1-я авиационная транспортная дивизия ГВФ

1-я авиационная транспортная дивизия Гражданского Воздушного Флота.

(вч пп 40430)

(краткая историческая справка)

1-я авиационная транспортная дивизия Гражданского Воздушного Флота сформирована 6 ноября 1942 года на базе Московской Авиационной Группы Особого Назначения Гражданского Воздушного Флота на аэродроме Внуково.

Нахождение в строю:

С 6 ноября 1942 года по 4 ноября 1944 года.

В составе действующей армии:

С 6 ноября 1942 года по 4 ноября 1944 года (792 дня). Перечень №36.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 6 ноября 1942 года по 4 ноября 1944 года – в составе Гражданского Воздушного Флота.

Состав дивизии:

1-й авиационный транспортный полк ГВФ – с 6 ноября 1942 года по 5 ноября 1944 года.
2-й авиационный транспортный полк ГВФ – с 6 ноября 1942 года по 5 ноября 1944 года.
3-й авиационный транспортный полк ГВФ – с 6 ноября 1942 года по 5 ноября 1944 года.
Авиационная Ремонтная База 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ
899-й батальон аэродромного обеспечения

Командир дивизии.

Генерал-майор авиации Казьмин Михаил Павлович – с 6 ноября 1942 года по апрель 1944 года.
Полковник (генерал-майор авиации) Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич – с апреля 1944 года по 5 ноября 1944 года. Назначен на должность командира 10-й Гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ.

Заместитель командира дивизии по политической части – начальник политического отдела дивизии:

Майор (подполковник) Гончарёнок Дмитрий Степанович – с 6 ноября 1942 года по 5 ноября 1944 года. Назначен на должность начальника политического отдела 10-й Гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ.

Начальник штаба дивизии:

Полковник Соломин Владимир Петрович – с 6 ноября 1942 года по ?

Участие в операциях и битвах:

УТОЧНЯЕТСЯ

Почетные наименования:

Приказом НКО на основании Приказа ВГК №83 от 13 апреля 1944 года 1-му авиационному транспортному полку ГВФ присвоено почётное наименование «Херсонский».
Приказом НКО на основании Приказа ВГК №111 от 10 мая 1944 года 2-му авиационному транспортному полку ГВФ присвоено почётное наименование «Севастопольский».
Приказом НКО от 25 июля 1944 года на основании Приказа ВГК №136 от 13 июля 1944 года 3-му авиационному транспортному полку ГВФ присвоено почётное наименование «Виленский».

Объявлены благодарности:

УТОЧНЯЕТСЯ

Герои Советского Союза (4):

7 августа 1943 года. Фроловский Семён Алексеевич. Старший лейтенант. Командир корабля 1-го авиационного транспортного полка ГВФ 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ Военно-Воздушных Сил удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №1065.
5 ноября 1944 года. Таран Григорий Алексеевич. Капитан. Командир 3-го авиационного транспортного полка 1-авиационной транспортной дивизии Гражданского Воздушного Флота удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №4511.
23 февраля 1948 года. Радугин Феофан Григорьевич. Старший лейтенант. Командир корабля 1-го авиационного транспортного полка ГВФ 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ Военно-Воздушных Сил удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №8300.

Потери:
1-й авиационный транспортный полк ГВФ.

3 апреля 1943 года. Михеев Рувим Иосифович. Лейтенант. Командир корабля 1-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды, 80 боевых вылетов). Сбит в боевом вылете истребителями противника. Посмертно награждён орденом Отечественной Войны I степени.
3 апреля 1943 года. Плаксин Владимир Петрович. Младший лейтенант. Штурман корабля 1-го авиационного транспортного полка ГВФ. Сбит в боевом вылете истребителями противника. Посмертно награждён орденом Отечественной Войны II степени.
3 апреля 1943 года. Струков Иван Михайлович. Старшина. Бортовой авиационный механик 1-го авиационного транспортного полка ГВФ. Сбит в боевом вылете истребителями противника. Посмертно награждён орденом Отечественной Войны II степени.
19 сентября 1943 года. Стойко Михаил Кириллович. Техник-лейтенант. Бортовой авиационный механик 1-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в боевом вылете.
15 ноября 1943 года. Быстрых Виктор Степанович. Лейтенант. Командир корабля 1-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды). Погиб в боевом вылете. Похоронен в посёлке Нефтепромысловый Агадумского сельсовета Крымского района Краснодарского края.

2-й авиационный транспортный полк ГВФ.

