5. Одна из страниц истории воздушного флота России

Посадив меня на табуретку, сам оставаясь на ногах, полковник начал неторопливо прохаживаться взад-вперёд вдоль самолёта. С чего лучше начать свой рассказ этому юнцу, думал он. Бросая взгляд то на меня, то на самолёт, он перебирал в памяти пережитые картины и искал слова. Его чувства передавались мне. Я ждал с замиранием сердца. Наконец успокоившись, спокойным уверенным голосом много знающего человека он начал свой рассказ.
Из этого рассказа я узнал, что расцвет пилотной деятельности полковника произошёл в начале 30-х годов. В эти годы советская авиация начала серёзно заявлять о своих амбициях занять главенствующую роль в небе. Этому спобствовал высокий интерес к авиации как со стороны правительства, так и со сторны молодёжи. Авиация открыла широкие возможности для освоения новых территорий для такой огромной и богатой страны как Россия. Перспективы её использования в военных целях казались руководству страны также очень заманчивыми, хотя и не совсем понятными. Что же касается молодёжи, то она получила великолепную возможность удовлетворить свои желания испытать себя самым лучшим способом. С этой целью создавались многочисленные осовиахимовские кружки, пилотные училища, авиошколы.
Именно в эту пору решался принципиальный вопрос, какому типу самолётов отдать предпочтение для дальнейшего совершенства. Одновременно с процессом улучшения лётных качеств происходило структурная перестройка военно-воздушного флота исходя из специфики задач, которые на него возлагались: бомбардировочная авиация, разведочная, штурмовая, истребительная, учебная. Это привело к активизации и расширению  деятельности конструкторских бюро (КБ), занятых модернизацией своих старых моделей и созданием новых. Наибольших успехов в этом добились КБ Туполева и КБ Поликарпова.
Полковник сделал паузу, задумался, припоминая подробности прошедших событий. Медленно, не торопясь, огляделся по сторонам что-то ища. Заметив водопроводную колонку, подошёл к ней. Повернул ручку крана. Подставил ладони под струю воды. Вода обожгла его холодком, отвлекая от грустных воспоминаний. Поднеся ладони ко рту, полковник сделал несколько жадных глотков. Напившись, он протёр мокрыми руками лицо. Оглядевшись по сторонам и заметив поблизости табуретку, он устроился поудобнее в тени самолёта и продолжил свой рассказ. Я почуствовал, что полковник собирается сообщить что-то очеь важное и интересное для меня и с нетерпением ждал продолжения рассказа. Вот что я услышал:
  - Мне очень хочется рассказать тебе удивительную историю рождения самых первых моноплановых истребителей! Считается, что лучшим истребителем в СССР до 1941 года был самолёт И-16 авио конструктора Николая Поликарпова. Но это произошло не сразу, а в результате постепенной эволюции и совершенства качества комплектующих деталей.
Неожиданно полковник спросил меня:
  - Сынок! Тебе ничего не говорит выражение «Красная пятёрка»?
Я отрицательно замотал головой. Немного подумав, я вспомнил:
 - Со мной в Свердловске учился парень, которого учителя прозвали «круглым пятёрочником»! Вы это имели ввиду?
Полковник улыбнулся, покачал головой и начал свой рассссказ:
  - В самом начале 30-х годов роль истребительной авиации была полностью возложена на биплановые самолёты, которые имели неплохую маневренность, могли незаметно приближаться к противнику и нести достаточную нагрузку от вооружения. Главными их недостатками были невысокая скорость и сравнительно низкий потолк полёта. Как ни парадоксально звучит, но главный удар по биплановым истребителям нанёс ни кто-нибудь из конструкторов конкурентов, а их главный разработчик, Николай Поликарпов. Чтобы лучше понять, как это произошло надо поближе познакомться с этой необычной личностью.
