Глава 4. Гонения на веру

ГЛАВА 4. ГОНЕНИЯ НА ВЕРУ
После революции церковь в Акше долго стояла нетронутой. Но безбожные власти добрались и до нее.
Иван Ононский: «В сентябре 1931 года местные власти решили переделать церковь под клуб, хотя Акша имела хороший народный дом, построенный по инициативе супругов Бек, и переделывать церковь под клуб надобности не было. Колокола сбросили со звонницы, колокольню, купол и южную каменную стену разобрали и сделали деревянную пристройку. Получилось нелепое одноэтажное здание, неудобное для клубной работы.
Все это натворил некий Митрофан Чернявский, присланный в Акшу на должность секретаря райкома партии. Он распорядился также убрать чугунное надгробие декабриста П. В. Аврамова. Все эти действия через полгода получили правильную оценку вышестоящих партийных органов. В Акшинской районной газете за 14 апреля 1932 года сообщается, что «за грубое искривление линии партии в Акшинском районе» Чернявский с работы снят.
 В довершение к этому случился в те годы пожар, и от церкви остались только три алтаря да северная стена, то есть одни руины».
 «Правильной линией» Иван Ононский считал определение церкви под краеведческий музей, а колокольню он предлагал сделать пожарной каланчой. Он мечтал о том, чтобы здание церкви восстановить «как памятник, связанный с возникновением Акши и пребыванием здесь видных декабристов». О том, чтобы вернуть храм верующим, речи не было.

СПРАВКА. Ононский Иван Иннокентьевич (настоящая фамилия Истомин) - краевед. Правнук нерчинского купца Я. Я. Истомина, воспитанника купеческой семьи Кандинских, и Е. И. Истоминой, сестры начальника Акшинской дистанции, казачьего сотника А. И. Разгильдеева, к семье которых были близки декабристы П. В. Аврамов и В. К. Кюхельбекер. В 1930-х с семьей отца, признанной кулацкой, выселен из Акши. Участник Великой Отечественной войны. После войны жил в Москве, работал в финансово-банковской системе. Автор «Акшинской летописи» и «Истории Акши», которые создавал в течение 15 лет (с 1960). Неоднократно публиковался во многих районных газетах Читинской области.
Источник: © Энциклопедия Забайкалья.

Старожил Г. Г. Гурулев вспоминал: «Когда в 1929 году церковь сломали, все иконы, книги, церковную утварь перевезли в сарай. И сохранялось все до послевоенных лет. А потом сарай разобрали, куда все делось – неизвестно…
Помню, когда крест падал, два раза в воздухе перевернулся… Про большой колокол говорили, что он утонул, когда его сплавляли вниз по Онону на пароме… Памятник Аврамову переносили несколько раз с места на место. Сейчас там, где было церковное кладбище – стадион.
Батюшка Михаил Пигулевский был арестован в 30-х годах, увезли на Дальний Восток, был репрессирован. Жену приютила семья няньки, в доме Ивана Ангарского… Умерла она в Кургатае… Семья отца Павла Георгиевского, как помню, жила в Чите…»…

Из письма Константина Лескова, предположительно дальнего родственника Павла Георгиевского: " До русско-японской войны 1904-5 гг в Акше были священниками два брата Георгий и Павел Петровичи Георгиевские. У них была сестра Саша Георгиевская. Ее правнук Пол Фелдман сейчас живет в Австралии. С ним у моего отца и меня совпадение по ДНК. Мы склоняемся к версии, что мои предки Лесковы из с. Жидка Балейского р-на Читинской обл. состоят в родстве со священниками Георгиевскими. К сожалению, у нас нет документального подтверждения где наши семьи пересеклись. Известно, что их отец Петр Георгиевский был благочинным в Иркутской епархии. Потом оставил пост и умер около 1890 года. Его жена была "из татарского рода". Девичья фамилия и имя неизвестны. Если у Вас есть какие-нибудь сведения о предках Георгиевских, сообщите, пожалуйста..."

Старожил Г. Г. Гурулев вспоминал: «Когда церковь в Акше разрушили, на ее месте построили Дом культуры. Объявили «Всенародную стройку». В течение трех месяцев должен был отработать каждый. Построили: зал большой, ложи буквой П. Заведующий клубом был, а сторожа не было. Я работал сторожем короткое время. После двенадцати ночи начиналось – вой, стон, плач… Быстро уволился. Да, в южной части аэродрома был четырехметровый деревянный крест. Его спилили – мешал летчику приземляться…».

Конечно же, был уничтожен и поклонный крест на горе Крестовка.

Г. Г. Забелин: «Церковь в Акше сломали в 1929 году. Сам я этого не видел, жил целый год на заимке…
После того, как церковь разломали, иконы собрали в длинном доме, где был ДОСААФ. Куда позже исчезли – неизвестно. Помню, что в то время был председатель исполкома Бобряков.
Священники еще какое-то время жили в селе. Люди на дому крестили детей, венчались… Первым уехал отец Павел, за ним – Михаил. Еще помню, в районе мемориала жил монах Иван Пляскин. Умер в годы войны.
А из церкви сделали клуб с деревянной пристройкой, которую позже сожгли».
После в полуразрушенном, обгорелом храме устраивали баню, а потом сделали котельную коммунального хозяйства. Над крышей бывшего Никольского придела, вместо креста, стала возвышаться коптящая небо огромная труба.


Рецензии