20 марта 1943 года. Байриков Фёдор Петрович. Старший лейтенант. Командир корабля 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (более 300 вылетов). Похоронен в городе Сочи Краснодарского края. Погиб. Посмертно награждён орденом Красной Звезды.
28 апреля 1943 года. Ильченко Фёдор Филиппович. Старший лейтенант. Командир корабля 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер трёх орденов Красной Звезды). Пропал без вести.
20 мая 1943 года. Арутюнов Александр Сергеевич. Старший сержант. Бортовой радист 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в авиационной катастрофе (при выполнении ночного полёта самолёт врезался в гору). Похоронен в городе Сочи Краснодарского края.
20 мая 1943 года. Котельников Василий Дмитриевич. Младший военный техник. Бортовой авиационный механик 2-го авиационного транспортного полка ГВФ. Погиб в авиационной катастрофе (при выполнении ночного полёта самолёт врезался в гору). Похоронен в городе Сочи Краснодарского края.
3 июня 1943 года. Абрамсон Михаил Борисович. Старший лейтенант. Командир корабля 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер ордена Красного Знамени). Пропал без вести.
17 февраля 1944 года. Незаметдинов Хамза Абасович. Лейтенант Штурман корабля 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер орденов Отечественной Войны I степени и Красной Звезды). Пропал без вести.
18 мая 1944 года. Алиев Агаусейн Абасович.  Капитан. Командир корабля 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер орденов Отечественной Войны I степени и Красной Звезды). Погиб. Похоронен в деревне Погост Пинского района.
18 мая 1944 года. Гуляев В. П. Лейтенант. Штурман корабля 2-го авиационного транспортного полка ГВФ. Погиб. Похоронен в деревне Погост Пинского района.
18 мая 1944 года. Дорфман Моисей Яковлевич. Сержант. Бортовой радист 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (более 20 боевых вылетов). Погиб. Похоронен в деревне Погост Пинского района. Посмертно награждён орденом Отечественной Войны II степени.
18 мая 1944 года. Фрянцев Василий Андреевич. Старший сержант. Воздушный стрелок 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (более 20 боевых вылетов). Погиб. Похоронен в деревне Погост Пинского района.
31 мая 1944 года. Павлов Борис Иванович. Лейтенант. Командир корабля 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер ордена Отечественной Войны I степени). Погиб в авиационной катастрофе.
26 июля 1942 года. Кудишин Аркадий Семёнович. Лейтенант. Лётчик 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер двух орденов Красной Звезды). Пропал без вести. Вероятно жив.
26 августа 1944 года. Иванов Владимир Михайлович. Старший техник-лейтенант. Бортовой авиационный механик 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в боевом вылете.
? декабря 1944 года. Агишев Алексей Павлович. Старший сержант. Воздушный стрелок 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер ордена Отечественной Войны II степени). Пропал без вести при вылете на самолёте С-47 к Югославским партизанам. Через много лет после окончания войны обломки самолёта найдены геологами в Южном Закарпатье.
? декабря 1944 года. Кашуба Павел Тарасович. Капитан. Заместитель командира эскадрильи 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (Герой Советского Союза, кавалер орденов Ленина и Красного Знамени). Пропал без вести при вылете на самолёте С-47 к Югославским партизанам. Через много лет после окончания войны обломки самолёта найдены геологами в Южном Закарпатье.
13 января 1945 года. Олехнович Евгений Михайлович. Гвардии старший лейтенант. Командир корабля 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в авиационной катастрофе  в посёлке Ручьи Ленинградской области. Похоронен на Пискарёвском кладбище.
25 января 1945 года (не позднее). Афанасьев Илья Филиппович. Гвардии старший лейтенант. Командир корабля 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер двух орденов Красного Знамени). Погиб при исполнении служебных обязанностей.

3-й авиационный транспортный полк ГВФ.

13 июля 1944 года. Кравцов Иван Павлович. Младший лейтенант. Штурман корабля 3-го авиационного транспортного авиационного полка ГВФ (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб.
13 января 1945 года. Кирсанов Владимир Георгиевич. Гвардии лейтенант. Командир корабля 3-го авиационного транспортного авиационного полка ГВФ (кавалер двух орденов Красной Звезды). Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на Воскресенском кладбище города Саратов.

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего Военно-Воздушными Силами №06/н от 7 февраля 1943 года. Москва.

Борейко Леонид Иванович. Без воинского звания. Заместитель начальника политического отдела дивизии. Орден Красной Звезды.
Машовец Николай Титович. Без воинского звания. Инженер ПАРМ. Орден Красной Звезды.
Самардуков Валентин Семёнович. Без воинского звания. Без воинского звания. Старший инженер дивизии по эксплуатации моторов. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего 1-й Воздушной Армией Западного Фронта №012/н от 12 апреля 1943 года.

Соломин Владимир Петрович. Полковник. Начальник штаба дивизии. Орден Красного Знамени.

Приказ Командующего Военно-Воздушными Силами №016/н от 21 апреля 1943 года. Москва.

Жилкин Василий Михайлови.  Лейтенант. Начальник парашютно-десантной службы дивизии. Орден Красной Звезды.
Изотов Тимофей Яковлевич. Старший лейтенант. Помощник начальника штаба дивизии. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего 6-й Воздушной Армией Северо-Западного Фронта №062/н от 30 апреля 1943 года.

Гольцев Иван Ефремович. Старший лейтенант. Командир корабля. Орден Отечественной Войны I степени.
Ефимов Владимир Феодосеевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Авиацией Дальнего Действия №0463/н от 2 сентября 1943 года. Москва.

Гончарёнок Дмитрий Степанович. Майор. Начальник политического отдела дивизии. Орден Отечественной Войны I степени.

Приказ Командующего Авиацией Дальнего Действия №0528/н от 21 сентября 1943 года. Москва.

Антипов Василий Васильевич. Майор. Заместитель командира дивизии. Орден Отечественной Войны II степени.

Приказ Командующего Авиацией Дальнего Действия №0672/н от 11 декабря 1943 года. Москва.

Фирсов Иван Васильевич. Инженер-капитан. ВрИД начальника связи дивизии. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Авиацией Дальнего Действия №0109/н от 29 февраля 1944 года. Москва.

Пустоветов Пётр Семёнович. Старший лейтенант. Старший диспетчер дивизии. Орден Красной Звезды.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года. Москва.

Лялин Сергей Васильевич. Майор. Орден Красного Знамени.
Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич. Генерал-майор авиации. Командир дивизии. Орден Красного Знамени(2)
Молодцов Андрей Емельянович. Майор. Орден Красной Звезды(3)

Приказ командира 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ №032/н от 6 ноября 1944 года.

Заредченко Борис Иванович. Лейтенант. Диспетчер. Орден Красной Звезды.

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

Наградные приказы дивизии:

№028/н от 24 апреля 1943 года. Казьмин+Соломин.
№067/н от 3 августа 1943 года. Казьмин+Соломин.
№079/н от 2 сентября 1943 года. Казьмин+Соломин.
№093/н от 29 сентября 1943 года. Казьмин+Соломин.
№097/н от 5 октября 1943 года. Казьмин+Соломин.
№098/н от 31 октября 1943 года. Казьмин+Соломин.
№099/н от 3 ноября 1943 года. Казьмин+Соломин.
№0100/н от 22 ноября 1943 года. Казьмин+Соломин.
№0101/н от 2 декабря 1943 года. Казьмин+Соломин.
№0102/н от 3 декабря 1943 года. Казьмин+Соломин.
№0103/н от 18 декабря 1943 года. Казьмин+Соломин.
№0105/н от 30 декабря 1943 года. Казьмин+Соломин.
№01/н от 10 февраля 1944 года. Казьмин.
№02/н от 21 февраля 1944 года. Казьмин.
№03/н
№04/н от 19 марта 1944 года. Казьмин.
№05/н от 23 марта 1944 года. Казьмин.
№06/н от 25 марта 1944 года. Казьмин.
№07/н от 5 апреля 1944 года. Казьмин.
№08/н
№09/н от 5 апреля 1944 года. Казьмин.
№010/н от 5 апреля 1944 года. Казьмин.
№011/н от 14 апреля 1944 года. Казьмин.
№012/н от 19 апреля 1944 года. Казьмин.
№013/н
№014/н от 10 июня 1944 года. Чанкотадзе.
№015/н
№016/н
№017/н
№018/н от 7 июля 1944 года. Чанкотадзе.
№019/н
№020/н от 20 июля 1944 года. Чанкотадзе.
№021/н
№022/н
№023/н от 19 августа 1944 года. Чанкотадзе.
№024/н от 22 августа 1944 года. Чанкотадзе.
№025/н
№026/н
№027/н
№028/н от 17 октября 1944 года. Чанкотадзе.
№029/н от 18 октября 1944 года. Чанкотадзе.
№031/н от 6 ноября 1944 года. Чанкотадзе.
№032/н от 6 ноября 1944 года. Чанкотадзе.