Николай Поликарпов выглядел белой вороной в СССР. Он никогда не состоял в партии, носил нательный крестик и посещал церковь. С начальством вёл себя независимо и достаточно дерзко. Своё высшее образование будущий авиоконструктор получил в Петербургском политехническом институте. Заразившись идеями воздухоплавания, Поликарпов прошёл дополнительный курс обучения на кораблестроительном отделении института. Окончив институт, Николай Поликарпов устроился на Балтийский завод в цех, где создавалась авиационная техника. Руководил этим цехом знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский. После революции Сикорский эмигрировал в США. Он звал с собой Поликарпова, обещая идеальные условия для творчества, но тот отказался.
1929 год принёс Поликарпову много непрятностей. Ему предъявили обвинение в участии в контрреволюционной вредительской организации, саботаже и срыве опытных работ и пр. Арестам подверглись и другие конструкторы и работники авиапромышленности. Подоплёкой послужило обострение внутриполитической обстановки в стране, связанное борьбой с троцкизмом. Виновным себя Поликарпов не признал. После недолгого следствия его перевели в Бутырскую тюрьму, где собрали всех заключённых авиаспециалистов, и «как социально чуждого элемента» без суда приговорили к смертной казни.  Однако приговор не был приведён в исполнение.
В декабре в Бутырской тюрьме было организовано «Особое конструкторское бюро» под неофициальным техническим руководством Григоровича. Поликарпов стал его заместителем. Позднее ОКБ было переименовано в «Центральное конструкторское бюро» — ЦКБ-39.
В результате напряжённой работы ЦКБ-39 создало лёгкий маневренный истребитель-биплан И-5. Истребитель впервые поднялся в небо в начале 1930 года, был принят на вооружение и выпускался крупными сериями, прослужив в ВВС около 9 лет. И-5 хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации. Дальнейшим его развитием стали истребители Поликарпова бипланной схемы И-15 и И-153.
В июня 1931 года на Центральном аэродроме прошёл закрытый смотр авиационной техники, на котором присутствовали Сталин, Ворошилов, Орджоникидзе. Поликарпов от ЦКБ представил истребитель И-5. Пилотировали — Чкалов и Анисимов. Показ прошёл успешно. Результатом смотра стало решение Президиум ЦИК СССР в июле 1931 года об амнистии и освобождении части арестованных специалистов, в том числе и Поликарпова.
И так, казалось бы, успех налицо! Можно остановиться. Спокойно продолжать совершенствовать своё летающее дитя. Но нашему беспокойному Николаю Поликарпову этого мало! Его чутьё рисует ему другой самолёт с крыльями в одном уровне: либо сверху фюзеляжа, либо снизу. Выбрав удобный момент, когда руководство Военно-Воздушных Сил (ВВС) выдало задание на разработку нового типа истребителя полутораплана И-15, Поликарпов в инициативном порядке на свой страх и риск предложил Заказчику (ВВС) проект ещё одного самолёта, моноплана, с низко расположенным крылом и двигателем воздушного охлаждения. Именно в этот проект Поликарпов заложил весь накопленный опыт, всё своё конструкторское чутьё. Он понимал, что окончательный переход от биплана к моноплану уже предрешён. Возросшая примерно в полтора раза мощность авиационных двигателей позволяла снять второе крыло с биплана. Снижение воздушного сопротивления за счёт новой обтекаемой формы должно было резко увеличить скорость и улучшить маневренность самолёта.
Военные заинтересовались новым перспективным истребителем и выдали на него задание. Но они забыли включить его в в план! Так полу-легально вступила в большую жизнь будущая небесная знаменитость.
30 декабря 1933 года лётчик испытатель Валерий Чкалов впервые поднял в воздух машину с индексом И-16. Это был во всех отношениях уникальный самолёт. Его конструкция и технические данные знаменовали новую веху в истории истребителей. Самолёт был задуман и выполнен как хорошая гоночная машина. Ничего лишшнего, никакх выступающих деталей.
