История Акши. Ещё о крепости

НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АКШИНСКОЙ КРЕПОСТИ.
Новые, очень любопытные и обстоятельные сведения об Акшинской крепости находим в диссертации доктора архитектуры Крадина Николая Петровича «Русская архитектура Дальнего Востока XVII-начала XX вв».
«…Пограничные типы поселений. После заключения в 1689 г. между Россией и Китаем Нерчинского договора Забайкалье хотя и оставалось русской территорией, однако четкая граница между двумя государствами не была определена и здесь. Южные границы охранялись так называемыми "сторожами" - небольшими аванпостами, выставленными на основных путях движения. Такие разъезды имелись на дорогах из Монголии и Китая, там, где ныне расположены селения Цурухайтуй, Акша, Чиндант, Харацай, Троицкосавск и другие. Именно на этих местах возникли в 60-70-е годы XVIII в. русские пограничные крепости. В одном из центральных архивов (РГВИА) автору удалось обнаружить, а затем и опубликовать (76) интересный и важный в научном плане документ - специальную инструкцию по описанию мест и проектированию укреплений по Нерчинской и Селенгинской линиям.
В новую линию укреплений в Забайкалье с XVIII в. входили уже не деревянные, а большей частью ЗЕМЛЯНЫЕ КРЕПОСТИ - новые фортификационные сооружения. Они просуществовали до начала XIX века. Характерными примерами подобных типов укреплений могут служить Акшинская и Селенгинская крепости. Деревоземляная крепость в Акше (в виде восьмиугольной звезды), остатки земляных валов которой сохранились до настоящего времени и были детально обследованы соискателем в конце 1970-х годов, представляет большой научный интерес и историческую ценность как редкий образец русского фортификационного искусства XVIII в. в Забайкалье. Подобных остатков, как показали исследования, не существует на всей территории изучаемого автором региона.
По настоянию и при самом активном участии русского посланника в Китай C.JI. Владиславича-Рагузинского в первой четверти XVIII в. был решен вопрос о строительстве на противоположном берегу Селенги Новоселенгинской крепости. С этой целью в 1727 г. из Омска в Забайкалье был направлен инженер фортификации полковник Бухгольц, автор многих крепостей Иртышской линии на Алтае. Такую же крепость ему предстояло возвести и на Чикойской стрелке. С этого времени, после заключения Буринского (Кяхтинского) трактата, определившего русско-китайскую границу в Забайкалье, а также условия торговых отношений между Россией и Китаем, началось активное обустройство приграничных территорий, заселение их казаками и организация системы обороны границы. Летом 1728 г., после ратификации договора обеими сторонами, Саввой Рагузинским была заложена торговая слобода Кяхта.
В течение 15 лет (1756-1770 гг.) вдоль китайской границы в Забайкалье были сооружены три редута (караулы) и установлены 17 пикетов, а также построены семь крепостей (Акшинская, Горбиченская, Кударинская, Троицкосавская, Харацайская, Цурухайтуевская и Чиндант-Турукаевская). Расположение их от границы составляло от 4 (Троицкосавская) до 45 верст (Чиндант-Турукаевская). Все крепости были вооружены пушками с артиллерийской прислугой, численность гарнизонов крепостей составляла от 150 до 100 казаков во главе с комендантом. Создание полноценной и развитой структуры новых пограничных поселений с фортециями находилось в прямой зависимости от положения дел на границе. Когда наблюдалась тишина, и не было никаких столкновений, строительство крепостей приостанавливалось. Уже в начале XIX века из большинства пограничных крепостей были выведены гарнизоны, а казенные постройки проданы с торгов. Бывшие крепости продолжали развиваться как обычные казачьи селения.
Планировочная структура пограничных поселений, обладавших одновременно несколькими функциями, имеет большое значение для анализа развития различных типов поселений в рассматриваемом регионе. Наличие в планировке поселений оборонительной (военной) составляющей накладывало отпечаток на характерной планировки, регламентируя застройку гражданской части поселения. Главная и непременная особенность пограничного поселения-крепости заключалась в соблюдении обязательных пространственных разрывов между крепостью и обывательскими домами. Специальным указом 1844 г. не разрешалось "производить постройку домов и других зданий ближе 600 саженей от кроны крепостного глазиса" (ПСЗ. 1845, т. 19). Подобное требование существовало и в европейском фортификационном искусстве, оно изложено, например, в работе известного французского фортификатора Вобана "Книга о атаке и обороне крепостей" (1744,165). В ней автор настоятельно рекомендовал очищать пространство вокруг крепости в случае ее предстоящей осады.
Планировочные особенности подобного поселения можно видеть на историческом плане Акшинской крепости, выявленном автором в архиве (РГВИА). В центре поселения изображена восьмиугольная в плане крепость, а с юго-западной и северо-восточной сторон от нее размещены обывательские усадьбы. Дистанция между фортецией и застройкой составляет чуть более 200 саженей - это значительно меньше, чем обозначено в цитированном выше документе. Однако следует учитывать, что построена крепость была задолго до выхода в свет этого указа, а ранее существовало другое нормативное правило, согласно которому чистое пространство между крепостью и поселением должно было составлять всего 130 саженей (ПСЗ.1832, т.6). Следует полагать, что увеличение разрывов было продиктовано усовершенствованием огнестрельного осадного оружия и увеличением дальности полета снарядов…».
На фото - вид того места Акши, где была крепость, из космоса. Очень хорошо просматриваются очертания восьмиугольной крепости.


Рецензии