Дислокация штаба дивизии:

Внуково – с 6 ноября 1942 года по 5 ноября 1944 года.

Приказом НКО №0361 от 5 ноября 1944 года на аэродроме Внуково 1-я авиационная транспортная дивизия Гражданского Воздушного Флота переименована в 10-ю Гвардейскую авиационную транспортную дивизию Гражданского Воздушного Флота.

ПРИ ПРИСВОЕНИИ ДИВИЗИИ ГВАРДЕЙСКОГО ЗВАНИЯ НИ ОДИН ИЗ ЕЁ ПОЛКОВ ГВАРДЕЙСКОГО ЗВАНИЯ НЕ УЛОСТОЕН, ХОТЯ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ЭТИХ ПОЛКОВ СТАЛ ГВАРДЕЙЦАМИ!!!

Дополнительная информация.

Герои Советского Союза проходившие службу в дивизии.

Езерский Дмитрий Сергеевич – с ноября 1942 года по июль 1944 года.
Еромасов Пётр Фёдорович – с ноября 1942 года по июль 1944 года.
Калинкин Борис Тихонович – с июля 1943 года по январь 1944 года.
Капрэлян Рафаил Иванович – с 10 марта 1943 года по май 1943 года.
Кашуба Павел Тарасович – с ? по 5 ноября 1944 года.
Михайлов Павел Михайлович – с ноября 1942 года по 1944 год.
Павлов Владимир Фёдорович – с декабря 1942 года по 1944 год.
Радугин Феофан Григорьевич – с декабря 1942 года по 5 ноября 1944 года.
Рышков Иван Иванович – с октября 1944 года по 5 ноября 1944 года.
Таран Григорий Алексеевич – с ноябрь 1942 года по 5 ноября 1944 года.
Фроловский Семён Алексеевич – с ноября 1942 года по 5 ноября 1944 года.
Шипилов Василий Алексеевич – с 1943 по июль 1944 года.

Герои России проходившие службу в дивизии.

Семенков Алексей Иванович – с августа 1943 года по 5 ноября 1944 года.

Личный состав управления дивизии.

Антипов Василий Васильевич
Аранин Сергей Александрович
Баев Василий Тихонович
Бакастов Леонид Алексеевич
Борейко Леонид Иванович
Бублий Степан Сидорович
Вишняков Александр Иванович
Гольдберг Александр Исаакович
Гольцев Иван Ефремович
Гончарёнок Дмитрий Степанович
Еромасов Пётр Фёдорович
Жилкин Василий Михайлови
Жуков Николай Михайлович
Заредченко Борис Иванович
Изотов Тимофей Яковлевич
Илларионов Иван Иванович
Казьмин Михаил Павлович
Кондратьев Иван Дмитриевич
Лялин Сергей Васильевич
Макаров Фёдор Тимофеевич
Машарин Василий Иванович
Машовец Николай Титович
Молодцов Андрей Емельянович
Никитин Николай Фёдорович
Порфиров Николай Гаврилович
Пустоветов Пётр Семёнович
Самардуков Валентин Семёнович
Ситник Анатолий Хрисанфович
Соломин Владимир Петрович
Фирсов Иван Васильевич
Хонявко Георгий Иванович
Христофоров Алексей
Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич
Янович Борис Александрович

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия 6 июня 2020 года.

Езерский Дмитрий Сергеевич

Родился 15 (28) февраля 1917 года в посёлке Жуковка Российской империи (ныне - город в Брянской области России) в семье рабочего-железнодорожника. Русский.
Отец погиб в железнодорожной катастрофе через год после рождения сына. Дмитрий окончил школу-семилетку и школу фабрично-заводского ученичества. Работал токарем на Жуковском механическом обозном заводе.
В 1938 году окончил Батайскую авиационную школу Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) в Ростовской области. С сентября 1939 года работал лётчиком-пилотом в 209-м авиаотряде ГВФ в Башкирии. С марта 1941 года — пилот Киевской особой авиагруппы ГВФ на Украине.
В июне 1941, сразу с началом Великой Отечественной войны, был зачислен в Красную Армию и назначен пилотом 4-го авиаотряда Киевской особой авиагруппы ГВФ при штабе Юго-Западного фронта. С октября 1941 года — в авиационном отряде ГВФ при 40-й армии Юго-Западного фронта, был командиром звена, затем шеф-пилотом Военного совета армии (перевозил командующего армией и его заместителей).
В апреле 1942 года был отозван с фронта и направлен на переучивание на транспортные самолёты «Ли-2» и «Си-47» («Дакота»). С июля 1942 года — пилот, а с сентября того же года — командир кораблей «Ли-2» и «Си-47» в Московской авиагруппе особого назначения. Позднее она была преобразована в 10-ю гвардейскую АТД ГВФ, базировавшуюся во Внукове. Отсюда Д. С. Езерский выполнял ночные полёты в тыл противника: доставлял партизанам вооружение, боеприпасы, медикаменты, различное снаряжение, эвакуировал тяжело раненных, десантировал спецгруппы, летал на разведку.
С 10 июля 1944 по 20 марта 1945 — командир экипажа в составе Авиационной группы особого назначения, сформированной для обеспечения действий югославских партизан и Народно-освободительной армии Югославии. Совершил в составе группы 66 боевых вылетов с аэродромов в южной Италии (под городом Бари) через Адриатическое море в Югославию, из них 47 вылетов — с посадками в расположении партизан. Эвакуировал 352 раненых, перевез через линию фронта 487 югославских солдат и офицеров, выполнял другие задания командования.
Окончил войну в рядах 3-го транспортного авиационного полка 2-й авиационной дивизии особого назначения. Всего за годы Великой Отечественной войны Д. С. Езерский только в тыл противника выполнил 226 ночных боевых полётов, из них 78 — с посадкой на партизанские площадки. Вот как описан один из эпизодов боевой деятельности Д. С. Езерского:
В ноябре 1945 года капитан Езерский был уволен в запас. Работал в авиаотрядах Внуковских соединений ГВФ. С февраля 1947 года — командир корабля Си-47 на международных воздушных линиях. Окончил в 1948 году Ташкентскую школу высшей лётной подготовки ГВФ. В 1950-е годы работал в Северном Йемене.
В 1959 году Дмитрий Езерский по состоянию здоровья был списан с лётной работы и переведён в Главное управление ГВФ (с 1964 года — Министерство Гражданской авиации) инженером, затем старшим инспектором по движению. С 1977 года — преподаватель в учебно-тренировочном отряде Шереметьевского аэропорта. С 1981 года — на пенсии.
Жил в Москве. Активно участвовал в общественной работе как заместитель председателя Совета ветеранов войны и труда посёлка «Сокол» в Москве, член Совета ветеранов гражданской авиации и Клуба «Опыт».
Скончался 22 января 2014 года. Похоронен: Троекуровское кладбище.

