История Акши. Охота

Из истории Акши. Петр Симон Паллас об особенностях охоты на «диких коз» — дзеренов.
Кроме несения службы в пограничных караулах, казаки Забайкалья занимались охотой на диких коз или дзеренов, способом, которой они переняли от монгольских кочевников.
Такой способ охоты на дзеренов монголы называли «аблаха», а казаки, переведя это слово по своему, назвали — «облава». «Чтоб осмотреть хорошенько и самую страну и видеть, как здесь промышляют, остался я в Акшинске до 25 числа мая. Такой промысел Мунгалы называют Аблаха, а Русские…, перевернув на свой образец зделали Облава: она первейшим почти увеселением Мунгалов и Тунгусов… (является. – Ред.)» [1, с. 279].
Ловля диких коз, называемых дзеренами, первейшее увеселение мунгалов и тунгусов. Выезжают станицами от 50 до 200 человек. У каждого лук, стрелы и хорошо выученная собака. Избирают места открытые к реке или лесу, преграждающему зверю дорогу. Ватага разъезжается на малые кучки, делает превеликий круг. Концы или крылья вперед подающегося или заходящего круга, подкрадываясь из-за горок, из-за бугров, дабы способней и совершенней окружить зверя, сходятся позади того места, где зверь указан. Как скоро обошли, то подходят ближе, круг людей становится чаще. Дзерены испуганные бросаются в бег. Промышленники на них отовсюду, со всех сторон скачут во весь опор и, окружив, криком и свистящими стрелами обезумливают зверя и повергают, сколько могут. Стрелять же и попадать в цель на бегу, на всем скаку с лошади, даурские охотники мастера. Лесу и воды даурские сайги боятся.
Далее Паллас дает описание внешнего вида и условий обитания дзеренов. Он сообщает: «…телятся в июне, в то время как сарана, или красные полевые лилии, поспеет. Молодые, если стать выкармливать дома, то как волжские сайги, весьма бывают ручны, входят сами в горницу, а коли в поле пустить, то к вечеру назад домой придут… Дикие дзерены в поле часто ходят с коровами и телятами, как я сам видел подле Акшинска, где они по лесу ходили с телятамит без всякой боязни… Между тем как сию охоту разучреждали, я имел случай рассматривать пролезающие вешние травки и водящиеся в Онони рыбы…» [1, с. 280-283].


Рецензии