Не лучшие времена

              Если вы хотите немного поиздеваться над представителями моего поколения, задайте им простой вопрос: «вы сегодня в каком ресторане обедаете?»

         Сегодня в Тбилиси пасмурно и, соответственно, тоскливо. Сегодня у нас плохое настроение. В общем-то, оно у нас такое уже давно. Вот как завоевали независимость, так сразу оно и испортилось. Парадокс, не правда ли? Но факт. На улицу выходить не хочется. Не хочется расстраиваться, видя угрюмые лица прохожих, нищих, просящих милостыню, магазины, в которых всё есть, но купить ничего не можешь. Покупательная способность ниже плинтуса. Денег катастрофически не хватает. Вся Грузия сидит на кредитах, а отдавать нечем. Вот и ходим задумчиво-мрачные, весьма соответствующие последним дням уходящей осени. И только теплые воспоминания о нашей молодости способны ещё немного согреть наши очерствевшие души…

        …Грустные, порой виноватые глаза, задумчивые лица, походка, неторопливая, в развалочку, торопиться ведь некуда. Одежда не первой свежести, а откуда взяться другой. Взгляд озабоченный, слегка настороженный, настроение, прямо скажем, паршивое. Повсюду продавцы. Все пытаются тебе что-нибудь всучить. Продавцы на улицах в подземных переходах, у метро, на прилегающих к базарам территориях. Полиция их периодически гоняет, но они появляются снова. Куда же им деваться, когда работы нет. Самый ходовой товар хачапури. Приехал в Тбилиси - обязательно съешь хачапури. Потом идёт Лобиани. На вид они похожи, только начинка разная. Там сыр, а здесь лобио. Вовсю набирает обороты Шаурма. Она готовится из мяса  и курицы по турецкому рецепту.

          Особенно торговцы любят кучковаться у парков. Торгуют они, в основном, семечками, детскими конфетами, сигаретами и жвачкой (поштучно). Но торговля идёт вяло. Это видно по их скучающим лицам. Что поделаешь, когда продавцов в разы больше чем покупателей Особенный товар чурчхелы. Чурчхела - национальная гордость грузин. Ее любят все. Иностранцы же считает своим долгом обязательно её купить и попробовать. Ведь приехав домой надо похвастаться, что ел настоящую грузинскую чурчхелу. Где ещё такое встретишь.

         По периметру улиц обычно располагаются торговцы фруктами и овощами. Однако сейчас их становится меньше. Бизнес оказался малоприбыльным, да и велик риск быть оштрафованным. Тем не менее торговля идёт. Цены обычно держат с утра, а ближе к вечеру уже уступают. Если у них что-нибудь купишь, то поблагодарят и обязательно благословят. Это уже превращается в традицию. Приятно, что люди, несмотря на их трудную жизнь, не озлобляются и не теряют человеческий облик. Это обнадёживает.
        Нищие в Тбилиси - эта особая тема. Их много. Но ведут себя скромно. Это, в основном, пожилые люди, но встречаются среди них и молодые. Некоторые очень плохо выглядят, но несмотря на возраст и, видимо, болезни сидят часами на холоде, в ветер и дождь. Зрелище не для слабонервных. Много в Тбилиси и уличных музыкантов. Эта мода пришла к нам с Запада. Пусть играют себе, разве от этого кому-нибудь будет плохо. Лишь бы не воровали.

         На дорогах много машин, но если присмотреться, то каждая вторая - это такси. Они везде. Стоит только сделать неловкое движение рукой в сторону улицы, как они уже тут как тут. Невольно вспоминается прошлая наша жизнь, где поймать такси было также трудно, как выиграть в лотерею. Тбилиси очень изменился за последнее время. Однако обидно, становится, когда на фоне фасадной красоты зданий, красиво оформленных рекламой магазинов, солидных банковских учреждений, уютных кафе и шикарных ресторанов, видишь простых, утомлённых повседневными заботами людей, с потерянным взглядом скромно снующих между всего этого городского убранства…
          Что же с нами со всеми всё-таки произошло? Откуда у нас вдруг появилось столько обиженных, потерянных, невостребованных людей, попросту говоря, неудачников. Их количество зашкаливает и пугает своей растущей численностью. Они кругом... так вот и стоят живым укором в знаменитых Тбилисских двориках, небритые, в тапочках и рейтузах, с потухшими и воспаленными от количества принятого на грудь, глазами - делать ведь всё равно нечего, денег нет, работы нет и что самое главное - желания что-то делать, тоже совсем нет... Если раньше люди гибли от чумы или от тифа, то теперь их одолевает депрессия. Она ловит их в свой безжалостные сети, и вырваться из них уже не представляется для них возможным.
 
         Кто же они эти люди, не по своей воле пожелавшие погрузиться в трясину безнадёги и унижающего достоинство безделья? Они, ведь - это те же мы, только чуть менее везучие, чуть менее настойчивые и возможно чуть менее приспособленные к вызовам новой жизни. У них грустные лица и потухший взгляд, верный признак отрешенности и безразличия к окружающим. Что же им, подталкиваемым ненаказуемым бездельем и вынужденной безработицей, ещё прикажете делать в несостоявшейся для них жизни, как с грустью не предаваться, за бутылкой спиртного, романтичным воспоминаниям о прошлой счастливой жизни, искусственно создавать себе пьяные иллюзии, ускользнувшего от них, счастья и ворчать, ворчать, ворчать... Не тревожьте их возбуждённый покой. И отнеситесь к нему с пониманием.

       Но, если всё же, вы, занятые и довольные собой, случайно вдруг захотите снова увидеть, наполненные радостью жизни их грустные глаза, купите им бутылку пива, а лучше две. Это, к сожалению, лучшее, что вы можете сегодня для них сделать…

Сегодня в Тбилиси пасмурно и тоскливо. Сегодня у нас плохое настроение.


Рецензии