Еромасов Пётр Фёдорович

Родился 29 августа (11 сентября) 1911 года в городе Николаев (ныне — Пугачёв, Саратовская область). Рано остался без отца, рос в детском доме. Работал на мебельной фабрике. В 1933 году окончил Балашовскую школу гражданской авиации, после чего в течение пяти лет работал в ней лётчиком-инструктором. С 1938 года командовал учебно-тренировочным отрядом Гражданского воздушного флота в Новосибирске.
С первых дней Великой Отечественной войны — на её фронтах, командовал транспортным самолётом 1-й авиационной транспортной дивизии. Совершил десятки боевых вылетов в глубокие вражеские тылы, в том числе в Германию, Румынию, Финляндию, Венгрию, Польшу, оккупированные советские территории. 16 ноября 1942 года Еромасов получил ранение, а при аварийной посадке сломал обе ноги, после чего длительное время находился в госпитале.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года старший лейтенант Пётр Еромасов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 905.
С 10 июля 1944 года Еромасов командовал авиационной группой особого назначения по оказанию помощи Народно-освободительной армии Югославии. Группа под его руководством совершила 903 рейса в Югославию. За годы войны Еромасов совершил 198 боевых вылетов. После окончания войны он продолжил работу в Гражданском воздушном флоте. С 1952 года Еромасов работал заместителем начальника Управления международных воздушных сообщений Министерства гражданской авиации СССР. Умер 13 августа 1963 года после тяжёлой болезни, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Был также награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, двумя орденами «Знак Почёта», югославским орденом «Партизанская звезда» 1-й степени, рядом медалей.
Имя Еромасова присвоено Бугурусланскому училищу лётчиков.

Калинкин Борис Тихонович

Родился в селе Дубасово Сердобского уезда в семье почтальона. Русский. В 1915 году семья Калинкиных переехала в посёлок Ртищево. В 1928 году окончил семилетнюю школу. Работал помощником слесаря на мясокомбинате.
По комсомольской путёвке был направлен на учёбу в Балашовскую школу Гражданского воздушного флота, по окончании которой в 1932 году, работал лётчиком-инструктором этой школы. В 1938 году Бориса Калинкина перевели в Пятигорск, где сначала он был пилотом пассажирского самолёта, а затем стал командиром звена. Член КПСС с 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Северо-Кавказском фронте.
В марте 1944 года Б. Т. Калинкин выполнял правительственное задание в Каире.
С весны 1944 года выполнял специальное задание правительства по оказанию помощи партизанам и Народно-освободительной армии Югославии: доставлял оружие, боеприпасы, продовольствие.
25 мая 1944 года немецкое командование выбросило в районе города Дрвара, где располагался Верховный штаб югославской армии, воздушный десант в составе 700 человек. Утром 26 мая подошли танковые и механизированные войска немцев, нанесшие удар с фронта, который проходил всего лишь в 50 км от города. В ходе ожесточённого боя с охраняющими штаб подразделениями югославской армии противнику удалось занять Дрвар, однако операция по захвату в плен маршала Тито полностью провалилась. Члены Верховного штаба и правительства Югославии вырвались из окружения и по заброшенным тропам ушли в горы. Через десять дней тяжёлых переходов штаб Тито вышел в район Купрешко Поле, расположенное в ста километрах от Дрвара.
В течение десяти дней немецко-фашистские войска преследовали Верховный штаб НОАЮ. В связи с этим югославское командование приняло решение эвакуировать руководящие органы в безопасное место. Выполнение задачи по эвакуации штаба советским командованием было поручено экипажу транспортного самолёта «Ли-2» авиационной группы особого назначения, в состав которого в качестве второго пилота входил капитан Борис Тихонович Калинкин.
В ночь на 4 июня 1944 года экипаж, в составе первого пилота А. С. Шорникова, второго пилота Б. Т. Калинкина и штурмана П. Н. Якимова, вылетел на выполнение задания. Маршрут полёта проходил через морской порт Сплит, прикрытый сильным огнём зенитной артиллерии противника. Надо было преодолеть Адриатическое море и хребты Динарских гор, вершины которых достигали трёх тысяч метров. Низкая облачность, сильный ветер и отсутствие характерных ночных ориентиров затрудняли нахождение места посадки. Посадочная площадка, подготовленная партизанами, была очень малых размеров и располагалась среди гор, вблизи противника. Заход на посадку был возможен только с одной стороны.
Лётчики А. С. Шорников и Б. Т. Калинкин отлично посадили самолёт у последнего костра, за которым начинался крутой обрыв. Они взяли на борт 20 человек, среди них маршал И. Б. Тито, его первый заместитель Э. Кардель, начальник Генерального штаба югославской армии А. Йованович, генерал-лейтенанты И. Милутинович и А. Ранкович, начальник советской военной миссии генерал-лейтенант Н. В. Корнеев, начальник англо-американской военной миссии В. Стрит и члены Верховного штаба югославской армии. Их благополучно доставили на советскую авиационную базу Бари (Италия), созданную по договорённости с союзниками. В эту же ночь экипаж в ещё более сложных условиях совершил второй рейс на Купрешко Поле и вывез на эту же базу ещё 20 работников Верховного штаба югославской армии. Через несколько часов в Купрешко Поле вошли немецко-фашистские танки.
За эвакуацию из вражеского окружения на военную базу Бари Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Иосипом Броз Тито 20 июня 1944 года Борису Тихоновичу Калинкину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Президиум антифашистского веча Народного освобождения Югославии удостоил Б. Т. Калинкина звания Народного героя Югославии.
Погиб в Германии вблизи города Нойбранденбурга во время автомобильной катастрофы. Расследование показало, что эта катастрофа была спланирована и проведена немецкой разведкой генерала Гелена. Похоронен 14 июня 1945 года в Москве на Новодевичьем кладбище на Аллее Героев (участок 4, ряд 11).

