Радостная круговерть праздничных дней

Радостная круговерть праздничных дней, или городское застолье.

Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.

А.С.Пушкин

Праздничный день, будь то день рождения или иной повод собрать родственников и друзей - как правило, хлопотный, длинный, чудесный и запоминающийся. «Нам каждый гость дарован богом» - так ведь говорил граф Соллогуб в своей кавказской застольной песне.

К назначенному часу, когда все было готово к приему гостей, соловьиной трелью заливался дверной звонок, и в двери вваливались гости. В зимнее время пальто, шубы и полушубки, дубленки, куртки, пуховики складировали ворохом в спальне. Смешивались запахи кожи, замши, твида, плащевой ткани, мужские и женские парфюмерные ароматы. Отдельной кучкой лежали шарфы, головные уборы, перчатки. На время празднования комната превращалась в гардеробную, разве что номерков не выдавали. Сложнее всего обратно получить свою верхнюю одежду было гостям, приходившим первыми.

Прежде чем пройти в комнаты, мужчины обычно подходили к овальному зеркалу в прихожей и расчесывали волосы, а порой бакенбарды, подтягивали галстучный узел, иногда для акцента образа поправляли платок в нагрудном кармане пиджака. Женщины же поправляли локоны, кудри, прическу а ля "сессон".

Перед тем, как следoвaлo приглашение за стол, мужчины, как правило, играли в карточную игру сека, более известную как индийский покер. Вожделенная комбинация - три туза! Ставки начинались с 20 копеек, но по мере увеличения достигали и трех рублей, и пяти! Десять - это уже серьезная рубка по тем временам! Бывало, что блефовали! Причем мальчишки молча наблюдали за происходящим и "болели" за своих отцов. Они же докладывали своим мамам, сколько проиграл отец. И тогда гостья грозно сверкала глазами, водила бровями и сигнализировала супругу, что пора заканчивать игру. Вторая, менее убыточная для семейного бюджета, игра - это нарды! Проигравший серию из двух партий уступает место очередному страждущему. Женщины же в это же время судачили, обменивались новостями и посильно помогали хозяйке накрывать на стол.

В редких случаях гостями были иностранцы. Помнится как-то гостили итальянцы. Их водили по домам и везде накрывали роскошные столы. Но не изобилие удивляло curiosi italiani. Их всех изумляло, что в каждом доме - непременно полки и шкафы с книгами, которые располагались так плотно, что казалось от их давления сейчас лопнут стенки.  А еще их поразило, во всех домах было пианино типа "Беларусь", более известноe в экспортном варианте как "Schubert", а у особо зажиточных кабинетный рояль «Миньон».

Обычно число гостей переваливало за десяток и стульев, естественно, не хватало. Тут на помощь приходили соседи и предлагали любые предметы интерьера, на которых можно было сидеть - от "гамбсовского гарнитура генеральши Поповой" до простой табуретки. А некоторые сметливые хозяева, чтобы не зависеть от наличия свободных стульев, имели запас табуреток с откручивающимися ножками, которые хранили в подполье или подвале. При большом нашествии гостей, брали длинные деревянные лавки, оборачивали вчерашними газетами и обматывали черными нитками.

Если в компании было много детей, которые норовили с непосредственной простотой  нарушить общую картину ломящегося от яств стола, хватая вкусности -  им накрывали отдельный маленький "супра" (груз. стол), где царил лимонад и все те же блюда, что y взрослых, но в малых количествах.

Нежный колокольный перезвон бутылок с минеральной водой и сладкой газировкой в кладовке. Виноградная чача. Иногда бутылка шампанского из холодильника. Летом по жаре брался огромный арбуз, вырезалась сердцевина, и делался крюшон для дам. Мы тогда не знали об испанской сангрии. Это они - буржуа заливали фрукты ромом, виски или бренди с добавлением кардамона, гвоздики, имбиря. У нас же мешалось красное вино, ликер, шампанское и дольки персиков и яблок. Ксати, этот же арбуз еще несколько минут назад прохлаждался и плавал в ванне, наполненной холодной водой.

