Последний день Помпеи Карла Брюллова

                Три мгновения «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова


(Статью лучше читать после внимательного  рассмотрения картины. Для этого нужно задать в поиске: «The Last Day of Pompeii - Karl Brullov — Google Arts & Culture». Там картина представлена в высоком разрешении с возможностью увеличения.) 
               

                1. Рождение замысла картины

В мае 1823 года сбылась мечта Карла Брюллова. Он оказался в Риме. Изучая в Италии  произведения великих мастеров Возрождения, молодой художник загорелся идеей выразить свой неповторимый взгляд на жизнь, её красоту и  трагическую быстротечность. Ища пищу для своей идеи Брюллов с друзьями приехал  на  раскопки Помпей. Древнеримский город, погибший под пеплом вулкана, предстал перед художником во всём своём грозном величии как нерукотворная понорама смертной памяти, навсегда застывшей в камне. Он исходил все его улицы и прикоснулся не только руками, но и сердцем к его окаменевшим жертвам.  Посещение Помпеи до глубины души потрясло Брюллова  и зародило в нём дерзкий замысел создать монументальную картину на  тему гибели этого города, выразив  в ней все свои сокровенные  мысли и переживания. 

                2. Улица Гробниц как идеальное символическое русло событий

Сюжет гибели Помпей сам по себе уже был символичен. Однако Брюллов  решил заострить эту символику, выбрав в роли места трагических событий улицу гробниц. Дорога, с обеих сторон обрамлённая высокими надгробиями и храмами, представляла собой идеальное русло для изображения земной жизни каждого человека и самой истории. Саркофаги выстроились по её сторонам как молчаливые тени ушедших поколений.

                3. Жизнь и смерть символически  явленная в  трёх мгновениях

Но как представить в этом монументальном обрамлении трагическую судьбу отдельной личности и всего человечeства, точнее сокровенный их  смысл? Нужна была  какая-то совершенно новая  динамика, которая бы  наполнила  композицию  этим трагическим смыслом. После шести лет напряжённых поисков в художественном сознании  Брюллова выкристаллизовалась гениальная сцена, отразившая  прошлое, настоящее и будущее в трёх мгновениях, которые  в стремительной своей смене  выразили  всю красоту и быстротечность земной жизни.

                4. Первое мгновение - символ прошлого, наполненного опытом смерти

Первое из этих мгновений -  образ прошлого, которое уже принесло с собою смерть. Оно драматично представлено в середине  картины стремительным движением колесницы, которая мгновением раньше пронеслась по улице, потеряла своё колесо и остановилась, накренившись набок. Из неё на мостовую упала молодая мать, насмерть разбившаяся о камни. А над нею застыл белокурый ребенок, «вонзивший»*в зрителя свой взгляд. Гоголь, поражённый трагичностью и красотой этой сцены,  описывает в своих «Арабесках», как эта упавшая  на мостовую женщина, откинула «свою чудесную, еще никогда не являвшуюся в такой красоте руку». Ещё ближе к нам мы видим  рассыпавшийся из колесницы скарб: изящное металлическое зеркало,  ключи, тройной светильник, подсвечник  и ларец с лентой и заколкой. Так промчавшееся мгновение, как метеор  вклинившись в настоящий момент,  невероятно драматично  показало всю быстротечность и суетность земной жизни и её ценностей: красоты (зеркальце), власти ( ключи, колесница) и богатства (ларец): «sic transit gloria mundi»*.

--------------
* "Так проходит земная слава"

                5. Второе мгновение - символ всей земной жизни

Момент, выражающий на картине настоящее, - это вся  жизнь человеческая, представшая в одном мгновении при ослепительной вспышке молнии. Чем  наполнено это мгновение? Множеством сцен, развернувшихся вокруг изумлённого младенца, оказавшегося  на мостовой. Этот необыкновенно красивый мальчик выглядит как птенец, выпавший из гнезда. Он страшно потрясён и беззащитен. Ещё мгновение и он заплачет.  В его растерянном взгляде - зарождение  нового трагического аккорда, который лучше всех описал Гоголь: «...эта вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств, этот гордый атлет, издавший крик ужаса, силы, гордости и бессилия, закрывшийся плащом от летящего вихря каменьев ... этот ребенок, вонзивший в зрителя взор свой, этот несомый детьми старик, в страшном теле которого дышит уже могила, оглушенный ударом, которого рука окаменела в воздухе с распростертыми пальцами, мать, уже не желающая бежать и непреклонная на моления сына, которого просьбы, кажется, слышит зритель, толпа, с ужасом отступающая от строений и со страхом ... взирающая на страшное явление, наконец знаменующее конец мира, жрец в белом саване, с безнадежною яростью мечущий взгляд свой на весь мир...»  Наконец, белый конь, взвившийся на дыбы как знамя самой смерти. В его ошалелом глазу отчётливо отразился свет молнии.