Капрэлян Рафаил Иванович

Родился 22 апреля (5 мая) 1909 года в губернском городе Баку Российской империи. Армянин. В 1926 году окончил Бакинский промышленно-экономический техникум и консерваторию. В 1927—1929 годах учился в Азербайджанском политехническом институте. В 1932 году окончил Ленинградский институт инженеров ГВФ. В 1932 году работал инженером в Главном Управлении ГВФ, в 1932—1933 годах — в Ленинградском институте инженеров ГВФ.
В 1934 году окончил Батайскую лётную школу ГВФ. В 1934—1935 — лётчик-инструктор Ленинградского института инженеров ГВФ. В 1935—1941 годах работал пилотом в Гражданском воздушном флоте (Московское управление, в 1938—1940 годах — в Китае). В армии с июня 1941 года.
Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941-марте 1943 — командир отряда Московской особой авиагруппы Управления ГВФ. Совершил 57 боевых вылетов: для заброски разведчиков в глубокий тыл противника (14 вылетов), доставки грузов партизанам (18 вылетов), а также на линию фронта для доставки боеприпасов и вывозке раненых (25 вылетов).
28 января 1942 года самолёт под управлением Р. И. Капрэляна, выполнявший рейс в район Бухареста, из-за сильнейшего обледенения упал в районе города Кривой Рог (Днепропетровская область, Украина). Экипаж попал в плен и был помещён в лагерь в городе Николаев (Украина). В августе 1942 года Р. И. Капрэлян совершил побег и пробрался к партизанам (район города Овруч Житомирской области), где воевал до 23 октября 1942 года, когда его на самолёте вывезли в Москву. Вернулся в полк и с 10 марта 1943 года продолжал выполнять вылеты на линию фронта для доставки боеприпасов и вывоза раненых.
В марте-мае 1943 года прошёл переподготовку в Лётном центре АДД. В мае 1943-феврале 1944 — инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии (Авиация дальнего действия). Выпускал лётчиков на самолётах С-47 и Ли-2. В марте 1944-мае 1945 — командир 89-го транспортного авиационного полка (АДД). Перегонял на фронт самолёты С-47, B-25 и Ли-2, перевозил грузы и раненых. Всего за время войны совершил 112 боевых вылетов в тыл врага и на линию фронта. С октября 1945 года майор Р. И. Капрэлян — в запасе.
В 1945—1947 годах работал пилотом в Гражданском воздушном флоте (Московские управление), в июне-сентябре 1947 — заместителем начальника авиауправления Гидрометслужбы.
В 1947—1950 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл испытания винтов мотора АШ-73 на самолёте Ту-4; испытания бомбардировщика Ту-4 в условиях обледенения, испытания радиолокационного оборудования по слепой посадке. Повёл ряд испытательных работ на самолётах B-25, Ли-2 и Ту-2.
В 1950—1952 — лётчик-испытатель авиазаводе № 82 (Тушино); испытывал серийные учебно-тренировочные бомбардировщики УТБ. В 1952—1953 годах в связи с переходом завода на выпуск троллейбусов, начал проводить ходовые испытания троллейбусов.
В 1953—1968 — лётчик-испытатель ОКБ М. Л. Миля. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ми-4ВМ (1953), Ми-6 с двигателем ТВ-2М (1957), Ми-6 с двигателем Д-25В (1959) и Ми-10 (1960), первого серийного вертолёта Ми-10 производства Ростовского вертолётного завода (1964), вертолёта Ми-10К (1966). Провёл испытания по отработке посадок вертолёта Ми-6 на режиме авторотации (1961), участвовал в испытаниях вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-2 и их модификаций.
За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны и при испытании новой авиационной техники, указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1975 года Рафаилу Ивановичу Капрэляну присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Жил в Москве. Умер 12 июля 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Кашуба Павел Тарасович

Родился 3 ноября 1913 года в селе Киевка (ныне — Апанасенковский район Ставропольского края). В 1933 году Кашуба окончил Краснодарский кооперативный техникум, затем некоторое время учился в Московском планово-экономическом институте. В 1935—1937 годах он проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии, окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. После увольнения в запас Кашуба работал в Пятигорском аэроклубе, затем лётчиком в Северном подразделении № 2 Всесоюзного треста лесной авиации Наркомлеса в городе Красноборске Архангельской области.
В 1941 году Кашуба был повторно призван в армию. С июня того же года — на фронтах Великой Отечественной войны, был пилотом 2-й авиагруппы особого назначения Генерального штаба РККА. Выполнял специальные задания командования во вражеском тылу. 13 октября 1941 года, несмотря на исключительно тяжёлые условия на земле и в воздухе, Кашуба успешно эвакуировал из окружения получившего ранение командующего Брянским фронтом генерал-лейтенанта Ерёменко.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Павел Кашуба был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 521.
В дальнейшем Кашуба летал к партизанам, действовавшим в немецком тылу, эвакуировал больных и раненых, сбрасывал грузы и парашютистов-диверсантов. В ночь с 14 на 15 марта 1943 года Кашуба был сбит над оккупированной территорией в Крыму в районе станция Владиславовка, но сумел посадить самолёт и вместе с экипажем и группой парашютистов выйти к старокрымским партизанам под командованием И. С. Мокроуса, сумевшим обеспечить им возвращение за линию фронта воздушным путём.
Всего совершил более 200 боевых вылетов. В сентябре 1944 года Кашуба вылетел на специальное задание к партизанам Югославии, однако пропал без вести, не вернувшись с задания. Лишь через много лет после войны самолёт «СИ-47», на котором летал Кашуба, был обнаружен в буковых зарослях на юге Закарпатья.
Был также награждён орденом Красного Знамени (21.04.1944) и медалями.
В честь Кашубы названа улица в Дивном селе, установлен обелиск на месте его гибели.