Бутылки с вином для стола были не популярны, за исключением десертных Киндзмараули, Хванчкара. Вино подавалось непременно в красивых кувшинах с тонким, как лебединая шейка горлышком. Их чрево наполнялось кахетинским из 20-литрового сосуда в плетеной корзинке с помощью небольшого резинового шланга глиняного цвета.  Требовалось особое умение переливания вина таким методом. Такое зрелище в исполнении ребенка по просьбе родителей - это культурный шок для какого-нибудь иностранца! Bино было кислым и, как правило, морщило мальчишеские лица.
Рассаживание гостей за стол занимает какое-то время. Для хозяинa важно, кто окажется по правую и по левую руку. Исключено, что это будет женщина (дамы, пардон!). Очень долго все уступают друг другу места. Считается неприличным без ложного притворства сесть за стол. Надо немного "поломаться". Хозяйка настойчиво и безуспешно пытается всех рассадить. Гости зачем-то артачатся и жмутся к стенкам. Уф, наконец-то все расселись.

Привлекательный стол, вкусно приготовленная и оформленная еда. Если стол длинный, то блюда дублировались по всей длине стола. Создавались кластеры закусок - для 4-6 гостей, чтобы вытянутая рука с вилкой могла легко дотянуться до кусочка ветчины, который высмотрел голодный глаз.

Нет, сейчас это редкость! Когда марочный коньяк ставят в центр праздничного стола в хрустальном графине. Маленькие рюмки и тонко нарезанный лимон сопутствуют тому, что иначе называется аперитивом. Еще не выбран тамада, еще на зубок не попали бастурма и суджук, толстые ломти горячего грузинского хлеба пока еще закрывают почти всю закусочную тарелку, как правило, из немецкого сервиза. Самое время под пожелание приятного аппетита опрокинуть стопку и почувствовать как тепло разливается по телу. Bилка подденет копченую колбасу или балык, пластинку молочного сулугуни, немного зелени с болоки (груз. редиска). Иной гость, возможно, начнет с солений в виде молодого маринованного чеснока, зеленого помидора с крестообразным надрезом, напичканным зеленью, и черемши в уксусном маринаде. Из узкого горлышка соусника на ту же тарелку прольется как красная лава ароматный ткемали, сваренный из тереня. Под верхней тарелкой находится вторая - шире диаметром. Ее черед еще не настал. Она - для основных горячих блюд. Салфетка с тиснением и кружевным узором прикоснется к губам и вы уже готовы слушать хозяина застолья.

Итак, первый тост. Это сейчас он за "Упалс (груз. Всевышний) гаумарджос". А раньше он был за повод, по которому собрались дорогие гости, за именинников, за поутру испытавших таинство крещения, новоиспечённых молодых людей с дипломами. В более развернутом виде за них выпьет тамада, которого изберут следующим тостом. Так кто же мог стать столь важным человеком за застольем. От кандидата требовались эрудиция, почет, способность шутить, непреклонность и даже строгость, не в последнюю очередь весовая категория. Тамада должен был быть и полиглотом (минимум три языка) и искусно слагать свои сонеты. Тамаду побаивались. Он держит в своеобразном гипнозе гостей и как горный орел обозревает свои владения в рамках праздничного стола. У кого налито, а у кого нет. Очень важно было и поведение тамады, когда он доходил до нужной кондиции. Был один такой, мог выпить безбожное количество вина. Но затем он требовал кусок торта, съев который, становился трезвым как стеклышко. Когда тамада пил за всю "домовую книжку" автора этих строк всегда разбирал смех.

Очень часто, практически всегда, в течение дня раздавался звонок в дверь и на пороге появлялся сосед или соседка, не подозревающие о застолье, а может и любопытствующие. И если его или ее замечал тамада, тут уж не отвертеться. Наливали стакан вина, и они должны были славить причину праздника без всяких отговорок. Потом исчезали так же быстро, как и возникали.
А кутеж шел своим чередом за столом, где "веселье - председатель, за столом - законодатель" то бишь тамада. Нет, конечно, он - "диктатор застолья", но ему свойственны и демократичные черты. А значит могло последовать "алаверди" любому из гостей. Тот готовился тщательно к ответной речи и старался произвести неизгладимое впечатление.

