Цель, которой нет

    Часто можно слышать вопрос о значении науки, научных исследований. Но ответ на него по-прежнему звучит риторически как утверждение о том, что результаты этих исследований необходимы потому, что нужны всем. При этом остается незыблемым убеждение, что сама наука не имеет конкретной цели. Обращая на это внимание, известный западный философ К.Р.Поппер убеждал, что говорить о цели научной деятельности может показаться немного наивным, поскольку ясно, что у разных ученых бывают разные цели, а у самой науки (что бы под этим ни понимали) цели нет». Как-то само собой сложилось устойчивое мнение, что многообразных научных результатов должно быть много, но вот единой цели в них нет и быть не может.

     В наше время, когда деятельность людей стремительно перерастает узкие рамки отдельных стран и регионов, как-то по-особому зазвучали глобальные проблемы. Их важность уже доходит до многих, волнует и наверное, рано или поздно, повлияет на цели общественного развития.  В этих условиях вряд ли можно найти литературный образ, который был бы более адекватным науке, чем Дон Кихот, созданный гением Сервантеса.               

    Судьба Дон Кихота – это образ одного из возможных путей эволюции человека. Рыцарские победы, слава былых героев - все это для метущегося духа человека быстро уходит в прошлое. Поколения сменяются поколениями, а победы - новыми победами, но они уже не несут с собой ничего качественно нового. И вот наступает время, когда последний из рода рыцарей остается один. Он уже даже не живет, а только демонстрирует всем, что, обладай человек самыми благородными качествами, но нацеленный на ложные цели, в лучшем случае, просто смешон.

    Рыцарство, которое господствовало в прошлом, передало своему последнему потомку некое сакральное заблуждение, которое на его беду превратилось для него в невидимого, но беспощадного врага. Именно с этим невидимым врагом, оставленным благородному наследнику былых побед, приходилось биться.  Дон Кихот почувствовал на собственной «шкуре» силу этого врага, который заставил его, рыцаря, христианина совершить настоящий грех и отказаться от своего же прошлого.               

    Но дело тут не в рыцарстве и рыцарских романах, и не в самом прошлом, а в том противоречии духа человека, которое, так уж сложилось, замкнулось именно на нем. Поэтому бессмысленно заглаживать это противоречие разными «примочками», прикладывая из только к телу его носителя. Бессмысленно пытаться их прикладывать к израненному, умирающему идальго из Ла Манчи, Алонсо Доброму, рыцарю Печального образа, Спасителю прекрасных дам, Защитнику обиженных, Зачарованному - Дон Кихоту. Он был готов заступиться за всякого, кто, как ему казалось, нуждался в его защите. Но это только в романе он умирает мудрым человеком, познавшим всю тщетность своих усилий. И не просто так этот образ сначала веселил своих современников, а затем вдруг стал смущать и беспокоить.               

     Дон Кихот так и не нашел смысла в своем рыцарстве и смирился со своей судьбой. Странствия Дон Кихота приводят его к внешнему смирению, отказу от бессмысленных страданий, поскольку цель, к которой он так стремился, оказалась мифом. Вникнув в содержание образа Дон Кихота, читатель может легко почувствовать, что этот литературный герой несет в себе противоречие человеческого духа, которое ведет по жизни любого человека. Оно всегда способно вдруг проявиться взрывом, социальным и иным катаклизмом, уничтожив  любую человеческую жизнь, если она окажется без смысла и цели.   


Рецензии