Михайлов Павел Михайлович

Родился 13 января 1917 года в деревне Гришково Смоленской губернии (ныне Холм-Жирковский район Смоленской области). Учился в Вяземском педагогическом училище, работал учителем. В 1940 окончил Тамбовское училище летчиков ГВФ, работал пилотом-инструктором учебной эскадрильи Московского управления ГВФ.
Призван в армию в 1942 году. Служил в 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии Гражданского Воздушного Флота 18-й воздушной армии.
Осень 1942 — доставлял оружие и боеприпасы для партизанских отрядов, действовавших под Ростовом, Миллеровом, Котельниковом.
Лето 1943 — доставлял оружие и боеприпасы войскам, в район Курской дуги, вывозил обратно раненых. За этот период произвёл более 180 вылетов.
Зима 1943 — весна 1944 — сделал множество вылетов в партизанское соединение Петра Вершигоры на реку Припять. В одном из рейсов самолёт Михайлова попал под огонь зенитных батарей противника. Снаряд попал в пилотскую кабину, разбив все приборы. Павел Михайлов и штурман корабля получили ранения. Без приборов, по памяти, они привели самолёт и ночью посадили его на аэродром под Киевом.
 К маю 1945 года Павел Михайлов совершил более 520 ночных боевых вылетов в глубокий тыл противника, в районы действия партизанских отрядов. 65 раз летал в Югославию, доставлял частям Народно-освободительной армии Югославии вооружение и продовольствие, эвакуировал 247 раненых, перебросил через линию фронта 750 солдат и офицеров. В августе 1944 года совершил в исключительно сложной обстановке полёт к партизанам Северной Греции, доставив туда советскую военную миссию в Генеральный штаб Народно-освободительной армии Албании[3].
29 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Михайлову Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7489).
В 1946 году Павел Михайлов ушёл в запас (в звании майора). Работал рейсовым пилотом. В 1965 окончил Высшее авиационное училище ГВФ.
В 1957 году участвовал в пробном беспосадочном полёте на Ту-104А в США по маршруту Москва — Лондон — Исландия — Канада — Нью-Йорк. Зимой 1971 года совершил свой последний полёт по маршруту Москва — Токио — Москва.
Павлу Михайлову присвоено почётное звание «Заслуженный пилот СССР» (1966).
Написал несколько книг, очерков, статей. Известные книги: «10000 часов в воздухе», «В небе двух полушарий», «Москва — Нью-Йорк — Москва», «Есть у самолётов крылья».
Скончался 6 июня 2005 года в посёлке Холм-Жирковском Смоленской области, похоронен на Новом кладбище Холм-Жирковского.

Павлов Владимир Фёдорович

Родился в деревне Попово (ныне — Кардымовского района Смоленской области) в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1947 года.
В 1938 году окончил три курса Смоленского финансово-экономического техникума. В том же году по комсомольскому набору направлен в Тамбовскую лётную школу Гражданского воздушного флота (ГВФ). Окончил её в 1940 году и работал пилотом-инструктором учебной эскадрильи в городе Пензе. В Красной Армии с января 1942 года.
Назначен командиром корабля в транспортную авиацию Западного фронта. На тяжёлой транспортной машине совершал боевые вылеты за линию фронта в глубокий тыл противника к партизанам Смоленщины, Белоруссии, Украины, Крыма. Он сбрасывал десанты, доставлял оружие и боеприпасы, вывозил раненых. Летать приходилось в любую погоду, днём и ночью, под зенитным огнём, отбивая атаки истребителей врага.
Особо отличился при обеспечении боевых действий Народно-освободительной армии Югославии. Авиационная группа особого назначения, в которую в мае 1944 года был включён Павлов, базировалась на аэродроме Бари в Италии, имела на вооружении американские транспортные самолёты «Дуглас» Си-47. Экипаж Павлова в небе над Балканами провёл 177 часов, доставил югославским партизанам свыше 61 тонн боеприпасов, продовольствия и вооружения, вывез 224 раненых, перебросил через линию фронта 213 бойцов и офицеров. В одном из вылетов вывез из партизанского отряда в Италию 32 лётчика со сбитых американских самолётов, и это при нагрузке самолёта — 21 человек.
В исключительно сложной обстановке высокогорной местности, без прикрытия истребителей до октября 1944 года Павлов совершил 37 вылетов в тыл противника и 24 раза производил посадки на горных партизанских аэродромах. Каждая такая посадка была сопряжена с огромным риском. Ведь аэродромы небольшие, расположены среди высоких гор, и разыскать их было нелегко. Однако экипаж Владимира Павлова успешно выполнял все задания командования.
2 сентября 1944 года один из самолётов авиагруппы при посадке в горах получил повреждение. В этом районе гитлеровцы вели наступление, и возникла угроза, что машина, экипаж и раненые партизаны могут погибнуть. Вражеские истребители обнаружили партизанский аэродром и непрерывно патрулировали над ним. На выручку товарищам вылетел Владимир Павлов. Погода была нелётной. По всему маршруту над морем и в горах бушевали грозы, сплошная облачность опускалась до 600 метров, а высота окружающих гор превышала 800 метров. Каждую секунду машина могла врезаться в землю, но Павлов сумел довести самолёт до цели, совершил посадку, доставил к поврежденной машине запасные части и ремонтно-техническую бригаду. В эту же ночь он совершил ещё один вылет — доставил партизанам оружие и вывез раненых. На следующий день поврежденный самолёт был исправлен и благополучно вернулся на свою базу.
18 сентября 1944 года Павлов вместе со своим земляком лейтенантом Михайловым получил особо важную задачу: перебросить на своих самолётах группу руководящих офицеров Народно-освободительной армии Югославии с острова Вис в Адриатическом море к партизанским соединениям, сражавшимся в тылу противника. Выполняя этот полёт, советские самолёты пересекли всю территорию Югославии, занятую врагом, и благополучно вернулись на свой аэродром.
В ночь с 4 на 5 октября 1944 года гвардии лейтенанту Павлову было поручено выполнение сквозного рейса с аэродрома Бари к командованию советских войск в Румынии. Владимир Федорович ночью совершил посадку на крохотном горном аэродроме в тылу фашистов, захватил группу советских и югославских офицеров и переправил их через линию фронта. Заправив машину горючим, он снова вернулся к партизанам, взял раненых и доставил их в Бари. Всего в эту ночь Павлов пролетел более 2500 километров над вражеской территорией и совершил две посадки на горном партизанском аэродроме.
Всего к маю 1945 года лейтенант Павлов совершил 350 боевых вылетов через линию фронта, из них 80 с посадкой в тылу противника для доставки грузов партизанам, эвакуации раненых, а также на выброску десанта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за героизм, упорство и высокое летное мастерство при выполнении особо важных заданий командования по обеспечению боевых действий Народно-освободительной армии Югославии лейтенанту Владимиру Фёдоровичу Павлову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (N 7987).
С 1946 года старший лейтенант Павлов — в запасе. До 1977 года работал пилотом гражданской авиации. Летал командиром корабля Ил-18 на международных авиалиниях, общий налёт составил более 4 миллионов километров.
Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