Так перед смертью в одно мгновение как при вспышке небесной молнии предстаёт перед человеком вся жизнь его в подробных сценах. Вот он безуспешно стремится спасти свою мать и отца,  а вот он закрывает своим плащом детей от угрожающей им опасности, вот он нагнулся подобрать упавшие монетки. Художник показывает своё сочувствие ко всем этим действиям, которыми наполнено драгоценное мгновение нашего земного существования. Одни из этих поступков выглядят благородно, выражая красоту человеческой души. Другие мелочны и эгоистичны.

Рассматривая эту картину как-то невольно задумываешься о своём последнем часе. В одной из групп слева есть молящаяся девушка. Это видно по её молитвенно сложенным рукам. Каково увидеть перед смертью на широком полотне своей жизни, какой маленький уголок в ней занимала молитва.  Есть здесь и священник, который проходит мимо с чашей, кадилом и свитком священной книги. Время причастия прошло. Впереди Страшный суд.  А краешек евангельского свитка еле виден. Неужели так мало я почерпнул из него?

В этом  загадочном мгновении  символически запечатлена не только отдельная жизнь каждого человека, но и  история всего человечества, наполненная трагическими метаниями народов и поколений. И так же как в жизни отдельного человека одни из этих порывов благородны, другие эгоистичны и низки.

Необыкновенную значимость мгновения подчёркивает характер освещения изображённых героев. По меткому выражению Гоголя,  Брюллов «схватил молнию и бросил ее целым потопом на свою картину. Молния у него залила и потопила всё, как будто бы с тем, чтобы всё выказать, чтобы ни один предмет не укрылся от зрителя.»

Символическое значение приобретает в этом контексте  зеркало лежащее на мостовой внизу перед нами. Художник как бы предлагает зрителям заглянуть в свою картину как в магическое зеркало, чтобы увидеть в нём свою собственную судьбу и судьбу всего земного.

                6. Третье мгновение - символ конца («И смерть и ад со всех сторон»).

Будущее представлено на картине третьим, ещё не наступившим мгновением. Но как выразительно запечатлелось оно в глазах многих героев, которые с ужасом видят падающие на них, ещё невидимые нами обломки колонн и статуй, то есть неминуемую скорую гибель! Это мгновение погружения во тьму. Потому что  вспышка молнии настоящего  мгновения потухнет  и погрузит всё в страшный  мрак, наполненный багровыми отсветами, испуганным ржанием скакуна, диким рёвом быка и пронзительным плачем младенца*.

------------------------------
* Плиний Младший будучи  свидетелем этой трагедии так описал это мгновение:  «Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, <...> многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь» (Плиний Младший в письме к Тациту).


                7. Драматургия трёх мгновений (прошлого, настоящего и будущего)

Драматургия трёх мгновений (прошлого, настоящего и будущего) поражает своей  трагичной динамичностью: прошлое врезается в настоящее, потеряв в нём всё самое дорогое, а будущее обрушиватся на настоящее, погребая его под собой. Я не знаю другой картины, в которой трагичность темы "mеmеnto mori" была бы воплощена так выразительно. Однако в этом произведении есть нечто большее чем даже драматургия самой смерти*.

-----------
* то есть у зрителя создаётся впечатление, что на картине сама смерть является драматургом.


                8. Откровение, представшее в блеске молнии

Главное достоинство картины Брюллова заключается в том, что эти три мгновения, передающие в себе всю трагическую суть земной жизни являются на картине не как философское осмысление человеческого бытия, явленное в  высшей степени драматичном явлении, а как чудное  о т к р о в е н и е   представшее в блеске молнии. Его Брюллов передал своим современникам, многих из которых оно опалило как и самого автора. Среди них были Боратынский, Пушкин, Гоголь и Лермонтов.

Три мгновения на картине Брюллова стали его пророческими  «мене, текел, фарес», обращёнными не только к современникам, но и  к будущим поколениям.

                9. Второе "я"  Брюллова на картине

Брюллов изобразил и себя на картине в виде античного живописца. На своей голове он держит ящик с красками, кисточками и свитком. (Любопытно, что кисточки окрашены в основные цвета картины.) Причём художник  на картине тоже переживает все эти три мгновения. В прошедшем мгновении он придерживал этот ящик рукою, дорожа больше жизни своим любимым творчеством. В настоящем мгновении он опустил руки, а взглядом своим он  уже находится  в будущем  мгновении, том самом, которое как крышка гроба нависла над ним.  Он стоит на ступеньках недалеко от входа в гробницу, с которой тоже падают камни. (На их падение указывает рукой женщина, стоящая на нижних ступенях.) Тем самым живописец своим положением, жестом и взглядом выражает всю тщетность любых попыток спасти свою жизнь для этого мира. Три героини на картине похожи на возлюбленную Брюллова, графиню Юлию Самойлову. Художник словно хочет показать,  как больно ему терять самое дорогое и близкое в этой жизни.