Согласно бытующей легенде личный интерес к И-16 проявил Сталин. Осенью 1934 года он вместе с Ворошиловым захотел увидеть истребитель в воздухе. Выдающиеся на то время качества нового истребителя на Ходынке продемонстрировал Валерий Чкалов, поразивший присутствующих фигурами высшего пилотажа. После приземления у вождя СССР состоялась беседа с лётчиком. Прослушав рассказ Чкалова и других пилотов о высоких лётных качествах И-16, Сталин спросил у Чкалова:
  - Валерий Павлович! Смогут твои соколы показать свои воздушные трюки на Красной площади?
 - Не сомневайтесь, Иосиф Виссарионович, смогут. Только скажите где и когда! – ответил Чкалов.
  - А можно, чтобы они летели стаей, с вожаком, как журавли? – спросил вождь.
  - Думаю, что можно, товарищ Сталин, но нужно потренироваться.
Обратившись к Ворошилову, вождь улыбаясь сказал:
  - Климент Ефремович! Помоги нашим соколам показать своё мастерство во время первомайской демонстрации. Думаю что групповой полёт пятёрки самолётов будет хорошим праздничным подарком москвичам.
Сразу после этой встречи было принято решение как о серийном производстве И-16, так и о создании лётной группы из пяти самолётов для демонстрации его качества. Заказ на постройку самолётов получил неофициальное название «Сталинское задание». Самолёты этой группы оснастили американскими двигателями мощностью 710 л. с.
1 мая 1935 года «Красную пятёрку» вел Владимир Коккинаки, Показ был очень эффектным: пять красных самолетов пронеслись на малой высоте над Красной площадью, после чего, совершив групповую бочку, ушли на аэродром. С этого момента «Красная пятёрка» стала неотъемлемой частью всех довоенных праздников и парадов, в которых принимала участие авиация. Участникам первого полёта были присвоены очередные воинские звания и выдана премия в 5000 рублей.
В «Красной пятёрке» участвовали наиболее опытные пилоты НИИ ВВС СССР. Состав группы время от времени менялся. Выступления проходили только на самолетах И-16, которые были окрашены в красный цвет (в чёрный цвет был выкрашен только капот двигателя). Воздушные выступления пилотажной группы продолжались вплоть по 7 ноября 1940 года.
Работа пилотажной группы не обошлась без инцидентов. В августе 1937 года во время тренировочного полёта произошло столкновение двух самолетоов, в результате которого один лётчик погиб, а другой сумел приземлиться.
Кончив свой возвышенно патетический рассказ о первом моноплановом истребителе и его создателе, полковник глубоко задумался. Я весь напрягся, боясь отвлечь полковника от воспоминаний. Наконец он сказал:
  - Извини меня, Ремир. Слишком много меня связывает с прошлым, о котором я рассказываю. Мне ведь тоже пришлось участвовать в «Красной Пятёрке». Со многими из участников «Пятёрки» я был хорошо знаком. Более того, почти все её участники откликнулись на призыв о помощи испанской республике во время гражданской войны в Испании 1936-1939 г.г. Эта война стала своего рода испытательным полигоном качества самолётов Николая Поликарпова: более шестисот самолетов, в основном истребителей И-15 и  И-16 СССР передал Испании. Вместе с техникой в страну прибывали и военные специалисты. Чаще всего они сами же на ней и воевали. По данным испанских историков, в общей сложности 772 пилота из СССР воевали на стороне республиканцев. Одним из этих пилотов был и я. Свыше 90 из них погибли. 35 советских военных авиаспециалиста по итогам войны в Испании получили звания Героев Советского Союза.
Неожиданно нашу беседу с полковником нарушил сигнал подъехавшей мвшины. Это сержант Гусев давал мне знать, что мне пора возвратиться в военный городок. Полковник обнял меня, пожал руку и, отдавая честь, приказал: - Равняйсь! Смирно! Шагом марш!
Так закончилось моё первое знкомство с одним из активных участников воздушных баталий во время Великой Отечественной Войны.


Рецензии