Во - первых он мог попросить выпить вина из стаканa с широким дном и осушить одним глотком. Но чаще сосуд, соответствующий моменту, искали в серванте для посуды. Там за толстым стеклом своей необычной участи дожидались ваза для конфет, ваза для цветов или хрустальный рог на пол-литра. Это в древности "гансхвавебули" (груз. отличительный) пили из азарпеши или чинчилы.  B наше время из кханци (груз. рог) или таси (груз. чаша). Суть была в том, чтобы произвести эффект. Один из гостей, помнится, после выпитого стакана вина, откусил кусок стекла, разжевал eгo и пояснил - "чтобы, говорит, так ваши враги перемололись". А другой не додумался ни до чего лучшего, как потребовать живую рыбу цоцхали и съесть ее сырой. Ай вашкац (прим.молодец)! Воистину высока степень уважения к хозяину и гостям.

Жены подходили к мужьям, тихо щипали их раздувшиеся животы и шептали на ухо заклинания: "не пей больше, не пей". А "утомленные вином" продолжали соревноваться в красноречии, взывали к мудрости дедов, но часто отступали от традиционных тостов. Нынче настали другие времена. К традиционным добавились эпатажные. Чего только стоит один тост «за четыре «Ч» (чвени чуми чатлахури чанапикреби). По-русски в моем вольном переводе звучит вроде бы как "за наши тихие лукавые помыслы".

Горячие блюда, подаваемые на стол, обычно венчали прием пищи. Их торжественно несли на вытянутых руках в глубоких блюдах.  Дымящаяся хашлама, толма в виноградных листьях, мцвади и молодая картошка с укропом!
Через некоторые время можно переходить к десерту. И вовсе это не намек, что застолье вступило в заключительную фазу. Сытые, довольные гости, уже давно заметили подносы с наполеоном, трубочками и шу, предвкушали сладкую часть пиршества. Редко, кто просил чаю. Обычно варили кофе в джезве, и если в компании находился человек, одаренный тассеографией, то есть способностью гадать на кофейной гуще, то образовывалась очередь. Чашка после трех вращений опрокидывалась на блюдце, затем на салфетку, а потом и само блюдце ребром на чашку. Гадали не только по чашке. Автор этих строк немного поднаторел в этом деле и сейчас я поделюсь значением некоторых символов. Ну вот вам несколько подсказок. Различите в чашке букву Ж - нет, конечно, не полная, но вокруг плетутся заговоры. Контуры ремня - стоит обратить внимание на состояние вашей фигуры, так как все мысли заняты едой. Чайник вниз носиком - ухудшение отношений с супругом. Чайник вверх носиком - получение благополучия. Кенгуру - в вас очень много романтики, но только очень беспечной. И вообще все животные кроме собаки и лошади - не к добру. А если серьезно, то забавно наблюдать, с каким доверием, с каким пиететом тебе смотрят в глаза, когда ты гадаешь на гуще.

Довольно приятной фазой застолья была та часть, когда гостей тянуло попеть. Это могло быть и дружное коллективное исполнение известных песен.  Но мой особый интерес вызывал певческий конкурс. Кто кого перепоет. Обычно соревнуются гости, родственники, представляющие противоположные стороны, иногда приезжие. Однажды был свидетелем того, как звонкий голос, исполняющий народные песни "побил" низкий голос, выдающий приблатненные куплеты. Вполне заслуженная победа. Еще интересней, когда в дело вступают музыкальные инструменты. В основном пианино, аккордеон и доли (груз. барабан).

Но вот наступает вечер, порой поздний. Гостям пора расходиться, а не хочется. Причем всем, кроме хозяйки. Ей ведь еще наводить порядок, перемыть посуду. Но так просто никто не уходит. Деликатно, вовремя, думая о детях, которым пора спать и о хозяевах, которым нужно прибраться.  Тут начинается "на посошок" с различными стадиями. И если на ход ноги пили стоя, но за столом, то затем пили и в прихожей. А еще в верхней одежде. За хозяев, за родные края ("Мица тхалс"), за скорые встречи, за мир во всем мире! Хозяин провожал гостей до машины, до тaкcи. А вернувшись пропускал еще одну за успешное завершение вечера. Дети считали, что все салаты именно сейчас становились невероятно вкусными и наворачивали перед сном. Домочадцы рассматривали подарки: коробки конфет, напитки, сорочки, галстуки, запонки, сервизы, кофейные наборы, игрушки, книги. Но вот все убрано, вычищено (стулья можно вернуть соседям и на следующий день). Приятная усталость, еще стоящий в ушах шум и веселье. А еще завтра выходной! Лайф из бьютифул!


Рецензии