Пшепрашам

    Будучи студенткой филологического факультета, мне, в силу выбранной специализации, приходилось изучать различные языки, любимыми из которых были латынь  и польский. Польский язык - это шипящий язык, в котором преобладают шипящие согласные звуки. Но несмотря на это, шипящие звуки не делали его «тяжелым» для слухового восприятия. Польский язык - нежный, чувственный. Мне нравилось изучать его: переводить сложные технические тексты, читать вслух, разучивать стихи...
   Однажды забавный случай произошел со мной и моей сокурсницей  на семинаре по-польскому языку. Наташа, так звали мою сокурсницу и по совместительству подругу, не совсем владела этим языком, трудновато он ей давался с точки зрения произношения.
   Преподаватель, молодая славная женщина, дала задание Наташе - прочитать отрывок из текста. Наташа напряглась - и вроде неплохо поначалу у нее пошло, но где-то на середине текста запнулась она, аж испарина на лбу проступила: «застряли» у нее звуки в горле, словно ножками упираются - не хотят наружу и все тут! «Пш,пш, пш...», - начала пшыкать подруга, покраснела вся, словно свекла на грядке. Тут и меня прорвало: понимаю, что нехорошо это выглядит со стороны - будто над подругой насмехаюсь, но ничего с собой поделать не могу: смешинка словно издевается надо мною, по бокам щекочет!
   Наташа даже пшыкать перестала и замолчала, а я не могу остановиться: как вспомню ее выражение лица - снова смех... Вскоре преподаватель не выдержала, метнула свой ястребиный взгляд на меня:
-Живо в коридор! Там посмейтесь!
-Пшепрашам, - сказала я и выскочила в коридор, зажав рот рукой (слово «пшепрашам» в переводе с польского - «извините»).
   Стою в коридоре, а смех не проходит. На мое счастье, университетский коридор был пуст, так как шли занятия. А то бы меня неправильно поняли: стоит одинокая студентка и от смеха давится... Постепенно смех прошел, и я благополучно вернулась в аудиторию. Преподаватель наказывать меня за эту выходку не стала... да и подруга не обиделась- ну с каждым может случиться, не со зла ведь!
   Много лет прошло с тех пор, но я все еще с улыбкой вспоминаю это занятие. Конечно, порой хочется достать старый учебник польского языка и повторить грамматику, да все руки не доходят: то одно в жизни, то - другое.
   Но ощущение красоты и неповторимости польского языка у меня не пройдет никогда!
Хотя любой язык красив и универсален по-своему: в каждом языке заложена душа и мудрость народа...


Рецензии
В моём детстве показывали по телевизору польские фильмы "Четыре танкиста и собака" и "Ставка больше, чем жизнь". Т.к. шёл закадровый перевод, польский текст был слышен и приводил меня в восторг. Я загорелся желанием выучить этот язык. Но моя бабушка, которой я рассказал о своих планах, отреагировала так: "Язык этот сложный. Не советую. И польский не выучишь, и русский забудешь". Мечта так и осталась мечтой. А когда, спустя 40 лет, я был в Польше, очень пожалел, что не знаю польского. Так(!) хотелось поговорить с поляками на их языке:)
А Ваше состояние (это я про смешинку) мне вполне понятно и знакомо. Не раз попадал в подобные ситуации: ну, нельзя в этот момент смеяться, а пробивает так, что остановиться не возможно.
Спасибо за миниатюру, Людмила!
:)

Алексей Котельников   27.01.2022 21:33     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Алексей! Спасибо Вам за такой чудесный отзыв! Мне легко давался польский, скорее всего потому, что любила этот язык... да и гуманитарий я до мозга костей))) Любой язык нужно штудировать ежедневно, чтобы не забыть его...увы, моя жизнь пошла параллельно польскому языку, поэтому даже уже бегло читать не могу! Но в году 2018 я купила учебники и словари по польскому языку - начала повторять грамматику, вспоминать произношение и т.д.
Пусть Вы не выучили этот язык, зато вживую услышали польскую речь, побывав в Польше: и это прекрасно!

С уважением к Вам,

Людмила Козлова 6   28.01.2022 16:45   Заявить о нарушении
Людмила, я слышал вживую много "европейских речей", но полиглотом от этого не стал:)

Алексей Котельников   28.01.2022 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.