Радугин Феофан Григорьевич

Радугин родился в деревне Камакануры ныне Еласовского сельского совета Горномарийского района республики Марий Эл в крестьянской семье. Мариец.
Окончил лесотехнический техникум (Мариинский Посад) и Тамбовскую школу лётчиков ГВФ. С 1940 года член КПСС.
В Великую Отечественную войну с июня 1941 года. Командир корабля 1-го транспортного авиационного полка (1-я транспортная авиационная дивизия, ГК ВВС Красной Армии). За время войны совершил 247 вылетов в глубокий тыл противника, доставлял партизанам оружие, боеприпасы и медикаменты. Он совершал ночные рейсы в партизанские отряды Ковпака, Фёдорова, Сабурова, Пономаренко. Вывозил раненых. Всего за годы войны доставил 120 тонн грузов и вывез 380 человек. Забрасывал во вражеский тыл диверсантов и разведчиков.
Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1948 года.
По окончании войны в 1946 году демобилизовался. Работал в Аэрофлоте. Проживал в Москве. Скончался в 1993 году.

Рышков Иван Иванович

Родился 25 августа 1914 года в селе Малиновка ныне Чугуевского района Харьковской области. В 1937 году окончил Батайскую авиационную школу Гражданского воздушного флота. Работал на линиях гражданской авиации в Узбекистане.
В 1941 году был призван в Красную Армию. Сначала служил в Московской авиагруппе особого назначения. Вывозил детей из Таллина. Позже доставлял продовольствие в осажденный Ленинград, снабжал оружием и боеприпасами партизан, вывозил раненых. Совершил несколько сотен вылетов. В 1943 году окончил Курсы высшей летной подготовки, стал пилотом, а затем командиром корабля Ли-2.
В 1944 году выполнил важное правительственное задание. В глубокий тыл врага в Чехословакию он доставил руководителей Словацкого Народного восстания во главе с Густавом Гусаком, впоследствии ставшим руководителем Чехословакии.
К декабрю 1944 года гвардии старший лейтенант Рышков произвёл 358 боевых вылетов в глубокий тыл противника. 18 августа 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Рышкову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны продолжал службу в ВВС. С 1961 года подполковник Рышков в запасе. Летал на линиях «Аэрофлота» командиром кораблей Ту-104, Ту-114, Ил-62. Заслуженный пилот СССР.
Жил в Москве. Скончался 13 октября 1976 года.

Семенков Алексей Иванович

Родился 29 марта 1915 года (село Тесалы, сейчас посёлок Гурки Меховского района Витебской области Республики Беларусь.
В 1929 году окончил семь классов школы, вскоре переехал в Ленинград. После окончания рабфака трудился на заводе «Красный Октябрь».
Начал учёбу в авиационной школе Гражданского воздушного флота СССР в Тамбове, окончил её в 1936 году Остался работать в школе лётчиком-инструктором. В 1938 году стал командиром корабля (Московское управление ГВФ СССР), был в составе экипажей санитарных и пассажирских самолетов.
Участник советско-финляндской войны в составе санитарно-транспортной авиации, проявлял мужество, был награждён орденом Красного Знамени.
В РККА с 1941 года, участник Великой Отечественной войны с июня. Вошёл в состав Московской группы особого назначения Гражданского воздушного флота.
В сентябре 1941 года стал заместителем командира эскадрильи спецотряда по снабжению блокадного Ленинграда. К концу года совершил около 120 рейсов в осаждённый город. Лейтенант Семенков отлично справлялся с заданиями — за время работы группы доставил в Ленинград 81 тонну груза и вывез из него около 650 человек.
По данным на 16 января 1942 года Семенков совершил 223 боевых вылета, 12 боевых вылетов на выброску десанта.
25 мая 1942 года начальником ГУГВФ генерал-лейтенантом Астаховым, старший лейтенант Семенков представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, однако был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Был командиром эскадрильи, полка. Участвовал в операции по форсированию Днепра, битве на Курской дуге. Всего за всё время войны совершил более 500 боевых вылетов.
Семенкову было поручено в ночь на 9 мая 1945 года доставить в Москву советский экземпляр Акта о безоговорочной капитуляции Германии.
После победы — вновь в ГВФ СССР, был назначен на должность командира отдельной авиагруппы Международных воздушных сообщений, затем занимал другие должности.
В 1953 году стал начальником одного из управлений ГВФ СССР, вскоре стал начальником Госавианадзора там же.
В 1957 году на самолете Ту-104 первым в СССР совершил трансатлантический перелет Москва — Нью-Йорк.
С 1970 года — первый заместитель Министра Гражданской авиации.
В 1975 году ушёл в отставку в звании генерал-лейтенанта. Жил в Москве, работал в одном из московских военкоматов.
Указом Президента Российской Федерации № 83 от 26 января 1998 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне Семенкову Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Умер 16 ноября 2000 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Таран Григорий Алексеевич

