, с появлением хазар плотность движения по этому участку увеличивается, торговые пути были одной из основой экономики Хазарии. Кроме торговых караванов по этому пути следовали и военные обозы стратегического назначения. В городе появляются купцы, которые привозят товары из Византии, из Греции, из Прикаспия, украшения из других городов Хазарии.
     Саму крепость охраняли хазарские воины, на её территории найдено оружие типичное для хазар.
     Леса в этой местности были редкими и малопригодными для строительства крепостей, поэтому при строительстве крепости широко применялись глина и известковый камень. Зодческая культура при сооружении крепости идентична тем, которые использовались по всей оборонительной линии на Дону, в том числе в Саркеле, Симикаракорах, у тихой Сосны. Это было зодчество, характерное для центрального региона Хазарии. Часть элементов салтово-маяцкого зодчества можно наблюдать и при строительстве крепостей на Северо-Восточном Кавказе, в Крыму и в Волжской Булгарии.
     Крепости хазарского типа строятся обычно на «острове», так назвали хазары высокий, выдающийся в реку мысу. В качестве строительного материала используется известняк из местного ущелья, либо из сырцовой глины.
     В крепости живёт присланный Каганом наместник Тудун вместе с семьёй. При Тудуне находится воинский отряд из булгар и хазар.
     Были при крепости и аланские воины, но они составляли неособливую часть хазарского отряда, которые выполняли приграничную службу по указаниям Тудуна и сторожили свои ремёсла и общину с семьями.
     Основные положения жизни в Крепости излагались на её стенах в рунической записи, которой пользовалась знать того времени аланская, хазарская и булгарская.
     Какой-то особой разницы в социокультуре между аланами, хазарами и булгарами не было. И те, и другие почитали огонь, солнце, небо.
     Также для всех этих трёх этносов было характерно общее для них социокультурное свойство биполярности, что можно наблюдать в хазарском властном дуумвирате в форме Кагана и Царя, и, почти похожем, понимании власти у алан, которые на равных почитали своих царей и свою общину. У хазар были белые и чёрные, у алан конные и пешие.
     Эта биполярность прекрасно уживалась и в городке с Белокаменной крепостью. В крепости жили хазары, которые охраняли крепость и город, в нижнем городе жили аланы, которые занимались делами, характерными для оседлых народов, да и охраняли они свою общину сами.
     Маяцкое городище следует рассматривать в купе с шестью придонскими крепостями, которые появились здесь одновременно с Маяцкой Белокаменной крепостью. Все они возникли почти одновременно и строены были в едином зодческом концепте.
     Все крепости этой Хазарской линии стояли на границе со славянскими территориями боршевской культуры, носимой вятичами.
     По всей видимости, крепости Донецкой хазарской линии были пунктами контроля за торговыми путями по Дону, а также по придонской дороге, соединявшей крепости. В некоторых местах эта дорога используется до сих пор.
     Донская хазарская линия имела по начальной идее несколько целей. Это и сдерживание вятичской экспансии, таможенные пункты, и охрана торговых и военных путей. С далёкой древности здесь проходили караваны Великого Шёлкового Пути.
     Несмотря на свою относительную малость по сравнению с Саркелом, Маяцкая Белокаменная крепость вполне могла выдерживать наскоки степняков, которые в то время не отличались особой настойчивостью. Осознав, что быстрого погрома с грабежами не получится, печенеги особо не расстраивались, многодневных осад не устраивали, их политические амбиции не интересовали.
     В 965-м году Хазария была ликвидирована как государство. Одновременно с этим событием прекращается и жизнь Маяцкого Белокаменного маяка на Тихой Сосне. Эти территории заполняют печенеги, которые превратили всю округу в пастбища.
     Мифический и легендарный городок, сложивший свои камни на Маяцком городище, не умер совсем. Во 2-й половине 17-го века из его белых камней были сложены стены Успенского пещерного монастыря. Кроме того, сюда постоянно наведываются кладоискатели, которые не столько клады тут роют, сколько прикапывают клады, чтобы поприкалываться над другими рамоновцами, коими кличают искателей привидений в Рамонском Замке в Воронежской области.
     Но и тут, на территории Маяцкой Белокаменной крепости без привидений не обходится. Их частенько видят в пещерном замке под мысом, на котором стоял Замок хазарского Тудуна.
     Одно такое привидение появляется всегда при полном безветрии, которое здесь случается очень редко. Воздух словно встаёт. Облако же быстро перемещается и из него вырастают руки с длинными пальцами белого цвета, а привидение начинает быть похожим на человеческий образ.
     И оно своими пальцами пытается как бы обхватить объять весь круг, на котором стояла крепость. Потом пальцы схватываются наконец, буквально рядом слышится раскат грома, хотя небо чистое, руки расцепляются и облако со всхлипом возвращается куда-то под мыс прибрежный.
++++++++++++++++++++


Рецензии