                10. Художественные приёмы, делающие зрителя участником событий картины

Девушка, стоящая перед художником, изображённым на картине, смотрит в ужасе прекрасными широко открытыми глазами на что-то страшное  за нашей спиной*, тем самым заставляя и нас почувствовать  себя трагическими участниками этого события, тем более, что  перспектива картины построена так, что мы стоим на продолжаюшейся в наш мир улице гробниц спиною к городским воротам**. Эта девушка только что держала на голове сосуд и так же как художник в страхе и отчаянии отпустила его. В следующее мгновение он разобьётся.

-----------------------
* Вот уж воистину: "Смерть не за горами, а за плечами". Причём как  у художника, так и у зрителя.

** «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину» (К. Брюллов)

                11. Символика заката языческого мира 

Дорога вдали окрашенная в красный цвет сворачивает налево. Её прегрождает тёмно-багровый  ревущий бык с чёрными рогами. На него обрушиваются колонны храма, как бы знаменуя прекращение прежних языческих жертвоприношений и богослужений мира сего. Кроме того льющийся на заднем плане по склону Везувия огненный поток лавы подводит окончательную черту.

                12.Символика надежды

Слева в непосредственной близости от зрителей дорогу  быстрой и уверенной поступью пересекает христианский священник тех времён, словно предупреждая нас. Он проходит мимо этой истории  как мимо временной жизни, представшей в трёх её мгновениях, спеша в жизнь вечную. Взгляд его обращён к молниям над вершиной Везувия. Однако мы не видим в его глазах страха или багровых отсветов этой временной жизни. Возможно, священник на картине являет  зрителям  второй взгляд Брюллова на событие,  как на исход из временной жизни  в вечную.

Поскольку зрителями во времена создания картины были в основном христиане, то картина символически разделяла улицу на языческую её часть по ту сторону плоскости холста  и на христиснскую, по эту сторону. Священник пересекая улицу наискосок как бы переходит из пространства картины в пространство зрителей. В этом своём движении он словно защищает нас собой, напоминая слова Христа «Не бойся, малое стадо!» (Лк.12; 32) , «Я победил мир.» (Ин.16;33)

В свете этого движения многие детали картины приобретают тайный христианский смысл. Например, сам сюжет красноречиво показывает: «...Проходит образ мира сего» (1 Кор. 7; 31).

В позах и выражениях лиц героев картины нет прежней беззаботной жизни. От неё  на полотне осталась только золотая фигурка юноши, танцующего с кастаньетами, на заколке, упавшей на мостовую.

Замертво упавшая на мостовую птичка напоминает о словах Господа «И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего...» (Мф 10; 29) (Эта птичка имеет в своём оперении красный, жёлтый и чёрный оттенки, которые явно перекликаются с цветами огня, лавы и  пепла, изображёнными на дальнем фоне.) Художник словно хочет показать этой птичкой зрителю, что всё совершающееся на картине происходит по воле Божией. А чтобы мы заметили эту символическую деталь,  над птичкой он изображает ребёнка, протянувшего к ней свои ручки.

По поводу же возникающей мысли, что жители Помпей были особенно грешными, за что и были наказаны, вспоминается ответ Господа на вопрос о жертвах другой катастрофы: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.» (Лк.13; 4-5).

Жених, держащий в руках свою умершую невесту, напоминает нам евангельские слова «...В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.» (Мф.22; 30)

                13. Главная идея «Последнего дня Помпеи»

В картине чувствуется близость вечности. Гробницы, пришедшие в колебание по сторонам улицы, огненный поток лавы, напоминаюший геенну, священник – провозвестник жизни вечной, молния, осветившая роковое событие, падающие с неба серые хлопья пепла и камни, испуганные взгляды людей, видящих ужасы, невидимые нам... В контексте этих таинственных провозвестников вечности главная идея произведения открывается во всей её выразительной глубине. Какими бы долгими не представлялись нам человеческая жизнь и вся мировая история, однако по мере приближения их к грозной вечности они видятся краткими как один миг.

                Итог               

Итак, Карлу Брюллову удалось передать всю красоту и быстротечность земной жизни отдельного человека и всего человечества в трёх мгновениях  как откровение, блистательно явившееся в  свете молнии. Он превратил себя, свою возлюбленную и зрителей в участников этого откровения и выразил два взгляда на происходящее: один из них полный отчаяния, а другой полный надежды.

Христианский взгляд  он развил в последующих своих религиозных картинах и росписях купола Исаакиевского собора.

Уже в нашем столетии была обретена его картина «Христос во гробе», долгое время считавшаяся утраченной. В этой картине  Брюллов по-новому воплотил  тему жизни и смерти «Последнего дня Помпей». Ровный, тёплый и поистине неземной свет пронизывает покровы Христа, лежащего во гробе. И  э т о т   свет  являет победу вечной жизни над cмертной тьмою, в которую погрузились "Помпеи".


-------------------------
Примечания
 
*Слово Н.В. Гоголя


Рецензии
Велика картина и анализ замечательный.

Успехов Вам!

Сергей Путилин   13.03.2024 13:02     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо за отзыв, Сергей.
С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   13.03.2024 23:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.