Родился в деревне Мамаевка (ныне Подгайцы Кропивницкого района Кировоградской области) в крестьянской семье. Украинец. В 1933 году окончил Батайскую школу пилотов гражданского воздушного флота (ГВФ). Работал в ней лётчиком-инструктором, работал лётчиком в Средней Азии, совершал полёты в сложных погодных условиях в горных районах. в 1938 году переехал в Новосибирск, где так же работал лётчиком-инструктором в аэроклубе. В 1941 году был призван в Красную армию.
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года в составе Московской Авиационной группы Особого назначения (МАГОН) .За время службы совершил 660 вылетов на фронт и в тыл противника к партизанам. За время службы прошёл путь от лётчика до командира 3-го авиационного транспортного полка 1-й авиационной транспортной дивизии. Он был инициатором полётов на предельно малых высотах, что снижало риск подвергнуться зенитному обстрелу. Такой приём, в частности, он использовал при доставке груза продовольствия и боеприпасов частям 1-й ударной и 11-й армий Северо-Западного фронта, которые были отрезаны противником.
В 1942 году, при вывозе из осаждённого Ленинграда важного груза, самолёт Г. Тарана попал под обстрел противника, сам пилот был ранен в ноги, но все же сумел дотянуть до своего аэродрома.
В 1943 году эскадрилья, которой командовал Г. Таран, совершила 126 вылетов к партизанам Крыма, доставив 120 тонн продовольствия и вывезя более 600 раненых партизан и детей. Сам Г. Таран был командирован в Великобританию, где провёл испытания нового транспортного самолёта «Альбемарль» и перегнал его в СССР. После назначения командиром полка Г. Таран совершил 225 вылетов, из них 61 с посадкой в тылу противника.
Звание Героя Советского Союза Г. Тарану было присвоено 5 ноября 1944 года.
В мае 1945 года Г. Таран доставил в Сан-Франциско группу советских дипломатов, которые принимали участие в создании ООН.
В 1946 году после демобилизации Г. Таран стал работать заместителем командира отдельной авиагруппы международных воздушных сообщений МГА СССР. Участвовал в испытаниях новых транспортных самолётов и освоении новых международных маршрутов.
15 ноября 1948 года трагически погиб. Случайно застрелился на охоте.

Фроловский Семён Алексеевич

Родился 2 февраля 1906 года в селе Назарьево (ныне — Сараевский район Рязанской области). После окончания семи классов школы работал в лесничестве. В 1928—1930 годах проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Демобилизовавшись, работал в гражданской авиации. В 1935 году Фроловский окончил Тамбовскую школу лётчиков Гражданского воздушного флота. В июне 1941 года он повторно был призван в армию. С июля того же года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К июню 1943 года старший лейтенант Семён Фроловский командовал воздушным кораблём «Ли-2» 1-го авиаполка 1-й авиатранспортной дивизии ГК ВВС. К тому времени он совершил 500 боевых вылетов за линию фронта на доставку грузов для партизан и разведгрупп, перевёз более тысячи разведчиков и десантников, эвакуировал более трёхсот раненных. В составе группы сбил 2 немецких самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Семён Фроловский был удостоен высокого звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1065[1].
В 1946 году в звании капитана Фроловский был уволен в запас. Проживал в Москве, работал пилотом на международных авиарейсах. Умер 16 апреля 1998 года, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич

В начале Великой Отечественной войны (1941—1942) командовал Киевской группой ГВФ и 7-м отдельным авиационным полком ГВФ на Юго-Западном фронте, который вёл оборонительные бои на территории Украины. Затем участвовал в Сталинградской битве, Таганрогской, Донбасской, Никопольской наступательных операциях. В конце войны (1944—1945) командовал 10-й гвардейской дивизией ГВФ и принял участие в Белорусской, Львовско-Сандомирской, Яссо-Кишиневской и Висло-Одерской наступательных операциях, обеспечивая эвакуацию раненных и переброску оружия и боеприпасов.
После войны продолжил работать в авиации. Возглавлял Закавказское, а затем Грузинское управление гражданской авиации (ГУГА). Жил в Тбилиси. Имел награды, в том числе польский Крест Грюнвальда.

Шипилов Василий Алексеевич

Родился 13 февраля 1908 года в селе Верхний Карачан (ныне — Грибановского района Воронежской области) в семье рабочего. Русский. Окончил шесть классов. С 1930 по 1933 годы служил в Красной Армии на срочной службе.
В 1937 году окончил Балашовскую школу пилотов Гражданского Воздушного Флота. Работал пилотом Северо-Казахстанского управления ГВФ, затем в Саратовском авиационном отряде специального применения ГВФ.
С июля 1941 года вновь призван в Красную Армию, а с августа 1941 года — на фронте. Зачислен в состав Особой авиагруппы ГВФ при штабе Западного фронта, совершил сотни боевых вылетов на лёгком самолёте У-2. В 1943 году переучился на командира транспортных самолётов, освоил транспортные Си-47 и Ли-2.
В июле 1944 года зачислен в состав Авиационной группы особого назначения Авиации дальнего действия (с декабря 1944 года — 18-й воздушной армии), в составе которой воевал до марта 1945 года, обеспечивая связь и снабжение с югославскими партизанами и войсками Народно-освободительной армии Югославии. В составе этой группы совершил 138 боевых вылетов, из них 83 ночью. Совершил 43 ночные посадки, доставил бойцам НОАЮ и партизанам около 140 тонн оружия и боеприпасов, вывез 262 раненых.
Затем до окончания Великой Отечественной войны совершал боевые вылеты в интересах войск НОАЮ и 3-го Украинского фронтов.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года лейтенанту Шипилову Василию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8604).
В 1946 году старший лейтенант Шипилов уволен в запас и вернулся в гражданскую авиацию. Ещё 12 лет был командиром воздушного корабля, затем работал в аэропорту. Жил в городе Внуково Московской области. Скончался 22 мая 1987 года. Похоронен в Внуково.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, «Знак Почёта», медалями, югославским орденом.


Рецензии